Значение эмоционального состояния в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:54, реферат

Описание работы

Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления.

Содержание

Введение

Глава 1.Эмоции - теория

1.1 Происхождение, виды и общая характеристика эмоций

1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций

1.3. Развитие эмоций, эмоционального состояния у человека.
Их значение в жизни человека

Глава 2 практическая часть
Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам.

Заключение

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

значение эмоционального состояния Печерица Ю..doc

— 261.50 Кб (Скачать)

Нижегородский Государственный

Архитектурно  – строительный университет 
 
 
 

Реферат 

Значение  эмоционального состояния  в жизни человека 
 
 
 
 
 

                                                                                      Выполнила

                                                                                                 студентка фак – та

                                                                         ГХИ группы ПП1. 03

                                                                                               Печерица Ю.В.

                                                                                        Проверил

                                                                                            к. психол. н.

                                                                                               Щербакова Е.Е. 
 
 

Нижний Новгород – 2004

                 Содержание 

Введение

 

Глава 1.Эмоции - теория 

    1. Происхождение, виды и общая характеристика эмоций
 
    1.  Физиологические основы и психологические теории эмоций
 
    1.  Развитие  эмоций, эмоционального состояния у человека.

            Их значение в жизни человека 

Глава 2  практическая часть

Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам. 

Заключение

Приложения

Список использованной литературы. 

  
 
 
 
 
 
 
 

                               

                                                                                 

                             Введение

      Психология  эмоций как наука едва достигла своего совершеннолетия. Странно, что эта столь очевидно актуальная тема более века, то есть фактически весь срок существования психологии, оставалась вне основного русла ее развития. Наиболее проницательные исследователи человеческой природы, еще до появления каких – либо научных данных, понимали всю важность эмоций для человеческого самосознания и социальных отношений, и до нас дошли их высказывания о том, что именно эмоции питают творчество и отвагу. Однако до 80 – х годов нашего столетия психология фактически игнорировала эмоции. Но разве можно всерьез пытаться понять человека и его взаимоотношения с окружающим миром, обходя вниманием эмоции?

      В последние годы нам приходится сталкиваться с самыми разными точками зрения на природу и значение эмоций. Одни исследователи полагают, что в рамках науки о поведении можно вообще обойтись без понятия «эмоции». Другие же утверждают, что эмоции образуют первичную мотивационную систему человека. Некоторые исследователи рассматривают эмоции как кратковременные, преходящие состояния, тогда как другие убеждены в том, что люди постоянно находятся под влиянием той или иной эмоции, что поведение и аффект – неразрывны. Некоторые ученые считают, что эмоции разрушают и дезорганизуют поведение человека, что они являются основным источником психосоматических заболеваний. Другие же авторы, напротив, полагают, что эмоции играют позитивную роль в организации, мотивации и подкреплении поведения.

      Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления. Но многие ли из них всерьез задумываются над основополагающими вопросами? Например, над тем, что же на самом деле представляют собой эмоции? Каковы механизмы их возникновения? Как они воздействуют на нас и нашу жизнь?

      Поэтому главной целью моей курсовой работы является определение базовых эмоций; каким образом активируются, как проявляются и переживаются, какие функции выполняют. Эту гипотезу я попытаюсь проверить на выбранной мной методике.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Происхождение, виды и общая характеристика эмоций

      Такие драйвы, как голод или сексуальное  влечение, присущи нам потому, что  они необходимы для выживания. Но как и для чего возникли эмоции? Неужели они тоже способствуют выживанию? По мере эволюции наших предков период взросления и обучения молодых особей становился все более длительным – им требовался все больший и больший срок, чтобы добывать пищу, заботиться о себе. Для того чтобы ребенок выжил, между ним и человеком, заботившимся о нем, должна была возникнуть тесная взаимная привязанность. Мы не знаем, каким образом она возникла и как трансформировалась в ходе эволюции, но, основываясь на данных современных исследований, можно с уверенностью утверждать, что цементирующим фактором взаимной привязанности матери и ребенка являются эмоции. Наглядным доказательством тому может стать простой эксперимент. Оставьте на несколько минут годовалого младенца без матери в незнакомой комнате. Большинство детей отреагируют на разлуку яркой эмоцией.

      Несомненно, одной из причин возникновения человеческих эмоций в ходе эволюции была необходимость  обеспечить социальную связь между  матерью и ребенком. Младенец просто не выжил бы, если бы его мать не испытывала мощной потребности держать его на руках. Ребенок во всем зависит от матери: она удовлетворяет его потребности в пище, тепле, уходе, защищает его от опасности.

      Другой  причиной возникновения эмоций была насущная необходимость в средствах коммуникации между матерью и ребенком, так же как и между взрослыми людьми. Многочисленные исследования, посвященные вопросам эмоционального развития ребенка, показывают, что задолго до того, как ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и произносить отдельные слова, он уже может сообщать окружающим о своем внутреннем состоянии с помощью некоторого набора сигналов. Например, голод и боль могут проявляться через внешнее выражение физического страдания. Подобная система социальной коммуникации, базирующаяся на эмоциональной экспрессии, жизненно важна, ибо без нее связь между матерью и ребенком была бы невозможна.

      Что же представляют собой эмоции? В  психологии под эмоциями понимают психические  процессы, протекающие в форме  переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характаристикой эмоций является их субъективность.

      Эмоции  характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций, о которой необходимо сказать, - это их содействие в реализации потребностей и достижении определенной цели. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели.

      Жизнь без эмоций так же невозможна, как  и без ощущений.

      К патологии эмоций относятся: депрессия, тревожный синдром, эйфория и  дисфория.

      Ребенка с пониженным настроением можно  охарактеризовать как несчастного, удрученного, мрачного.

      Ребенка, испытывающего страх и тревогу, можно определить как робкого, тихого, застенчиврго.

      Ребенка в состоянии дисфории можно описать  как угрюмого, злого, раздражительного.

      Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как смешливого, игривого, разговорчивого. Ребенок, находящийся в состоянии эйфории, не может сосредоточиться, у него нарушается поведение.

      У детей может наблюдаться и  эмоциональная неадекватность. Эмоциональная  неадекватность характарна для детей, страдающих шизофренией.

      Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии.

      К наиболее значимым эмоциям принято  относить следующие типы эмоциональных  переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный  стресс.

      Аффект  – наиболее мощный вид эмоциональной  реакции. Одно из существенных проявлений аффекта состоит в том, что он, навязывая субъекту стереотипные действия, представляет собой определенный закрепившийся в эволюции способ «аварийного» разрешения ситуаций: бегство, оцепенение, агрессию и т.п».1

      Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого воэбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия.

      В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.

      Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Например, воспоминание о чем – либо неприятном для нас может одновременно с тяжелым чувством вызывать и радость от сознания того, что это неприятное осталось где – то в прошлом. Весьма ярко совмещение положительной и отрицательной окраски эмоциональных переживаний наблюдается при преодолении трудностей, с которыми нам приходится иметь дело. Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого – либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения – с другой. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.

      Другим  проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней.

      Следует отметить, что неоднократно предпринимались  попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции:

Информация о работе Значение эмоционального состояния в жизни человека