Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций
Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.
В зависимости от страны происхождения пошлины могут быть:
• максимальными, применяемыми при отсутствии РНБ между страной-экспортером и страной-импортером; их ставки чаще всего в два раза выше базовых ставок;
• базовые (минимальные) пошлины применяются при нали-чии РНБ между двумя странами;
• преференциальные — пошлины используются при наличии особых условий во внешнеторговой практике между двумя странами. Применяют в отношении продукции, ввозимой из развивающихся стран, в отношении наименее развитых государств (нулевые пошлины). В рамках интеграционных группировок (в период формирования) применяют преференциальные пошлины, ставки которых постепенно снижаются до нуля.
С учетом характера
торгово-политических отношений между
странами-контрагентами
• конвенционными (договорными), т.е. правила их примене-ния определяются двусторонними межгосударственными торговыми договорами;
• автономными,
которые применяются при отсутствии межгосударственного
Торгового договора между страной-экспортером
и страной -импортером.
В мировой практике различают также/особые пошлины:
• антидемпинговые — пошлины, действующие в отношении импортируемых по заниженным, или демпинговым, ценам товаров в качестве меры, нейтрализующей эффект демпинга;
• компенсационные — пошлины, которые действуют в отношении ввоза товаров по субсидированным ценам и призваны нейтрализовать эффект занижение их цены;
• запретительные — особо высокие пошлины, которые фактически запрещают ввоз товара. Например, в рамках ЕС установлены подобные пошлины на отдельные виды продовольствия, в частности на ввоз сливок ставка доходит до 470%;
• преференциальные — особо льготные пошлины.
В целом пошлина на один и тот же товар может быть одновременно классифицирована как импортная, адвалорная, базовая и конвенционная.
Еще один инструмент современной таможенно-тарифной системы — таможенный тариф. Под таможенным тарифом понимают систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Тарифы могут быть одноколонными и многоколонными. В современной практике применяют многоколонные, или сложные, тарифы. Как правило, указаны три ставки пошлин -максимальная, базовая и преференциальная.
Основным принципом построения таможенного тарифа служит принцип тарифной эскалации, согласно которому ставка пошлины растет по мере повышения степени обработки товара. А именно: сырье ввозится фактически беспошлинно, полуфабрикаты — по более высоким пошлинам, а готовая продукция облагается наиболее высокими ставками пошлин. В качестве примера можно привести таможенный тариф США, в котором средний уровень таможенного обложения равен 2,2% на сырье, 5,2% на полуфабрикаты, 5,7% на готовые изделия; в Бразилии — 9,3%, 11,9% и 15,8%.
На протяжении
последних десятилетий
• снижение средневзвешенного уровня таможенно-тарифного
обложения в мире. За 1947-2004 гг. он снизился с 40—50% до 4%.
Он составил, например, в США — 3,9%, в Японии — 3,3, в ЕС —
4,4%. Основное
влияние оказали: результаты
торговых переговоров в рамках ГАТТ—ВТО; распространение РНБ на таможенные пошлины; возможность обхода торговых барьеров вложением прямых инвестиций и более свободного выхода на рынок страны-потребителя за счет размещения там производства; активизация создания новых интеграционных группировок в мире, в рамках которых проводится либеральная взаимная торговая политика; широкое распространение преференциальных торговых соглашений как многостороннего, так и более узкого формата;
• унификация таможенных и административных формальностей, в частности, разработка Антидемпингового кодекса в рамках ВТО, методики определения таможенной стоимости товара и понятия страны-происхождения товара; введение Гармонизированной системы описания и кодирования товаров как основы национальных таможенных тарифов;
• решения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ о тарификации нетарифных барьеров, т.е. пересчете нетарифных ограничений в эквивалент таможенной пошлины в целях перехода к защите национальных рынков на основе ценовых мер (что является одним из принципов ВТО). Подобная мера привела к существенному росту ставок таможенных пошлин на продовольствие, текстильные товары и обувь, а значит, к росту средневзвешенного уровня таможенного обложения отдельных стран (в импорте которых существенная доля принадлежит перечисленным товарам). Так, средние ставки пошлин возросли в два раза в Канаде (до 12%), Мексике (до 18%), в Норвегии (до 22%);
• дифференциация ставок таможенных пошлин на отдельные товары международной торговли. По оценкам, доля товаров, ввоз которых осуществляется беспошлинно, составляет 20—30%, в том числе в Японии - 45,2%, США - 30,7%, в ЕС - 18,3%. Одновременно есть товары, ставки пошлин на которые превышают 200-300%.
Таким образом, современная таможенная система мира отличается изменениями как либерализационного, так и протекционистского характера.
Нетарифные ограничения
Широкое распространение нетарифных ограничений (НТО) в мировой внешнеторговой практике относится к началу 1970-х гг., хотя Количественные ограничения применялись еще в 1930-е гг. В настоящее время выделяют порядка 600 видов НТО, охватывают как импорт, так и экспорт.
В силу неопределенности термина для определения НТО дейст вует классификация ВТО. В соответствии с ней НТО можно условно разделить на пять группе
Группа I. Участие государства в торговле. Включает такие основные инструменты, как:
• субсидии в форме прямых и косвенных дотаций экспорто-ориентированным и импортозамещающим отраслям, включая налоговые льготы, двусторонние программы «связанной» помощи льготное кредитование, гарантирование экспортных кредитов;
• правительственные закупки — предоставление преференций национальным фирмам, с которыми подписываются контракты, включая дифференциацию цен, скрытые процедуры преференциальных закупок у национальных фирм;
• государственные торговые предприятия, государственная монополия и исключительный франчайзинг, реализующие государственную практику ограничений в торговле, включая соглашения, санкционированные правительством, а также дискриминационные соглашения в сфере международных перевозок. Исключительный франчайзинг — это особый вид лицензирования, когда компания — владелец торговой марки предоставляет другой компании право ставить эту торговую марку на свою продукцию, но при этом получает право контроля за качеством продукции компании-франчайзера;
• правительственная промышленная политика и меры по поддержке депрессивных регионов, включающие государственную практику по содействию отдельным компаниям, отраслям промышленности и отсталым регионам, направленную на их реструктуризацию в меняющихся рыночных условиях;
• государственное финансирование НИОКР и других направлений технологической политики, которое отражает стремление правительства оказать помощь частным фирмам, включая защиту прав интеллектуальной собственности (патенты, торговые марки, авторские права), увеличить позитивный эффект от передачи технологии;
• компенсационные пошлины, т.е. специальные пошлины, взимаемые с товаров, производство и/или экспорт которых осуществляются на основе субсидирования и импорт которых наносит ущерб местным производителям.
Группа II. Таможенные и административные формальности, включают:
• методику определения таможенной стоимости товара с использованием специально разработанных мер. Под таможенной стоимостью товара понимают фактическую стоимость или цену, по которой данный или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в месте и во время, определяемое законодательством страны-импортера. В качестве базы для расчета таможенная стоимость может быть рассчитана на основе: 1) продажной цены товара, произведенного в стране-импортере; 2) цены товара на внутреннем рынке страны-экспортера; 3) цены товара для экспорта в другие страны, но не государство-импортер; 4) минимальной таможенной стоимости; 5) производных или специально рассчитанных стоимостей;
• таможенную классификацию — применение национальных методов классификации (не унифицированных в международной практике) товаров, подлежащих таможенному обложению. При этом чем большее количество тарифных позиций имеется в таможенной классификации, тем больший протекционистский эффект она обеспечивает за счет принципа тарифной эскалации. В большинстве стран — членов ВТО суммарное число тарифных позиций составляет 5—8 тыс., но в отдельных странах превышает 10 тыс. (например, в Малайзии, Турции, Мексике, Бразилии);
• антидемпинговую практику — введение специальной импортной пошлины, призванной нейтрализовать доказанный демпинг (поставки товаров ниже цены на внутреннем рынке страны-экспортера или даже ниже издержек их производства). Применение антидемпинговых пошлин регулируется правилами ГАТТ—ВТО. Первый вариант Антидемпингового кодекса был принят еще в ходе Кеннеди-раунда переговоров ГАТТ в 1968 г. С теоретической точки зрения антидемпинговые пошлины ведут к снижению всеобщего благосостояния в мировой экономике, но в стране-импортере, напротив, стимулируют его рост. Для инициирования антидемпинговых расследований возможно установление минимальных цен на зарубежные товары. Для начала антидемпингового расследования необходимо доказать два факта: 1) недобросовестную ценовую практику, т.е. продажу экспортных товаров по ценам ниже цены на внутреннем рынке страны-производителя;
2) причинение
ущерба национальным
Группа III. Национальные промышленные стандарты, санитарно-ветеринарные и фитосанитарные нормы, требования, связанные с нормами здравоохранения, требования к упаковке и маркировке товара. Некоторые технические нормы, специально разработанные в национальной практике, могут дискриминировать импорт товаров. Технические барьеры разработаны для упорядочения и облегчения процесса производства и торговли, но из-за национальных различий стали дискриминационным барьером, способным полностью перекрыть ввоз того или иного товара на внутренний рынок или, по крайней мере, потребовать дополнительных усилий по изменению упаковки, маркировки и др., что увеличивает издержки фирмы-производителя.
В целом стандарты,
сертификаты и прочие технические
нормы появились с целью
Наибольший дискриминационный
эффект имеют национальные различия
рассматриваемых норм и практика
их дифференцированного применения
в отношении национальных и зарубежных
товаров. В результате нарушается национальный
режим, который считается основным
при использовании технических
норм, что записано в Кодексе о
стандартах, принятом на Токийском
раунде переговоров ГАТТ. Применение
технических норм в качестве дискриминационного
ограничения импорта возникает
в следующих случаях: 1) при завышенных
стандартах в отношении импорта
по сравнению с национальными
товарами; 2) при наличии более
жестких правил в отношении импорта;
3) при проверке соответствия качества
импортной продукции путем
Даже в ЕС,
где в рамках единого внутреннего
рынка происходит гармонизация национальных
стандартов и прочих мер данной группы
на основе принципа взаимного признания
и разработки единых общеевропейских
стандартов, по оценке экспертов, 79% взаимного
оборота стран Европейского союза
(за исключением
Группа IV. Количественные и прочие специфические ограничения импорта и экспорта, к которым относят квотирование, лицензирование, «добровольные» ограничения экспорта, ограничения, связанные с ввозом кинофильмов, валютные ограничения, инвестиционные ограничения:
• импортные (экспортные) квоты являются ограничениями объема и/или стоимости импорта (экспорта) отдельных товаров на определенный период. Различают глобальные (не разбиваются по странам-поставщикам), индивидуальные (разбиваются по странам и фирмам-поставщикам и наиболее жестко регулируют ввоз/вывоз товара), сезонные (вводятся на период сбыта национальной сезонной продукции в целях содействия ее реализации, например, на продовольствие на вторую половину года) и тарифные квоты (лимитируют объем продукции, ввозимой в соответствии с предоставленными зарубежной стране торговыми преференциями, тогда как поставка продукции сверх квоты регулируется обычной торговой практикой);