Деятельность ООН в новом мировом порядке

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 14:36, дипломная работа

Описание работы

Цели и задачи исследования

Целью исследования является комплексный анализ деятельности Организации Объединенных Наций на современном этапе.

В соответствии с целью в дипломной работе сосредоточено внимание на выполнение следующих основных задач:

- выявить роль и место ООН на мировой арене на сегодняшний день;

- изучить и проанализировать причины и предпосылки реформирования ООН в современном мире;

- показать необходимость реформирования и определить позиции государств к реформированию ООН;

- определить действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3


РАЗДЕЛ 1 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ООН


ООН как универсальная международная организация 9
1.2 Цели ООН 10

1.3 Структура ООН 12


РАЗДЕЛ 2 РЕФОРМИРОВАНИЕ - ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН


2.1 ООН и предпосылки его реформирования

в условиях глобализации 20


2.2 Позиции государств по вопросу реформирования ООН и проекты

реформ 35


РАЗДЕЛ 3 ОПЕРАЦИИ ООН ПО ПОДДЕРЖАНИЮ МИРА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ МИРОВОЙ ПОЛИТИКИ


3.1 Действия ООН по предотвращению конфликтов, международных кризисов и новых угроз миру 47

3.2 Формирование миротворческих сил и порядок финансирования миротворческих операций ООН 53


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61


Ssylki

Hronologi4eskie ramki

Prilojenie Ustav OON raspe4atat

Работа содержит 1 файл

Гульзана.doc

— 474.50 Кб (Скачать)

     - рекомендовать меры мирного урегулироваия  любой ситуации, которая могла бы нанести ущерб дружественным отношениям между нациями;

     - получать и рассматривать доклады  Совета Безопасности и других  органов ООН;

     - рассматривать и утверждать бюджет  Организации Объединенных Наций  и определять размеры взносов  отдельных членов;

     - избирать непостоянных членов  Совета Безопасности, членов Экономического  и социального совета и подлежащих  избранию членов Совета по  опеке;

     - совместно с Советом Безопасности  участвовать в избрании судей  Мждународного Суда и по рекомендации Совета Безопасностиназначать Генерального секретаря.

     Формирование  и работа Совета Безопасности ООН. Совет Безопасности ООН состоит из 15 членов: пяти постоянных членов – Китая, Франции, России, Великобритании и США – и десяти непостоянных членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Совет Безопасности проводит заседания проводит заседания, которые могут быть периодическими или внеочередными.

     Каждый  член Совета имеет один голос. Решения  по вопросам процедуры считаются  принятыми, когда за них поданы голоса по крайней мере 9 из 15 членов. Если постоянный член Совета не согласен с решением, он может проголосовать против, и этот акт имеет силу вето.

     В последнее время в деятельности Совета Бзопасности широко распространился метод одобрения решений на основе согласования (консенсуса), который является по существу логическим продолжением принципом единогласия постоянных членов Совета и проистекает из объективной практической потребности в принятии таких решений, которые, отражая, единодушную волю государств-членов, имеют все шансы быть реализованными. Совет Безопасности ежемесячно избирает своего преседателя согласно списку государств-членов Совета Безопасности, расположенных в порядке английского алфавита.

     В соответствии с Уставом ООН только Совет Безопасности имеет право принимать как рекомендаци, так и юридические решения, которые все государства-члены обязаны выполнять, тогда как другие органы ООН дают рекомендации правительствам. Совет Безопасности несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и при возникновении угрозы миру может быть созван в любое время.

     Функции и полномочия Совета Безопасности ООН. С момента образования Совета Безопансности не было ни одного важного международного события, на которое бы он не обратил внимания. Именно по результатам деятельности Совета Безопасности можно говорить об удачах и неудачах работы ООН и в целом ее влиянии на развитие международных отношений. В соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности наделен большими полномочиями в части предотвращения вооруженных конфликтов и создания условий для мирного пути их разешения, а также налаживания сотрудничества между государствами. Функции и полномочия Совета Безопасности заключаются в следующем:

     - поддерживать международный мир  и безопасность в соответствии с принципами и целями ООН;

     - расследовать любой спор или  любую ситуацию, которые могут  привести к международным конфликтам;

     - рекомендовать методы урегулирования  споров или условия их азрешения;

     - определять наличие угрозы миру или акта агрессии и рекомендовать меры, которые следует предпринять;

     - призывать членов Оранизации  к применению экономических санкций  или других мер, не связанных  с использованием силы, для предупреждения  или прекращении агрессии;

     - предпринимать военные действия против агрессора;

     - рекомендовать принятие новых  членов;

     - осуществлять функции ООН по  опеке «стратегических районах»;

     - вырабатывать рекомендации Генеральной  Ассамблее о назначении Генерального  Секретаря и вместе с Ассамблеей  избирать судей Международного Суда.

     К примеру, в 2005 г. Совет Безопасности провел около 200 формальных встреч и  принял 71 резолюцию по широкому кругу  проблем, включая терроризм, положение  в Африке, ситуацию на Ближнем Востоке, в Ираке, Афганистане.

     Что касается Экономического и социального совета (ЭКОСОС), то данный орган был учрежден Уставом ООН в качестве главного органа по координации экономической и социальной деятельности ООН и специализированных учреждений и институтв ООН. ЭКОСОС состоит из 54 членов ООН, избираемых Генеральной Ассамблеей на три года.

     ЭКОСОС  способствует повышению уровня жизни, полной занятости населения, и условиям экономического и социального прогресса  и развития; разрешению международных  проблем в экономической и  социальной областях, в облсати здравоохранения; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех без различия расы, пола, языка и религии.

     ООН занимается не только вопросами поддержания  мира и безопасности, но и оказывает гуманитарную помощь. Система ООН, являясь единственым всемирным институтом по содействию развития беднейших районов мира, реализуя свои специальные программы. Посредством этих программ система ООН предоставляет помощь в размере свыше 25 млрд. долларов 135 странам.

     Совет по опеке ООН был оганизован для наблюдения за управлением подопеченными территориями, включенными в международную систему опеки, созданную в соответствии с Уставом ООН. Совет по опеке состоит из пяти постоянных членов Совета Безопасности и действует под руководством Генеральной Ассамблеи. Создание международной системы опеки пришлось на время распада колониальной системы и образования новых независмых и суверенных государств. Этот исторический процесс после принятия Устава ООН в 1945 г. Растянулся на несколько десятилетий. Именно после окончания Второй мировой войны и появления новых исторических тенденций возникла необходимость в создании специального международного института, который бы координировал и помогал независимым территориям приобрести статус суверенного государства. Основные задачи системы опеки состоят в следующем:

     - укреплять международный мир  и безопасность;

     - способствовать политическому, экономическому  и социальному прогрессу населения  территорий под опекой, прогрессу  в области образования и прогрессивному  развитию по пути к самоуправлению или независимости;

     К настоящему времени все подопечные территории достигли самоуправления или  независимости либо как отдельные  государства, либо присоединившись  к соседним независимым странам.

     Также существует Международный Суд, дислоцированный в Гааге (Нидерланды), является главным судебным органом ООН. Суд разрешает юридические споры между государствами-участниками и дает консультативные заключения ООН и ее специализированным учреждениям. Его Статус составляет неотъемлемую часть Устава ООН.

     В Суд могут обращаться государства, являющиеся участникамиего Статуса, в  чсло которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не входщее  в ООН, может стать участником Статуса (как, например, Швейцария и  Науру).

     Суд начал работать в 1946 г., заменив Постоянную палату международного правосудия. В компетенцию (юрисдикцию) Суда входят все дела, которые передаются ему государствами, и все вопросы, предусмотренные Уставом ООН или действующими договорами и конвенциями. Суд решает споры, применяя:

     - международные конвенции, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;

     - международный обычай как доказательство  всеобщей практики, признанной в  качестве правовой нормы;

     - общие принципы права, признанные  нациями.

     На  Суд возложена двойная функция – разрешение в соответствии с международным правом юридических споров, переданных на его рассмотрение государствами, и вынесение консультативных заключений по юридическим вопросам, переданным ему должным образом уполномоченными на то международными органами и учреждениями.

     Заключения  Суда являются консультативными по своему характеру и поэтому не имеют  обязательной силы для сторон, обратившихся с запросом.

     С 1946 г. Суд вынес 23 консультативных  заключения, касающихся, в частности, приема в члены ООН, возмещения за ущерб, понесенный на службе ООН, территориального статуса Юго-Западной Африки (Намибия) и Западной Сахары, решений, вынесенных международными административными трибуналами, расходы на некоторые операции ООН.

     Так, Секретариат ООН обслуживает главные органы ООН и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Главой Секретариата является Генеральный Секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет с возможостью на переизбрание на новый срок.

     Функции Секретариата разнообразны: руководство  миротворческими операциями; посредничество в международных спорах; обзор  экономических и социальных тенденций  и проблем мира; подготовка исследований по правам человека и устойчивому развитию и т.д.    

      

      

      

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РАЗДЕЛ  2 РЕФОРМИРОВАНИЕ – ВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН.  

     2.1 ООН и предпосылки его реформирования в условиях  глобализации.

     Глобализация  совершенно очевидна и реальна, прежде всего, как самый общий вектор развития мира, своего рода равнодействующая самых разнообразных сил и тенденций. Она все сильнее определяет важный и влиятельный класс политических и иных процессов на различных уровнях, а также формирует новые институты и международные режимы (т.е. принципы, нормы, правила и процедуры принятия решений, в отношении которых ожидания действующих лиц в той или иной сфере сходятся). Проблема заключается в том, что новое глобальное взаимодействие и взаимозависимость требуют новых правил поведения в сфере мирового взаимодействия, регулирующих их режимов, институтов и методов. Эту задачу не может выполнить ни одна держава, какой бы могущественной она ни была. «Образно говоря, - отмечает профессор МГИМО А.В. Торкунов, - время евклидовой геометрии в мировой политике закончилось. Пришла пора более сложных и многомерных политических уравнений, причем их многие переменные и по сей день окончательно не определены... Пора преодолеть сам тип внешнеполитического мышления в плоскости как бы одной "шахматной доски" (или хуже - одного "бильярдного стола"). Новая множественность мировых полюсов не то же самое, что битва более двух "ферзей" в одной международной игре. Сама "игра" идет в разных измерениях: экономическом, культурно-идеологическом, коммуникационном. И в каждой такой "плоскости" - свои ведущие игроки, свои правила и закономерности»5.

     Мы  вряд ли сможем изменить описанные  выше глобальные характеристики современного мира, однако мы можем приспособиться к нему и тем самым свести к  минимуму возможные негативные последствия, смягчить их, воздействуя на мировой процесс в благоприятном для человечества направлении – сотрудничества, общего экономического и культурного развития. Фокусом формирования архитектуры нарождающегося глобального миропорядка может и должна оставаться самая универсальная и авторитетная Организация Объединенных Наций. Подавляющее большинство государств-членов ООН считают, что созданная более полувека назад организация требует определенной модернизации для приспособления к существенно изменившимся с той поры мировым реалиям. При всем разнообразии подходов к реформе преобладающим остается стремление сохранить все выдержавшие испытание временем принципы международного права. Вместе с тем глобализация была одной из причин укоренения и расцвета режима, прав человека в качестве первостепенной нормы международного права, согласно которой соблюдение общепризнанных прав и свобод человека уже не является исключительно внутренним делом того или иного государства. Это неизбежно по новому ставит вопрос о соотношении этой набирающей динамику нормы с традиционным принципом суверенитета и невмешательства во внутренние дела какого-либо государства. Эта объективная коллизия привела к серьезным политическим разногласиям между отдельными группами государств и общественных организаций по проблеме «гуманитарной катастрофы» и «гуманитарного вмешательства» особенно в связи с ситуацией вокруг Косово.

     ООН является ядром семьи специализированных международных организаций, охватывающих важнейшие сферы жизнедеятельности человечества в эпоху глобализации и оказывающих непосредственное влияние на развитие человеческого потенциала, таких как Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд, Всемирная организация здравоохранения, Всемирная организация труда, ЮНЕСКО. Под эгидой ООН проходят важнейшие международные форумы, посвященные таким ключевым общемировым проблемам как окружающая среда, народонаселение, продовольственная безопасность. В рамках Программы развития ООН был сформулирован и реализован качественно новый подход к анализу и оценке экономического и социально-политического развития мира и отдельных стран по критериям развития человеческого потенциала 6

     На  протяжении всей своей истории Организация Объединенных Наций играла жизненно важную роль как место встреч для обсуждения глобальных вопросов и установления международных стандартов. Глобальные нормы, установленные в течение этого периода, коренным образом изменили мир.

Информация о работе Деятельность ООН в новом мировом порядке