Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 12:19, контрольная работа
Деловое (или служебное письмо) – обобщенное название широко применяемого вида официальных документов, служащих средством общения различных организаций, предприятий, фирм (в дальнейшем – организаций) по поводу осуществляемой ими своей деятельности. К категории деловых писем относится также переписка между частными лицами и организациями, если содержание ее касается взаимных интересов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» изготовление бланков с воспроизведением Государственного герба РФ осуществляют только полиграфические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие лицензии, выданные Комитетом РФ по печати, на соответствующий вид деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических возможностей для изготовления указанного вида продукции на должном качественном уровне. Заказы на изготовление бланков с воспроизведением Государственного герба РФ осуществляются:
•федеральными органами государственной власти;
•иными государственными органами;
•организациями и учреждениями;
•органами, организациями и учреждениями (независимо от формы собственности), наделенными отдельными государственно-властными полномочиями.
В зависимости от расположения реквизитов устанавливают два варианта бланков письма:
• угловой (рис.3);
• продольный или центрированный (рис.4 и рис.5).
Для
организаций субъектов РФ, имеющих
наряду с государственным языком
РФ государственный язык субъекта РФ,
целесообразно использование
08 – наименование организации;
09 – справочные данные об организации;
14
– место составления или издания документа
– печатают на двух языках: русском (слева)
и национальном (справа) на одном уровне.
|
Рис. 3.
Образец углового бланка письма организации
(ЗАО «Издательский дом Герда»)
|
Рис. 4.Образец продольного бланка письма организации (ЗАО «Издательский дом Герда»)
|
Рис. 5. Образец продольного бланка письма должностного лица
(ЗАО «Издательский дом Герда»)
При изготовлении документов на двух и более страницах вторую и последующие страницы нумеруют, проставляя номер страницы посредине верхнего поля листа арабскими цифрами без знаков препинания (точки), без указания слова «страница» или его сокращенных вариантов «стр.», буквы «с.» и знаков тире (черточек).
Если
текст документа печатают с обеих
сторон лица, то лицевые стороны
нумеруются нечетными цифрами, а
обратные – четными.
в письме
3.3.1 Реквизит «заголовок к тексту» как структурная часть текста письма
Будучи структурной частью текста, заголовок отражает тематику, содержание и основную идею послания. Он также играет важную роль в привлечении внимания адресата к содержанию письма.
При формулировании заголовка следует обратить внимание на то, чтобы он был логически связан с текстом, недвузначен, непротиворечив и краток.
Кроме заголовка сведения о написанном может дать аннотация, отражающая в одном – двух предложениях основную мысль текста, а также краткое содержание последнего.
3.3.2. Обращение к адресату5
Выбор обращения к адресату определяется степенью официальности письма.
В речевом этикете при общении с партнером следует учитывать его:
• социальный статус;
• место в служебной иерархии;
• профессию;
• национальность (например, в русском языке существует формальное разграничение в официальном обращении – Вы и неофициальном – ты);
• вероисповедание;
• возраст;
• пол;
• характер.
Задача
обращения – установить контакт
с адресатом, привлечь его внимание, заинтересовать,
поэтому при обращении к адресату следует
учитывать его служебное положение, сферу
деятельности, степень личного знакомства.
В письменной речи правильно выбрать форму
обращения особенно важно, так как это
не только синтаксическая единица, но
и социально значимая категория.
Обращение | Где употребляется |
1 | 2 |
Уважаемый
господин … (фамилия)!
Уважаемая госпожа … (фамилия)! Уважаемые господа! |
Наиболее общая форма обращения |
Уважаемый
господин мэр!
Уважаемый господин директор! |
При обращении
к должностным лицам высших и
центральных органов |
Г-н
(фамилия)
Г-жа (фамилия) |
Господин и госпожа в сокращении в начале предложения |
г. (фамилия) | Господин и госпожа в сокращении в середине предложения |
Гг. (фамилии) | Господа в сокращении в начале предложения |
гг. (фамилии) | Господа в сокращении в середине предложения |
Уважаемый товарищ … (фамилия)! | К члену КП РФ и других партий (левого толка) |
Уважаемый Анатолий Иванович! | В письмах-приглашениях, - поздравлениях, - извещениях допускается обращение по имени и отчеству |
Уважаемые коллеги! | При обращении к лицам одного профессионального круга |
Уважаемые друзья! | В письмах-поздравлениях, обращенных к коллективу |
Предлагаем Вашему вниманию коллекцию обуви сезона «Весна-Лето-2009» … | В информационно-рекламном письме допускается обращение от 1-го лица множественного числа |
Просим сообщить о возможности приобретения торгового оборудования … | В письме-просьбе допускается обращение от 1-го лица множественного лица |
Представляем на рассмотрение … | В письме-предложении допускается обращение от 1-го лица множественного лица |
Напоминаем, что срок аренды истекает ... | В письме-напоминании допускается обращение от 1-го лица множественного лица |
Направляем … | Сопроводительное письмо |
Согласно договору … | Договорное письмо |
Сообщаем, что … | Письмо-подтверждение |
Приглашаем
…
Поздравляем … |
Трафаретное письмо (например, письма-поздравления, письма-приглашения) |
Уважаемый
доктор!
Уважаемый мэр! Уважаемый судья! |
Если адресат имеет звание, в обращении рекомендуется его указывать |
Адресатом может быть как организация, так и отдельное лицо.
Если получатель письма конкретный человек, то к нему обращаются, используя прилагательное «уважаемый». Если письму придается особо важное значение, то после обращения «уважаемый» ставится восклицательный знак, а если письмо носит будничный характер – запятая.
Среди
лиц одной профессии или одних
политических убеждений в деловой корреспонденции
допустимо обращение «Уважаемые
коллеги» («Уважаемый
коллега»)6, а в письмах поздравлениях
«Дорогие коллеги» («Дорогой
коллега»). Употребление в качестве
обращения одного слова «коллега»
без слова «уважаемый»
придает письму нейтральный тон.
В частном деловом письме, которое не является официальным документом, в обращении указывают только имя и отчество адресата. Включение в обращение еще и фамилии придает письму вежливо-официальный характер.
На протяжении исторического развития России официальные обращения, принятые в государстве, менялись. Так, в ХVIII веке обращение регламентировал специальный документ - «Табель о рангах» (от «Ваше высокопревосходительство» до «барин», «барыня», «сударь», «сударыня»).
В настоящее время законодательно установленного обращения в делопроизводстве нет. На усмотрение автора может использоваться обращение «гражданин», имеющее давнюю историю.
Обращение | Исторический период | Употребление |
Гражданин | Памятники XI в. | Встречается как вариант слова «горожанин», то есть «житель города (града)» |
XVIII в. | Это слово приобретает значение «полноправный член общества» (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву», 1790 г) | |
1797 г. – издание Императором Павлом I Указа, запрещающего употребление «крамольных слов», в том числе и обращения «гражданин» | По указу вместо слова «гражданин» следовало писать и говорить: «житель», «обыватель» | |
После Октябрьской революции 1917 г. | Сначала это было обращение ко всем | |
Постепенно
обращение «гражданин» | ||
1993 г.
– принятие Конституции |
Обращение к членам общества (государства) |
Наряду с обращением «гражданин» употребляется слово «товарищ».
Обращение | Исторический период | Употребление |
Товарищ | Встречается в начале XV в. | Имеет тюркское происхождение, где «tavar» обозначало «имущество, скот, товар» |
Постепенно товарищ из компаньона по торговле приобретает значение «друг» | ||
XIX – XX в. | Единомышленник, соратник по борьбе за интересы народа | |
После Октябрьской революции 1917 г. | Приобрело идеологический смысл и социальную окраску: товарищ – значит свой. Соотносится с фамилией и профессией: «товарищ Островский», «товарищ комиссар» | |
С 90-х годов XX в. и далее | Используют в качестве обращения военные, члены партий коммунистического направления, в заводских коллективах. |
Поскольку проблема общеупотребительного обращения в Российской Федерации не решена, то помимо обращения «гражданин» возможны и такие обращения, как господин, россияне, сограждане, соотечественники, коллеги друзья.
3.3.3. Лид-абзац7
Лид-абзац – первый абзац текста. Он упрощает процесс ознакомления, изучения и восприятия текста письма, включая не более одного предложения.
Не являясь обязательным элементом письма, лид-абзац может отсутствовать. В то же время допустимо его присутствие в письме вместе с реквизитом «заголовок к тексту» и обращением.
В
лид-абзаце может быть также выражена
благодарность адресату.
Пример
Спасибо за интерес, проявленный Вами к нашему объявлению о...;
Благодарим Вас за своевременный ответ и предоставленную информацию...;
Мы чрезвычайно признательны Вашей организации за эффективное содействие в...
Лид-абзац
может быть посвящен объяснению темы
послания.
Пример
Обращаюсь к Вам в связи с...;