Значение эмоционального состояния в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:54, реферат

Описание работы

Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления.

Содержание

Введение

Глава 1.Эмоции - теория

1.1 Происхождение, виды и общая характеристика эмоций

1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций

1.3. Развитие эмоций, эмоционального состояния у человека.
Их значение в жизни человека

Глава 2 практическая часть
Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам.

Заключение

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

значение эмоционального состояния Печерица Ю..doc

— 261.50 Кб (Скачать)

     Живое существо на рисунке – представитель  самого рисующего, его своеобразный автопортрет, - имеет большие глаза, но без особо прорисованных деталей, возможно рисовавший его обладает богатой фантазией. Большие уши  - это свидетельство заинтересованности в поступлении информации извне, вероятно о себе самом.

     Анализ  рисунка №2.

     На  этом рисунке присутствуют цветочки, солнце, гирлянды, что свидетельствует о том, что рисовал человек по контрасту со своим не очень веселым настроением. Возможно ему не хватает внимания со стороны окружающих, дефицит общения. Этот рисунок здесь выступает как призыв: « обратите же на меня внимание!»  рисунок относится к перечисляющим, т.е изображения предметов и знаков, не связанных ни чем между собой, не нагромождены друг га друга – разбросаны по всему листу. Это характерно для людей, у которых интеллект, рассудок, позитивное сознательное мышление превалируют над интуицией и непосредственными неконтролируемыми чувствами. Начало рисования слева связано с чувствами, эмоциями, прошлым. Почти все элементы рисунка тяготеют к левой стороне листа – может иметь место импульсивность, напряженность. Преобладания кривых, изогнутых линий, к любым ограничениям его поведения. Заштрихованные детали символизируют сферы тревоги агрессии, конфликта, т.к.  штрихи довольно длинные – человек мало возбудим и импульсивен, он хорошо контролирует свое поведение твердость и упорство. Солнце отражает переживание отношений с другим человеком, имеющим большое влияния в его окружении, оно скрыто за тучей –значит что-то препятствует отношениям с ценным человеком.

     Анализ  рисунка №3

     На  этом рисунке главными объектами  являются: спирали, солнышко, цветок и стрела. Спирали рисует человек, сосредоточенный на собственной персоне, своих проблемах и конфликтах. Но исходя из того,  что спираль обведена,  значит в процессе разговора принял решение и его не волнует мнение других.

     Цветочки  и солнышко символизирует недостаток внимания со стороны окружающих. Стрела – это возможно отображение неловкой ситуации, в которую попал человек, но, т.к. контур обведен, - значит человек нашел какое-то решение своей проблемы. Лицо у солнышка имеет свои особенности:

    • Язык – человек, любящий поболтать
    • Глаза – большие, но без особо прорисованных деталей рисуют люди с богатой фантазией, глаза без зрачков символизируют эгоцентризм.

     Можно сделать вывод, что рисовавший этот непроизвольный рисунок, человек решительный, самоуверенный, целеустремленный и гордый.

     Анализ  рисунка №4

     Данный  рисунок выполнялся во время лекции. Он является ложным, т.к. включает в  себя несколько типов случайных  рисунков.

     Большое количество кругов и волнистых линий  говорит о том, что рисующего не заботит то, о чем говорят окружающие, в данном случае лектор. Это связано с тем, что внимание рисующего сосредоточено на каких-то собственных проблемах, о которых он размышляет в течение всего процесса рисования.

     Также присутствует большое количество цветов, гирлянд. В верхней части рисунка располагается элемент, символизирующий солнце. Эти характерные черты указывают на то, что рисующий подвержен негативному настроению. Он испытывает недостаток внимания со стороны окружающих и призывает обратить на него внимание. 

     Для рисунка характерны и такие составляющие, как сетки и решетки. Это, опять же,  указывает на то, что рисующий думает о своих проблемах, выход из которых никак не решается найти, сделать.

     Небольшое количество повторяющихся узоров говорит  о том, что рисующий не заинтересован в обсуждаемой окружающими теме и испытывает скуку.

     Большое количество геометрических фигур указывает  на то, что человек обладает четкими целями и намерениями. Возможно таким образом он показывает то, что ищет и находит выход из сложившихся проблем. Наличие углов, чаще всего острых, говорит о твердости решений и бескомпромиссности рисующего.

     Глаз, изображенный на рисунке, указывает  на то, сто рисующий глубоко задумывается о сложившихся ситуациях и, связанных  с ними проблемах, критически оценивает их.

     Наличие всех этих элементов говорит о  том, что человек серьезно и основательно рассуждает о собственных проблемах, влияние которых в совокупности с возникшей отстраненностью от обсуждаемой темы заставляет его на протяжении всей лекции рисовать. Комбинированность использованных элементов указывает на сложность внутренних размышлений  рисующего, их многогранность. Продолжительность  времени, в течение которого выполнялся рисунок, также позволило многое отобразить в рисунке.

     Анализ  рисунка №5

     Этот  рисунок был нарисован на одной из лекций  и принадлежит мне.  На своем опыте я еще более точно смогу доказать гипотезу.  Спиральные линии, а также некоторые фигуры из волнистых линий, которые свидетельствуют о том, что человек в данную минуту сосредоточен на своих проблемах, а все постороннее ему чуждо. Делаю вывод, что лекция была не интересна, я была погружена в себя и не слушала преподавателя, отвлекалась.

     На  переднем плане – цветок, который  свидетельствует о не очень веселом  настроении и недостатке внимания, общения, со стороны окружающих, согнувшийся стебель - свидетельство плохого настроения.

     На  своем рисунке я вижу два сердечка, наличие которых свидетельствует  о том, что я была переполнена  положительными эмоцмями, но скрываю  это в душе.  Сердечки нарисованы вместе с цветком – значит человек не может общаться с интересующим его человеком, не может высказать свои чувства.

     На  рисунке также присутствуют карикатурные рожицы, весьма неопределенные существа – можно сказать, что возникло чувство беспомощности и желание уклониться от какой – то обязанности. Глаза у него нарисованы отдельно – они указывают на то, что человек наблюдает и критически оценивает ситуацию

     Шахматные поля свидетельствуют о затруднительном, неудобном положении, в котором ощущает себя рисующий. Он мечтает найти ясный и надежный выход из сложившейся перед ним ситуации. Повторяющиеся узоры из овалов возникают от ужасной скуки. Звезды, изображенные на рисунке, я бы причислила к геометрическим фигурам, т.к. они состоят из треугольников, что показывает о наличии четких убеждений и намерений. 

     Проанализировав отдельные предметы, я скажу немного  в целом о рисунке рисунок относится к перечисляющим, что говорит о  наличии у человека интеллекта и рассудка, т.е логики, а не интуиции. Так же рисунок можно отнести и органическим – изображение живых организмов, человеческие лица. В своем мышлении человек ориентируется на субъективный фактор, он видит мир прекрасным внутренним взором. Он игнорирует окружающих, пока они ему не мешают. Если он  видит в них помеху, то может вступить в борьбу, в которой все средства хороши.

     Живые существа, нарисованные строго анфас, говорят о прямоте человека, сосредоточенного прежде всего на мыслях о своей персоне.

     Заштрихованные  детали символизируют сферы тревоги, агрессии и конфликта.

       Проанализировав свой рисунок,  можно сделать  вывод, что  человек погружен в себя, в свои проблемы, ему хочется убежать далеко, далеко, где можно найти счастье и теплоту, пытается найти помощь со стороны окружающих. Но человек уверен в себе, в своих силах и позициях, поэтому может найти помощь среди близких ему людей, которым он полностью доверяет. И если кто-то попытается ему помешать, то бесспорно этот человек вступит в конфликт с раздражающими его людьми.

     Конечно, нельзя судить о человеке, о его  психических особенностях и характере в целом по одному непроизвольному рисунку, но я убедилась на собственном опыте, что  человек что-то делает, в данном случае рисует, он на подсознательном уровне не только передает настроение, эмоциональное состояние в данный временной промежуток, но и отдельные моменты характера. С анализом своего рисунка я согласна,  практически все характеристики совпадают с моим эмоциональным состоянием и характером. 
 
 

      Заключение

      На  основе проанализированной психолого  – педагогической литературы ( А. Маклаков, 2003; Р.С Немов, 1997; С.Л. Рубинштейн, 1989; М.И. Чистякова, 1995), а также проведенной мной методике, я могу точно сказать, что эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми. Эмоции стали одним из признаков человечности. Не менее важна и наша способность сопереживать чужим эмоциям, способность к эмпатии, равно как и способность выразить эмоцию словами, рассказать о ней. Эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, новые поведенческие тенденции, большую вариативность поведения, необходимые для успешного взаимодействия индивида с окружающей средой и для успешной адаптации.

      Я с уверенностью могу утверждать, что область эмоций сложна и междисциплинарна. Социальные психологи сделали вклад в изучение эмоций как невербальной коммуникации. Психология личности подсказала пути, по которым эмоции могут соотноситься с другими мотивационными конструктами, такими, как Я – концепция и психологические потребности, и увеличила наши знания о связи аффективных состояний с функционированием личности. Клиническая психология и психиатрия способствовали пониманию роли сложных комбинаций эмоций в психопаталогии и акцентировали необходимость психотерапевтического анализа эмоций.

      И в заключении нужно сказать, что проявляются эмоции во всем, что делает человек. Очень важно, чтобы в семье, в школе, на улице ребенок мог видеть примеры, достойные подражания. Все виды безвкусицы, стандарт, неопрятность порождают скуку, власть потребительских эмоций от которых как правило, недалеко до пьянства, разврата и др. форм безнравственности. Высокое эстетическое и нравственное воспитание – профилактика ряда нежелательных форм поведения, которые омрачают жизнь негативными эмоциями.      

Список  использованной литературы

  1. Вилюнас В.К. Основные психологические теории эмоций, 1986, 206 с.
  2. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. – СПб. : Издательство «Питер», 2000. – 464с.
  3. Изард К.Э. Эмоции человека: Перев. с англ. М., Изд – во Москов. ун – та, 1980, с. 440.
  4. Крюгер Ф. Сущность эмоциональных переживаний / Психология эмоций: тесты. – М., 1984. – с. 108.
  5. Маклаков А. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 592с.
  6. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3 – е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688с.
  7. Покровский В.И. Популярная медицинская энциклопедия. – 4 – изд. – В одном томе. Аборт – Ящур. – Ул.: «Книгочей», 1997 – 688с.
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1989. – Т.П. – с. 176.
  9. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М.: Наука, 1981.
  10. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова – 2 – е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160с.

    Здесь будет 53 страница!

Информация о работе Значение эмоционального состояния в жизни человека