Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:54, реферат
Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления.
Введение
Глава 1.Эмоции - теория
1.1 Происхождение, виды и общая характеристика эмоций
1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций
1.3. Развитие эмоций, эмоционального состояния у человека.
Их значение в жизни человека
Глава 2 практическая часть
Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам.
Заключение
Список использованной литературы.
Живое
существо на рисунке – представитель
самого рисующего, его своеобразный
автопортрет, - имеет большие глаза,
но без особо прорисованных
Анализ рисунка №2.
На этом рисунке присутствуют цветочки, солнце, гирлянды, что свидетельствует о том, что рисовал человек по контрасту со своим не очень веселым настроением. Возможно ему не хватает внимания со стороны окружающих, дефицит общения. Этот рисунок здесь выступает как призыв: « обратите же на меня внимание!» рисунок относится к перечисляющим, т.е изображения предметов и знаков, не связанных ни чем между собой, не нагромождены друг га друга – разбросаны по всему листу. Это характерно для людей, у которых интеллект, рассудок, позитивное сознательное мышление превалируют над интуицией и непосредственными неконтролируемыми чувствами. Начало рисования слева связано с чувствами, эмоциями, прошлым. Почти все элементы рисунка тяготеют к левой стороне листа – может иметь место импульсивность, напряженность. Преобладания кривых, изогнутых линий, к любым ограничениям его поведения. Заштрихованные детали символизируют сферы тревоги агрессии, конфликта, т.к. штрихи довольно длинные – человек мало возбудим и импульсивен, он хорошо контролирует свое поведение твердость и упорство. Солнце отражает переживание отношений с другим человеком, имеющим большое влияния в его окружении, оно скрыто за тучей –значит что-то препятствует отношениям с ценным человеком.
Анализ рисунка №3
На этом рисунке главными объектами являются: спирали, солнышко, цветок и стрела. Спирали рисует человек, сосредоточенный на собственной персоне, своих проблемах и конфликтах. Но исходя из того, что спираль обведена, значит в процессе разговора принял решение и его не волнует мнение других.
Цветочки и солнышко символизирует недостаток внимания со стороны окружающих. Стрела – это возможно отображение неловкой ситуации, в которую попал человек, но, т.к. контур обведен, - значит человек нашел какое-то решение своей проблемы. Лицо у солнышка имеет свои особенности:
Можно сделать вывод, что рисовавший этот непроизвольный рисунок, человек решительный, самоуверенный, целеустремленный и гордый.
Анализ рисунка №4
Данный рисунок выполнялся во время лекции. Он является ложным, т.к. включает в себя несколько типов случайных рисунков.
Большое количество кругов и волнистых линий говорит о том, что рисующего не заботит то, о чем говорят окружающие, в данном случае лектор. Это связано с тем, что внимание рисующего сосредоточено на каких-то собственных проблемах, о которых он размышляет в течение всего процесса рисования.
Также присутствует большое количество цветов, гирлянд. В верхней части рисунка располагается элемент, символизирующий солнце. Эти характерные черты указывают на то, что рисующий подвержен негативному настроению. Он испытывает недостаток внимания со стороны окружающих и призывает обратить на него внимание.
Для рисунка характерны и такие составляющие, как сетки и решетки. Это, опять же, указывает на то, что рисующий думает о своих проблемах, выход из которых никак не решается найти, сделать.
Небольшое количество повторяющихся узоров говорит о том, что рисующий не заинтересован в обсуждаемой окружающими теме и испытывает скуку.
Большое количество геометрических фигур указывает на то, что человек обладает четкими целями и намерениями. Возможно таким образом он показывает то, что ищет и находит выход из сложившихся проблем. Наличие углов, чаще всего острых, говорит о твердости решений и бескомпромиссности рисующего.
Глаз, изображенный на рисунке, указывает на то, сто рисующий глубоко задумывается о сложившихся ситуациях и, связанных с ними проблемах, критически оценивает их.
Наличие всех этих элементов говорит о том, что человек серьезно и основательно рассуждает о собственных проблемах, влияние которых в совокупности с возникшей отстраненностью от обсуждаемой темы заставляет его на протяжении всей лекции рисовать. Комбинированность использованных элементов указывает на сложность внутренних размышлений рисующего, их многогранность. Продолжительность времени, в течение которого выполнялся рисунок, также позволило многое отобразить в рисунке.
Анализ рисунка №5
Этот рисунок был нарисован на одной из лекций и принадлежит мне. На своем опыте я еще более точно смогу доказать гипотезу. Спиральные линии, а также некоторые фигуры из волнистых линий, которые свидетельствуют о том, что человек в данную минуту сосредоточен на своих проблемах, а все постороннее ему чуждо. Делаю вывод, что лекция была не интересна, я была погружена в себя и не слушала преподавателя, отвлекалась.
На переднем плане – цветок, который свидетельствует о не очень веселом настроении и недостатке внимания, общения, со стороны окружающих, согнувшийся стебель - свидетельство плохого настроения.
На
своем рисунке я вижу два сердечка,
наличие которых
На рисунке также присутствуют карикатурные рожицы, весьма неопределенные существа – можно сказать, что возникло чувство беспомощности и желание уклониться от какой – то обязанности. Глаза у него нарисованы отдельно – они указывают на то, что человек наблюдает и критически оценивает ситуацию
Шахматные
поля свидетельствуют о
Проанализировав отдельные предметы, я скажу немного в целом о рисунке рисунок относится к перечисляющим, что говорит о наличии у человека интеллекта и рассудка, т.е логики, а не интуиции. Так же рисунок можно отнести и органическим – изображение живых организмов, человеческие лица. В своем мышлении человек ориентируется на субъективный фактор, он видит мир прекрасным внутренним взором. Он игнорирует окружающих, пока они ему не мешают. Если он видит в них помеху, то может вступить в борьбу, в которой все средства хороши.
Живые существа, нарисованные строго анфас, говорят о прямоте человека, сосредоточенного прежде всего на мыслях о своей персоне.
Заштрихованные детали символизируют сферы тревоги, агрессии и конфликта.
Проанализировав свой рисунок, можно сделать вывод, что человек погружен в себя, в свои проблемы, ему хочется убежать далеко, далеко, где можно найти счастье и теплоту, пытается найти помощь со стороны окружающих. Но человек уверен в себе, в своих силах и позициях, поэтому может найти помощь среди близких ему людей, которым он полностью доверяет. И если кто-то попытается ему помешать, то бесспорно этот человек вступит в конфликт с раздражающими его людьми.
Конечно,
нельзя судить о человеке, о его
психических особенностях и характере
в целом по одному непроизвольному рисунку,
но я убедилась на собственном опыте, что
человек что-то делает, в данном случае
рисует, он на подсознательном уровне
не только передает настроение, эмоциональное
состояние в данный временной промежуток,
но и отдельные моменты характера. С анализом
своего рисунка я согласна, практически
все характеристики совпадают с моим эмоциональным
состоянием и характером.
Заключение
На основе проанализированной психолого – педагогической литературы ( А. Маклаков, 2003; Р.С Немов, 1997; С.Л. Рубинштейн, 1989; М.И. Чистякова, 1995), а также проведенной мной методике, я могу точно сказать, что эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.
Я с уверенностью могу утверждать, что область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали вклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психология личности подсказала пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими мотивационными конструктами, такими, как Я – концепция и психологические потребности, и увеличила наши знания о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопаталогии и акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций.
И в заключении нужно сказать, что проявляются эмоции во всем, что делает человек. Очень важно, чтобы в семье, в школе, на улице ребенок мог видеть примеры, достойные подражания. Все виды безвкусицы, стандарт, неопрятность порождают скуку, власть потребительских эмоций от которых как правило, недалеко до пьянства, разврата и др. форм безнравственности. Высокое эстетическое и нравственное воспитание – профилактика ряда нежелательных форм поведения, которые омрачают жизнь негативными эмоциями.
Список использованной литературы
Здесь будет 53 страница!
Информация о работе Значение эмоционального состояния в жизни человека