Международная торговля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 15:11, курс лекций

Описание работы

Мировая торговля является традиционной, исторически первой формой международных экономических отношений. Она представляет собой обмен товарами и услугами между резидентами и нерезидентами страны, т.е. для ее участников она является внешней торговлей. Объем мировой торговли рассчитывается как сумма внешнеторговых оборотов всех стран мира.

Работа содержит 1 файл

Международная торговля.docx

— 87.48 Кб (Скачать)

В зависимости  от страны происхождения пошлины  могут быть:

• максимальными, применяемыми при отсутствии РНБ между страной-экспортером и страной-импортером; их ставки чаще всего в два раза выше базовых ставок;

• базовые (минимальные) пошлины применяются при нали-чии РНБ между двумя странами;

• преференциальные — пошлины используются при наличии особых условий во внешнеторговой практике между двумя странами. Применяют в отношении продукции, ввозимой из развивающихся стран, в отношении наименее развитых государств (нулевые пошлины). В рамках интеграционных группировок (в период формирования) применяют преференциальные пошлины, ставки которых постепенно снижаются до нуля.

С учетом характера  торгово-политических отношений между  странами-контрагентами таможенные пошлины могут быть:

• конвенционными (договорными), т.е. правила их примене-ния определяются двусторонними межгосударственными торговыми договорами;

• автономными, которые применяются при отсутствии межгосударственного Торгового договора между страной-экспортером и страной -импортером. 

В мировой практике различают также/особые пошлины:

• антидемпинговые — пошлины, действующие в отношении импортируемых по заниженным, или демпинговым, ценам товаров в качестве меры, нейтрализующей эффект демпинга;

• компенсационные — пошлины, которые действуют в отношении ввоза товаров по субсидированным ценам и призваны нейтрализовать эффект занижение их цены;

• запретительные — особо высокие пошлины, которые фактически запрещают ввоз товара. Например, в рамках ЕС установлены подобные пошлины на отдельные виды продовольствия, в частности на ввоз сливок ставка доходит до 470%;

• преференциальные — особо льготные пошлины.

В целом пошлина  на один и тот же товар может быть одновременно классифицирована как импортная, адвалорная, базовая и конвенционная.

Еще один инструмент современной таможенно-тарифной системы — таможенный тариф. Под таможенным тарифом понимают систематизированный перечень товаров с указанием ставок таможенных пошлин. Тарифы могут быть одноколонными и многоколонными. В современной практике применяют многоколонные, или сложные, тарифы. Как правило, указаны три ставки пошлин -максимальная, базовая и преференциальная.

Основным принципом  построения таможенного тарифа служит принцип тарифной эскалации, согласно которому ставка пошлины растет по мере повышения степени обработки  товара. А именно: сырье ввозится фактически беспошлинно, полуфабрикаты  — по более высоким пошлинам, а готовая продукция облагается наиболее высокими ставками пошлин. В  качестве примера можно привести таможенный тариф США, в котором  средний уровень таможенного  обложения равен 2,2% на сырье, 5,2% на полуфабрикаты, 5,7% на готовые изделия; в Бразилии — 9,3%, 11,9% и 15,8%.

На протяжении последних десятилетий таможенно-тарифная система мира претерпела немалые изменения, среди которых следует выделить:

• снижение средневзвешенного уровня таможенно-тарифного

обложения в  мире. За 1947-2004 гг. он снизился с 40—50% до 4%.

Он составил, например, в США — 3,9%, в Японии — 3,3, в ЕС —

4,4%. Основное  влияние оказали: результаты многосторонних

торговых переговоров  в рамках ГАТТ—ВТО; распространение РНБ на таможенные пошлины; возможность обхода торговых барьеров вложением прямых инвестиций и более свободного выхода на рынок страны-потребителя за счет размещения там производства; активизация создания новых интеграционных группировок в мире, в рамках которых проводится либеральная взаимная торговая политика; широкое распространение преференциальных торговых соглашений как многостороннего, так и более узкого формата;

• унификация таможенных и административных формальностей, в частности, разработка Антидемпингового кодекса в рамках ВТО, методики определения таможенной стоимости товара и понятия страны-происхождения товара; введение Гармонизированной системы описания и кодирования товаров как основы национальных таможенных тарифов;

• решения Уругвайского раунда переговоров ГАТТ о тарификации нетарифных барьеров, т.е. пересчете нетарифных ограничений в эквивалент таможенной пошлины в целях перехода к защите национальных рынков на основе ценовых мер (что является одним из принципов ВТО). Подобная мера привела к существенному росту ставок таможенных пошлин на продовольствие, текстильные товары и обувь, а значит, к росту средневзвешенного уровня таможенного обложения отдельных стран (в импорте которых существенная доля принадлежит перечисленным товарам). Так, средние ставки пошлин возросли в два раза в Канаде (до 12%), Мексике (до 18%), в Норвегии (до 22%);

• дифференциация ставок таможенных пошлин на отдельные товары международной торговли. По оценкам, доля товаров, ввоз которых осуществляется беспошлинно, составляет 20—30%, в том числе в Японии - 45,2%, США - 30,7%, в ЕС - 18,3%. Одновременно есть товары, ставки пошлин на которые превышают 200-300%.

Таким образом, современная таможенная система  мира отличается изменениями как  либерализационного, так и протекционистского характера.

Нетарифные  ограничения

Широкое распространение  нетарифных ограничений (НТО) в мировой внешнеторговой практике относится к началу 1970-х гг., хотя Количественные ограничения применялись еще в 1930-е гг. В настоящее время выделяют порядка 600 видов НТО, охватывают как импорт, так и экспорт.

В силу неопределенности термина для определения НТО  дейст вует классификация ВТО. В соответствии с ней НТО можно условно разделить на пять группе

Группа I. Участие государства в торговле. Включает такие основные инструменты, как:

• субсидии в форме прямых и косвенных дотаций экспорто-ориентированным и импортозамещающим отраслям, включая налоговые льготы, двусторонние программы «связанной» помощи льготное кредитование, гарантирование экспортных кредитов;

• правительственные закупки — предоставление преференций национальным фирмам, с которыми подписываются контракты, включая дифференциацию цен, скрытые процедуры преференциальных закупок у национальных фирм;

• государственные торговые предприятия, государственная монополия и исключительный франчайзинг, реализующие государственную практику ограничений в торговле, включая соглашения, санкционированные правительством, а также дискриминационные соглашения в сфере международных перевозок. Исключительный франчайзинг — это особый вид лицензирования, когда компания — владелец торговой марки предоставляет другой компании право ставить эту торговую марку на свою продукцию, но при этом получает право контроля за качеством продукции компании-франчайзера;

• правительственная промышленная политика и меры по поддержке депрессивных регионов, включающие государственную практику по содействию отдельным компаниям, отраслям промышленности и отсталым регионам, направленную на их реструктуризацию в меняющихся рыночных условиях;

• государственное финансирование НИОКР и других направлений технологической политики, которое отражает стремление правительства оказать помощь частным фирмам, включая защиту прав интеллектуальной собственности (патенты, торговые марки, авторские права), увеличить позитивный эффект от передачи технологии;

• компенсационные пошлины, т.е. специальные пошлины, взимаемые с товаров, производство и/или экспорт которых осуществляются на основе субсидирования и импорт которых наносит ущерб местным производителям.

  Группа II. Таможенные и административные формальности, включают:

• методику определения таможенной стоимости товара с использованием специально разработанных мер. Под таможенной стоимостью товара понимают фактическую стоимость или цену, по которой данный или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в месте и во время, определяемое законодательством страны-импортера. В качестве базы для расчета таможенная стоимость может быть рассчитана на основе: 1) продажной цены товара, произведенного в стране-импортере; 2) цены товара на внутреннем рынке страны-экспортера; 3) цены товара для экспорта в другие страны, но не государство-импортер; 4) минимальной таможенной стоимости; 5) производных или специально рассчитанных стоимостей;

• таможенную классификацию — применение национальных методов классификации (не унифицированных в международной практике) товаров, подлежащих таможенному обложению. При этом чем большее количество тарифных позиций имеется в таможенной классификации, тем больший протекционистский эффект она обеспечивает за счет принципа тарифной эскалации. В большинстве стран — членов ВТО суммарное число тарифных позиций составляет 5—8 тыс., но в отдельных странах превышает 10 тыс. (например, в Малайзии, Турции, Мексике, Бразилии);

• антидемпинговую практику — введение специальной импортной пошлины, призванной нейтрализовать доказанный демпинг (поставки товаров ниже цены на внутреннем рынке страны-экспортера или даже ниже издержек их производства). Применение антидемпинговых пошлин регулируется правилами ГАТТ—ВТО. Первый вариант Антидемпингового кодекса был принят еще в ходе Кеннеди-раунда переговоров ГАТТ в 1968 г. С теоретической точки зрения антидемпинговые пошлины ведут к снижению всеобщего благосостояния в мировой экономике, но в стране-импортере, напротив, стимулируют его рост. Для инициирования антидемпинговых расследований возможно установление минимальных цен на зарубежные товары. Для начала антидемпингового расследования необходимо доказать два факта: 1) недобросовестную ценовую практику, т.е. продажу экспортных товаров по ценам ниже цены на внутреннем рынке страны-производителя;

2) причинение  ущерба национальным производителям  аналогичной продукции страны-импортера  вследствие сбыта зарубежных товаров по демпинговым ценам. Антидемпинговые пошлины в среднем в несколько раз выше базовых или минимальных ставок пошлин национальных таможенных тарифов, которые применяются в рамках режима наибольшего благоприятствования. Конечно, подобная защита национальных производителей сказывается на объеме торговли. По некоторым оценкам, антидемпинговые пошлины сокращают стоимость импорта в среднем на 30-50%, а физический объем импорта — на 70%.

Группа III. Национальные промышленные стандарты, санитарно-ветеринарные и фитосанитарные нормы, требования, связанные с нормами здравоохранения, требования к упаковке и маркировке товара. Некоторые технические нормы, специально разработанные в национальной практике, могут дискриминировать импорт товаров. Технические барьеры разработаны для упорядочения и облегчения процесса производства и торговли, но из-за национальных различий стали дискриминационным барьером, способным полностью перекрыть ввоз того или иного товара на внутренний рынок или, по крайней мере, потребовать дополнительных усилий по изменению упаковки, маркировки и др., что увеличивает издержки фирмы-производителя.

В целом стандарты, сертификаты и прочие технические  нормы появились с целью расширения информированности потребителя  о качественных характеристиках  товаров и услуг. Обычно стандарты  самостоятельно разрабатываются фирмами, торговыми ассоциациями, специальными неправительственными органами, в то время как технические правила  в отношении безопасности, здоровья, экологии, защиты потребителей утверждаются в законодательном порядке и  носят обязательный характер. Сертификационные документы призваны подтвердить  соответствие характеристик данного  товара действующим стандартам и  правилам. Большие различия в национальных стандартах, технических правилах и  сертификационных нормах позволяют использовать их в качестве торгового барьера.

Наибольший дискриминационный  эффект имеют национальные различия рассматриваемых норм и практика их дифференцированного применения в отношении национальных и зарубежных товаров. В результате нарушается национальный режим, который считается основным при использовании технических  норм, что записано в Кодексе о  стандартах, принятом на Токийском  раунде переговоров ГАТТ. Применение технических норм в качестве дискриминационного ограничения импорта возникает  в следующих случаях: 1) при завышенных стандартах в отношении импорта  по сравнению с национальными  товарами; 2) при наличии более  жестких правил в отношении импорта; 3) при проверке соответствия качества импортной продукции путем применения более дорогостоящих и обременительных  правил.

Даже в ЕС, где в рамках единого внутреннего  рынка происходит гармонизация национальных стандартов и прочих мер данной группы на основе принципа взаимного признания  и разработки единых общеевропейских  стандартов, по оценке экспертов, 79% взаимного  оборота стран Европейского союза (за исключением сельскохозяйственной продукции) испытывает действие технических  барьеров.

Группа IV. Количественные и прочие специфические ограничения импорта и экспорта, к которым относят квотирование, лицензирование, «добровольные» ограничения экспорта, ограничения, связанные с ввозом кинофильмов, валютные ограничения, инвестиционные ограничения:

• импортные (экспортные) квоты являются ограничениями объема и/или стоимости импорта (экспорта) отдельных товаров на определенный период. Различают глобальные (не разбиваются по странам-поставщикам), индивидуальные (разбиваются по странам и фирмам-поставщикам и наиболее жестко регулируют ввоз/вывоз товара), сезонные (вводятся на период сбыта национальной сезонной продукции в целях содействия ее реализации, например, на продовольствие на вторую половину года) и тарифные квоты (лимитируют объем продукции, ввозимой в соответствии с предоставленными зарубежной стране торговыми преференциями, тогда как поставка продукции сверх квоты регулируется обычной торговой практикой);

Информация о работе Международная торговля