Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:36, дипломная работа
Цели и задачи исследования
Целью исследования является комплексный анализ деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе.
В соответствии с целью в дипломной работе сосредоточено внимание на выполнение следующих основных задач:
- выявить роль и место ООН на мировой арене на сегодняшний день;
- изучить и проанализировать причины и предпосылки реформирования ООН в современном мире;
- показать необходимость реформирования и определить позиции государств к реформированию ООН;
- определить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру;
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН
ООН как универсальная международная организация 9
1.2 Цели ООН 10
1.3 Структура ООН 12
РАЗДЕЛ 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН
2.1 ООН и предпосылки его реформирования
в условиях глобализации 20
2.2 Позиции государств по вопросу реформирования ООН и проекты
реформ 35
РАЗДЕЛ 3 ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ
3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру 47
3.2 Формирование миротворческих сил и порядок финансирования миротворческих операций ООН 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
Ssylki
Hronologi4eskie ramki
Prilojenie Ustav OON raspe4atat
Для достижения подлинного мира нужно время; длительное время нужно также для создания национальных институтов и восстановления доверия.
На протяжении многих лет ООН играет важную роль в содействии предотвращению международных кризисов и в урегулировании затяжных конфликтов. Она осуществляет комплексные операции, связанные с установлением мира и оказанием гуманитарной помощи.
Однако в сегодняшних реалиях мировой политики возникают новые угрозы и конфликты, которые в условиях процесса глобализации подрывают безопасность и стабильность целых регионов и групп стран.
За последнее десятилетие ХХ в. Произошло качественное изменение природы конфликтов. Они стали носить не столько межгосударственный, сколько внутригосударственный характер. Это преимущественно гражданские конфликты между группами населения, которые различаются главным образом по признакам этнической принадлежности, расы, религии и культуры. Именно такие различия и формирующиеся новых и эскалации старых конфликтов и войн.
На одном из чрезвычайных заседаний Совета Безопасности в 1992 г. – первом на уровне глав государств и правительств – мировые лидеры обратились с просьбой к Генеральному Секретарю ООН подготовить рекомендации по усилению влияния Организации Объединенных Наций в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержание мира. Генеральный Секретарь Б.Бутрос-Гали в 1992 г. выдвинул ряд предложений в своем докладе «Повестка дня для мира. Превентивная дипломатия, миротворчество и поддержание мира».
Эти предложения включали создание системы раннего предупреждения возникновения угрозы миру; развертывание сил ООН на территории, где определенно возможен конфликт, до начала военных действий; создание специальных военных миротворческих формирований для применения их в случае, если встанет вопрос о необходимости прекращении огня, что выходит за рамки миссии по поддержанию мира; более активное привлечение региональных организаций к сотрудничеству в превентивной дипломатии, миротворчестве и поддержании мира.
В итоге совещаний Рабочей группы Генеральная Ассамблея вручила Генеральному Секретарю ООН открытый мандат на осуществление превентивной дипломатии и расширение полномочий Организации Объединенных Наций по выявлению потенциальных конфликтных ситуаций. В итоге для урегулирования конфликтов были предложены четыре направления:
1) Превентивная дипломатия ООН подразумевает непрерывное отслеживание возможных источников напряженности внутри и среди государств с целью сдерживания и урегулирования возможных конфликтов. ООН исходит из того, что превентивная дипломатия должна быть внешне сдержанной, чтобы не привлекать к потенциальному конфликту излишнее международное внимание.
2) Миротворчество – другой надежный инструмент урегулирования конфликтов. Свою актуальность и эффективность с точки зрения затрат показала дипломатия и, в частности, посредничество. Миротворчество предполагает использовать имеющиеся в распоряжении ООН юридические рычаги.
3) Операции по поддержанию мира включают существенный гражданский компонент. Сейчас силы по поддержанию мира чаще развертываются с целью не только прекращению огня, но и содействия политическому урегулированию. Это предполагает привлечение сил по поддержанию мира к такой деятельности, как сбор оружия, обезоруживание и демобилизация ополчений и т.д. Из пассивного наблюдателя войска по поддержанию мира превращаются в активного участника процесса политического урегулирования. У операций ООН по поддержанию мира, несомненно, есть некоторые уникальные преимущества, которых ни у кого больше нет, включая универсальный характер их мандата и богатый опыт организации таких операций.
4) Постконфликтное миростроительство предполагает осуществление комплексных и скоординированных действий (политических, правовых, институциональных, военных, гуманитарных, правозащитных, экологических, экономических, социальных, культурных и демографических), направленных на устранение основных причин насилия и создание инфраструктуры прочного мира и безопасности.
ООН сегодня опирается на взаимодополняющее применение этих четырех инструментов разрешения конфликтов, хотя в последнее время практика претерпевает кардиальные изменения. Поскольку причины конфликтов различаются от страны к стране и не существует стандартной модели постконфликтного миростроительства.
К этим четырем важным инструментам можно добавить еще один – управление конфликтами во всех аспектах, особенно в гуманитарном.
Операции по поддержанию мира – это один из способов оказания помощи тем странам, которые страдают от конфликтов. Целью ставится создание таких условий, которые могли бы помочь в достижении устойчивого мира. Такая помощь может предоставляться во многих формах, в том числе в виде содействия в обеспечении безопасности населения, поощрения мер укрепления доверия, оказание помощи в формировании механизмов разделения власти, поддержки в проведении выборов, укрепления законовластия и содействия в социально-экономическом развитии.
Основу
операций ООН по поддержанию мира
составляет принцип, в соответствии
с которым беспристрастное
Следует
отметить, что операции ООН по поддержанию
мира осуществляются с согласия противоборствующих
сторон и предусматривают
Принудительные действия предпринимались лишь несколько раз. В качестве примеров можно привести события в Персидском заливе, Сомали, Руанде, Гаити, Боснии и Герцеговине, Албании и Восточном Тиморе. Принудительные операции осуществляются не под командованием ООН, а какой-либо одной страны или группы стран. Например, командование международными силами, развертывание которых в Восточном Тиморе санкционировал Совет Безопасности в 1999 г., осуществляла Австралия; в их состав входили военнослужащие из 27 государств-членов. В Боснии и Герцеговине многонациональные силы, возглавляемые НАТО, в 1995 г. сменили миротворческую силу ООН. В июне 1999 г. Совет Безопасности санкционировал международное присутствие сил безопасности в Косово; они действуют под руководством НАТО и совместно с одной из миротворческих миссий ООН – Миссией ООН по делам временной администрации в Косово.
В каждом конкретном случае перед сформулированными миротворческими силами ставятся определенные задачи. Они могут осуществлять наблюдение за прекращением огня; устанавливать буферные зоны; помогать бывшим противоборствующим сторонам выполнять мирные соглашения; обеспечивать безопасность при доставке гуманитарной помощи; оказывать помощь в проведении демобилизации бывших участников военных конфликтов и их возвращении к нормальной жизни; реализовывать программы разминирования; наблюдать за проведением выборов или организовывать их проведение; контролировать соблюдение прав человека.
Операции ООН по поддержанию мира подразделяются на две категории:
1) миссии военных наблюдателей в составе сравнительно небольшого числа невооруженных офицеров, перед которыми ставятся такие задачи, как наблюдение за выполнением договоренностей о прекращении огня, контроль за выводом войск или патрулирование границ или демилитаризованных зон;
2) миротворческие силы в составе военнослужащих национальных контингентов, развернутых для выполнения задач, аналогичных тем, которые выполняют военные наблюдатели, а также нередко для того, чтобы служить буфером между противоборствующими сторонами.
Накопленные с годами знания и опыт составляют основу для постановки новых миротворческих задач, которые могут быть выполнены в рамках многокомпонентных операций силами военнослужащих, гражданского персонала, которые привлекаются к решению следующих задач: осуществления превентивной дипломатии; создания временной администрации для управления районом в постконфликтный период, обеспечения охраны при доставке гуманитарной помощи; оказания помощи в создании стабильных и безопасных условий для осуществления усилий, направленных на укрепление мира после завершения конфликта; предоставления чрезвычайной помощи при демобилизации бывших военных и их адаптации в обществе, при обезвреживании мин, организации и проведении выборов.
Многие из современных конфликтов могут казаться чем-то далеким для тех, кто непосредственно не находится на линии огня, однако народы мира должны сопоставлять риски, возникающие в результате действия, с доказанными рисками бездействия. Неготовность международного сообщества принимать меры по контролированию конфликтов и их мирном урегулировании может стать причиной появления более широкомасштабных конфликтов, способных дестабилизировать соседние страны и распространяться на целые регионы. Лишь немногие современные конфликты могут считаться подлинно «локальными». Нередко они порождают целый ряд проблем: незаконный оборот оружия, наркотиков и людей; терроризм; потоки беженцев; ущерб окружающей среде. Последствия этих явлений ощущаются далеко за пределами непосредственной зоны конфликта.
Вообще, операции по поддержанию мира получили распространение в годы «холодной войны», когда они использовались для ослабления напряженности и урегулирования конфликтов между государствами путем развертывания невооруженных или легко вооруженных воинских контингентов, составленных из военнослужащих нескольких стран и действовавших под командованием ООН, между вооруженными силами бывших противоборствующих сторон.
Окончание «холодной войны» стало сигналом к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Освободившись от противостояния между двумя великими державами, Совет Безопасности стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между основными участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя все больше невоенных элементов, предназначенных для достижения устойчивости.
Для удовлетворения возросшего спроса на комплексные операции по поддержанию мира в 1992 г. был создан Департамент операций по поддержанию мира (ДОПМ) 51.
На
современном этапе перед
Организация
продолжает предоставлять поддержку
для стабилизации ситуаций, возникших
после заключения неустойчивых мирных
соглашений, и оказывать содействие
в процессах политического
В мае 2006 г. ДОПМ ООН руководил 18 операциями в пользу мира в самых разных уголках планеты, в которых участвовали в общей сложности почти 89.000 военнослужащих, полицейских и гражданских сотрудников. По сравнению с 2000 г. этот показатель увеличился более чем в 5 раз, по сравнению с маем 2005 г. – более чем на 10.000 человек, а с мая 2004 г. – более чем на 22.000 человек. ООН занимает второе место в мире после США по численности развернутых вооруженных сил.
Подведя
итоги, можно сказать, что новые операции
были успешными. Так, в Сальвадоре и Мозамбике
миротворцы ООН помогли этим странам пройти
через переходный период и в дальнейшем
самостоятельно поддерживать мир.2
Некоторые усилия потерпели неудачу, вероятно,
в результате излишне оптимистичной оценки
того, чего можно добиться с помощью операций
ООН по поддержанию мира. В то время как
в Камбодже и в Мозамбике осуществлялись
сложные операции, Совет Безопасности
продолжал направлять миротворцев в зоны
конфликтов, например, в Сомали и в Боснию
и Герцеговину, хотя там еще не было достигнуто
прекращение огня и не было получено согласие
всех сторон в конфликте. Некоторые мандаты,
порученные этим миссиям, оказалось невозможно
выполнить с теми ресурсами и персоналом,
которые были для этого предоставлены.
Кроме того, в ряде ситуаций государства-члены
оказались не готовы к тому, чтобы добиваться
выполнения своих собственных решений
путём принуждения. Эти неудачи вынудили
миротворцев ООН тщательно проанализировать
концепцию операций по поддержанию мира
и искать все новые пути для совершенствования
этих операций. Стало очевидным то, что,
несмотря на прошлые успехи, все еще существуют
недостатки, которые предстоит устранить.
Информация о работе Деятельность ООН в новом мировом порядке