Деятельность ООН в новом мировом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования

Целью исследования является комплексный анализ деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе.

В соответствии с целью в дипломной работе сосредоточено внимание на выполнение следующих основных задач:

- выявить роль и место ООН на мировой арене на сегодняшний день;

- изучить и проанализировать причины и предпосылки реформирования ООН в современном мире;

- показать необходимость реформирования и определить позиции государств к реформированию ООН;

- определить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН


ООН как универсальная международная организация 9
1.2 Цели ООН 10

1.3 Структура ООН 12


РАЗДЕЛ 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН


2.1 ООН и предпосылки его реформирования

в условиях глобализации 20


2.2 Позиции государств по вопросу реформирования ООН и проекты

реформ 35


РАЗДЕЛ 3 ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ


3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру 47

3.2 Формирование миротворческих сил и порядок финансирования миротворческих операций ООН 53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Ssylki

Hronologi4eskie ramki

Prilojenie Ustav OON raspe4atat

Работа содержит 1 файл

Гульзана.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

     Содействие  стабильному и устойчивому развитию, являющемуся одной из первоочередных задач Организации Объединенных Наций, будет проходить на основе:

     - объединения фондов и программ Организации Объединенных Наций, осуществляющих деятельность в области развития, в Группу Организации Объединенных Наций по вопросам развития, что будет способствовать их консолидации и сотрудничеству между ними без ущерба для их специфики и самостоятельности;

     - предложения относительно “дивиденда для развития” в целях переключения ресурсов с административной деятельности на развитие;

     - создания нового Управления по финансированию развития, так чтобы первый заместитель Генерального Секретаря выступал в качестве инициатора разработки новаторских методов мобилизации новых финансовых ресурсов для целей развития;

     - предложений о совместном несении бремени и обеспечении большей предсказуемости на основе объявления согласованных и добровольных взносов на несколько лет в целях финансирования деятельности Организации Объединенных Наций в области развития;

     - укрепления экологического измерения деятельности Организации Объединенных Наций, особенно ЮНЕП.

     Требуется произвести укрепление и сосредоточение функций Секретариата по нормотворчеству, разработке политики, выполнению задач, требующих специальных знаний, а также его потенциала по обслуживанию межправительственных органов Организации Объединенных Наций путем создания объединенной секторальной группы по экономическим и социальным вопросам 20

           Также Кофи Аннан  считает необходимым:

     - Повышение готовности Организации к более оперативному развертыванию миротворческих и других полевых операций, в том числе путем укрепления потенциала быстрого реагирования Организации Объединенных Наций;

     - Укрепление потенциала Организации Объединенных Наций в области постконфликтного миростроительства путем назначения Департамента по политическим вопросам в качестве координационного центра с этой целью;

     - Активизацию международных усилий по борьбе с преступностью, наркотиками и терроризмом путем объединения программ и мероприятий Организации Объединенных Наций в Вене в рамках Управления по контролю над наркотическими средствами и предупреждению преступности;

     - Расширение деятельности в области прав человека путем реорганизации и изменения структуры Секретариата по правам человека и включения вопросов, прав человека во все основные мероприятия и программы Организации Объединенных Наций;

     - Совершенствование работы по повестке дня в области разоружения путем создания Департамента по вопросам разоружения и регулирования вооружений, который будет заниматься проблемами сокращения вооружений и оружия массового уничтожения и регулирования вооружений;

     - Активизацию деятельности по удовлетворению гуманитарных потребностей путем создания нового Управления Координатора чрезвычайной помощи вместо Департамента по гуманитарным вопросам и направления его усилий на более эффективные действия в многоплановых чрезвычайных ситуациях;

     - Осуществление коренного сдвига в стратегии и функциях Организации Объединенных Наций в области общественной информации и коммуникации с целью удовлетворить изменяющиеся потребности Организации;

     - Удовлетворение потребности в более фундаментальных преобразованиях с помощью рекомендаций Генерального секретаря в адрес государств-членов, в которых им предлагалось бы рассмотреть следующие вопросы:

     - выдвижение на передний план в работе Генеральной Ассамблеи самых приоритетных вопросов и сокращение продолжительности сессий Ассамблеи;

     - создание комиссии на уровне министров для изучения необходимости фундаментальных преобразований путем внесения изменений в Устав Организации Объединенных Наций и правовые документы, в которых определены мандаты специализированных учреждений Организации Объединенных Наций;

     - принятие решения о проведении сессии Генеральной Ассамблеи в 2000 году в форме “Ассамблеи тысячелетия”, на которой основное внимание было бы сосредоточено на подготовке Организации Объединенных Наций к решению важнейших задач и удовлетворению потребностей мирового сообщества в XXI веке и одновременно с которой состоялась бы “Народная ассамблея”21.

     Среди перечисленных нововведений было упомянуто  создание “руководящей группы управления”, своего рода кабинета реформаторов; формирование “группы стратегического планирования” для выявления и анализа глобальных проблем и тенденций; сокращение 1000 сотрудников аппарата; сохранение без изменений расходной части бюджета; уменьшение объема документации и снижение административных расходов на 33%. Эти реформы призваны обеспечить более эффективную экономическую политику организации и уменьшить проблему задолженностей.

     Помимо  этого, Кофи Аннан планировал объединить две параллельные структуры, занимающиеся проблемами прав человека – управление Верховного комиссара и соответствующий Центр, - в единое управление Верховного комиссара по правам человека. Вместо Департамента по гуманитарным проблемам предлагалось создать управление Координатора по помощи в чрезвычайных ситуациях, а также объединить три экономических и социальных департамента в единый Департамент экономических и социальных проблем, призванный более эффективно и с меньшими затратами решать вопросы экономического сотрудничества и развития. Наконец, предлагалось объединить все представительства ООН в отдельных странах в так называемые “дома ООН” (по типу “Американского дома”, размещенного во многих странах мира).

     Вопрос  расширения числа постоянных членов Совет безопасности рассматривался на заседании специальной группы, которое проходило одновременно с представлением доклада генерального секретаря. Разговоры об увеличении числа стран, составляющих Совет Безопасности, обсуждается еще с 1992 г. Однако именно во время последнего заседания США устами своего представителя в ООН Билла Ричардсона выразили согласие на вхождение в число постоянных членов, помимо Германии и Японии, еще трех развивающихся стран. Но при этом посол добавил, что развивающиеся страны не должны обладать правом вето на решения совета. Судя по первой реакции представителей стран “третьего мира”, такое предложение о чисто формальном членстве в Совете Безопасности отнюдь не вызвало у них энтузиазма.

     Генеральный секретарь высказался за ограничение  абсолютного права вето в Совете Безопасности ООН и возможность  его преодоления большинством в две трети голосов стран-членов этого руководящего органа мирового сообщества. В рамках начавшегося официального визита в Австрию он провел переговоры с президентом этой страны Томасом Клестилем и федеральным канцлером Виктором Климой. В беседах с австрийскими руководителями Аннан изложил свою точку зрения на проблему реформирования СБ ООН, который, по его словам, должен стать "более демократичным и представительным". В частности, генеральный секретарь заявил о целесообразности увеличения численности Совета Безопасности с 15 до 20 или даже 26 государств, а также о введении в его состав пяти новых постоянных членов. Два из этих пяти мест, по его мнению, могли бы занять представители промышленно развитых держав, а три места должны быть отданы развивающимся странам. Вопрос о реформах в рамках ООН обсуждается уже на протяжении ряда лет, отметил Аннан, однако до сих пор без особого прогресса. В этой связи он выразил надежду, что с учетом уроков косовского кризиса дискуссия приобретет более конструктивный характер и будут достигнуты позитивные результаты. Тема Косово также заняла одно из центральных мест в ходе переговоров. Генеральный секретарь ООН выразил удовлетворение тем, что процесс урегулирования конфликта полностью находится под контролем ООН 22.

         Однако эти ранее предпринимавшиеся усилия были направлены на устранение симптомов, а не причин коренных слабостей. Они не носили достаточно всеобъемлющий и стратегический характер, которого требует наша эпоха таких стремительных перемен. В нескольких ключевых областях— прежде всего это управление людскими ресурсами, сами базовые структуры управления, механизмы межправительственного контроля и, может быть, в первую очередь культура управления – действующая модель не претерпела существенных изменений по крайней мере с конца 70-х годов. Более того, эти системы продолжали слабеть по мере нарастания вызовов.

        В результате этого Секретариат с большим трудом пытался приспособиться к изменившейся обстановке. Он столкнулся со многими практическими проблемами и рядом кризисов. Невзирая на все трудности, приверженные своему делу сотрудники с каждым годом делали все больше. Теперь настало время для фундаментальной реформы, специально направленной на то, чтобы дать возможность Секретариату решать новые оперативные задачи Организации Объединенных Наций в XXI веке. Так же, известный всему миру комплекс зданий Центральных учреждений, который по прошествии более 50 лет ремонтных и технико-эксплуатационных работ,  теперь нуждается в полном обновлении сверху донизу, Организация по прошествии десятилетий частичных реформ теперь нуждается в глубокой стратегической трансформации, которая может быть выполнена только при наличии твердой и неизменной приверженности на всех уровнях руководства.

       Таким образом, анализируя потребности настоящего и высказывания политологов-международников и политических деятелей разных стран, очевидно, что подобный шаг  (т.е. эффективные преобразования ООН) помог бы поддержанию общего баланса в системе международных отношений, особенно в условиях, когда еще не изжиты рецидивы использования силовых действий в обход Совета Безопасности.  

     1.2 Позиции государств к реформированию ООН и отношение к предложенному проекту  реформ.

     Естественно, что приятие предложений о  реформах проходило неодназначно. Идеи реформирования ООН вызвали различную оценку среди политических кругов и научного сообщества.

       Самыми активными сторонниками идеи расширения Совета Безопасности являются Япония, Германия, Бразилия и Индия-страны кандидаты на вступление в элитарный клуб  и называемые  «Группой четырех». Они представили рамочный проект резолюции о создании новых мест постоянных членов Совета Безопасности и предложили 59-ой сессии провести прения и голосование. Проект «G4» предусматривает три этапа: принятие резолюции по процедуре расширения Совета Безопасности, избрание новых членов, принятие резолюции о введении технических поправок в Устав ООН. В данном проекте говорится, что расширение Совета Безопасности должно происходить по географическому принципу: в число постоянных членов должны быть включены 2 страны, представляющие Азию и Африку, 1 страна Латинской Америки и 1 европейская страна. Количество  непостоянных членов предпологается увеличить на 4 за счет стран Азии, Африки, Латинской Америки и Восточной Европы, которые будут переизбраться каждые 2 года. В июле 2005 г. «G4» представила проект, предусматривающий расширение СБ до 28: то есть принять еще 6 постоянных и 4 непостоянных , а также «заморозить» право вето для вновь принятых постоянных членов на 15 лет. Четверка отказалась от требования к Совету Безопасности о рассмотрении резолюции о реформе Совета Безопасности на 60-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, но заявила о намерении добиваться принятия  этой резолюции до начала 2006 г.

         Одним из аргументов, приводимым в поддержку данной инициативы является вопрос о взносах стран ООН в эту организацию: как известно на долю США приходятся 22% , Франция платит 6,5%, Британия – 5,57%, Китай – 1,4%, а Россия – 1,2%,  тогда как Германия – 10%, Япония выплачивает 20%, что составляет 346 миллионов ежегодно. Япония намерена потребовать от Франции, Британии, Китая и России увеличить сумму своих взносов в ООН.  23

        Другим аргументом в пользу  проекта  может служить экономический  потенциал страны: Япония, Германия, от Африки называют кандидатуру ЮАР, или людской потенциал: Индия, Бразилия, Нигерия – возможный кандидат от Африки и самая большая страна континента.

        Данная инициатива вызвала довольно  сильную оппозицию в рядах  членов ООН. Так было создано  так называемое «Объединение для достижения консенсуса»-это оппоненты «G4», отстаивающие второй вариант реформирования Совета Безопасности, представленный в докладе  Генерального Секретаря ООН. Данная группа государств, в которую входят Аргентина, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Италия, Мальта, Мексика, Пакистан, Республика Корея, Сан-Марино, Испания и Турция, выступают за расширение Совета Безопасности исключительно по категории непостоянных членов. Так Италия  может оказаться единственной  промышленно-развитой страной, не представленной в СБ. Лидерство бразилии на американском континенте оспаривает Мексика, а лидерство ЮАР в Африке – Нигерия и Египет. Против кандидатуры Индии активно выступают Пакистан. Страны – постоянные члены Совета Безопасности также имеют свою позицию по этому вопросу .

        В ходе проводимых с делегациями государств-членов ООН «двусторонних консультаций», кандидаты на постоянное членство в Совете зачастую используют не только политические, но и финансовые рычаги давления. Об этом, выступая с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, заявил постпред Италии Марчело Спатафора. Он выразил свое недовольство по поводу имевших место случаев экономического давления со стороны «Группы четырех» на страны-реципиенты с целью получения их голосов. Итальянский дипломат привел пример, когда одно из государств-членов «четверки» прекратило финансирование важного проекта на территории государства — получателя финансовой помощи ввиду того, что оно приняло решение поддержать позицию группы, именуемой «Uniting for consensus» 24.     

     Очевидно, что позиция «Uniting for consensus» прежде всего, основана на стремлении не допустить постоянного членства Германии, Японии, Индии и Бразилии в клубе привилегированных.     Италия против расширения Совета Безопасности по категории постоянных членов, т.к. в случае приема в элитный клуб Германии она может остаться единственной промышленно развитой европейской державой, не имеющей постоянного места в Совете.

Информация о работе Деятельность ООН в новом мировом порядке