Значение эмоционального состояния в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:54, реферат

Описание работы

Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления.

Содержание

Введение

Глава 1.Эмоции - теория

1.1 Происхождение, виды и общая характеристика эмоций

1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций

1.3. Развитие эмоций, эмоционального состояния у человека.
Их значение в жизни человека

Глава 2 практическая часть
Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам.

Заключение

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

значение эмоционального состояния Печерица Ю..doc

— 261.50 Кб (Скачать)

      Между людьми отмечаются существенные различия в глубине и устойчивости чувств. Одних людей чувства захватываются целиком, оставляют глубокий след после себя. У других людей чувства носят поверхностный характер, протекают легко, малозаметно, проходят быстро и совершенно бесследно.

      Одно из наиболее существенных различий между людьми кроется в том, как чувства и эмоции отражаются на их деятельности. Так, у одних людей чувства носят действенный характер, побуждают к действию, у других все ограничивается самим чувством, не вызывающим никаких изменений в поведении.

      Следует отметить, что существующие различия в проявлении эмоций и чувств, в значительной степени обусловливают неповторимость конкретного человека, т.е. определяют его индивидуальность.              
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2 Практическая часть

     ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ  
И ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО СЛУЧАЙНЫМ  
НЕПРОИЗВОЛЬНЫМ РИСУНКАМ.

     Специальные исследования и повседневный опыт всякого  наблюдательного человека показывают, что индивидуальные особенности человека проявляются во всем, что он делает. Особый, личный отпечаток лежит на всем: одежде, обстановке жилища, приготовлении пищи, повседневном содержимом сумки и т.д.

     Особенно  ярко проявляются черты личности человека в том, что он делает как бы между прочим, не придавая своим действиям особого значения. Вероятно, самым распространенным таким делом являются «почеркушки» — «случайные» рисунки, которые человек выводит на бумаге во время разговоров, лекций, совещаний, обдумывая что-либо и т.п. Эти рисунки запечатлевают в себе как устойчивые черты личности человека, так и его сиюминутное  настроение.

     Выделяют  несколько типов «случайных почеркушек»:

     1. Спирали, круги, волнистые линии рисует человек, сосредоточенный на собственной персоне, своих проблемах и конфликтах, возможно, готовящийся  принять важное решение. Его не слишком заботят посторонние проблемы. Если эти фигуры появляются во время разговора, значит, продолжение беседы рисующего не интересует, он принял решение и постарается от собеседников как можно быстрее избавиться под благовидным предлогом или даже может вспылить. Если же лектор или выступающий замечает, что такие фигуры рисуют его слушатели, значит, тема выступления их не интересует (рис. 1.17. 1.18).

     2. Цветочки, солнце, гирлянды рисует человек по контрасту со своим не очень веселым настроением. Он страдает, прежде всего, от недостатка внимания со стороны окружающих, дефицита общения. Такой рисунок — как призыв: «Обратите же, наконец, на меня внимание!» Если говорящий замечает такой рисунок у партнеров, он может понять, что говорит слишком долго или каким-то другим образом не позволяет высказаться партнеру, который ждет возможности вставить слово (см. рис. 1.17).

     3. Сетки, решетки, стрелы выходят из-под пера человека, который чувствует, что попал в неловкое, возможно, даже рискованное положение, в котором он должен, но не решается принять решение. Каждая жирная линия символизирует непринятое решение или несостоявшееся действие. Если рисунок в конце обведен, значит, человек решил покончить со своими проблемами, что-то сделать или просто «выбросить их из головы» (хотя вовсе не значит, что у него это получится) (рис. 1.19, см. рис. 1.18).

     4. Переплетение сердец появляется на бумаге, если автор рисунка переполнен положительными эмоциями, но вынужден по каким-то причинам скрывать свои чувства в данный момент. В сочетании с цветами или решетками означает, что человек не может высказать свои чувства или действовать в соответствии с ними, например, общаться с интересующим его человеком (см. рис. 1.17, 1.19).

     5. Повторяющиеся узоры из углов и овалов, напоминающие узоры на обоих или коврах, появляются от ужасной скуки. Для любого говорящего (публично или индивидуально) это тревожный сигнал, требующий немедленно изменить тему или форму речи. Хотя, возможно, это и не поможет, так как рисующий не просто заскучал в данный момент, ему скучно жить вообще (рис. 1.20).

     6. Кресты могут быть простыми и строгими (у мужчин) или с разнообразными украшениями (у женщин), но в любом случае отражают чувство вины и неловкости, возникшее во время разговора. Возможно, рисовавшего обидели упреки собеседника, на которые он не может достойно ответить, а, возможно, ему самому пришлось сказать что-то, чего он не хотел бы или даже солгать. Могильные кресты могут отражать грустные мысли о потере близких, не обязательно о смерти, а о любой разлуке. Но те же кресты могут сопровождать чувство ненависти, желание «похоронить» врага. Однако, если человек очень религиозен, рисовать символы своей религии (в частности, кресты) для него естественно, и данный пункт неприменим.

     7. Простые фигуры  человечков или  карикатурные рожицы рисует тот, у кого возникло чувство беспомощности или желание уклониться от какой-то обязанности, но он не может набраться решимости и сказать: «Нет». Человечки отражают «раздвоенное» состояние рисующего, который не хочет соглашаться, но и отказать не решается (рис. 1.21). Глаза, нарисованные отдельно, указывают на то, что человек наблюдает и критически оценивает ситуацию. Более сложные одиночные человеческие или человекоподобные фигуры отражают, скорее всего, не только настроение в данный момент, но и особенности личности рисовавшего, о чем мы скажем ниже.

     8. Геометрические фигуры, нарисованные на нелинованной бумаге, или немногочисленные четкие на бумаге в клеточку указывают на то, что рисовавший имеет четкие цели, убеждения и намерения и не склонен их скрывать. В любой ситуации он стремится разобраться досконально, все разложить по полочкам. Он не боится своих противников и конкурентов, а, скорее, склонен к агрессии, причем она тем больше, чем угловатее геометрические фигуры. Человек напряжен, не позволяет себе расслабиться, причем тем сильнее, чем сильнее нажим. Если он при этом произносит обтекаемые или даже дружелюбные фразы - скорее всего, он говорит не то, что думает, поскольку вынужден сдерживаться. Если же человек рисует многочисленные квадратики, просто обводя клеточки в тетради, и вписывает в них однотипные фигурки (например, треугольники или кружочки), этот рисунок следует рассматривать как бесконечный узор, описанный в п. 5 (рис. 1. 22).

     9. Пчелиные соты  человек рисует, когда стремится, скорее всего, неосознанно, к спокойной упорядоченной жизни («Когда, наконец, кончится это безобразие и можно будет жить спокойно!») Это может быть ожидание любого уровня — от решения мелкой бытовой неурядицы до желания достичь гармония в семейной жизни.

     10. Шахматные поля близки по значению к решеткам. Они тоже свидетельствуют о затруднительном, неудобном положении, в котором ощущает себя рисующий. Он мечтает найти ясный я надежный выход из этого положения. Если шахматные рисунки появляются часто, возможно он страдает от скрытых комплексов. Но если он просто механически закрашивает клетки в тетрадке — это, скорее всего, все тот же бесконечный орнамент скуки, о котором мы рассказали в п. 5 и 8.

     11. Переплетения кругов, скорее всего, означают, что человек чувствует себя отстраненным от дел или событий, в которых ему хотелось бы принять более активное участие, но он не знает как. Прежде всего ему хотелось бы установить более близкие и стабильные личные связи с участниками событий. Это может быть что угодно: от желания поближе познакомиться с малознакомой девушкой до стремления играть более весомую роль в делах группы своих друзей или своей фирмы. 

     Реальный  рисунок-«почеркушку», как правило, трудно отнести к какому-либо одному типу, но обычно можно выявить основные тенденции если не одного, то смеси 2-3 типов, особенно если непосредственно наблюдать за процессом рисования.

     Некоторые особенности индивидуального человека можно познать по более сложным сюжетным рисункам. Их рисуют тоже между делом, во время ожиданий, совещаний, длинных разговоров и т.п., но рисующий все же обращает на них некоторое внимание и изображает человечков, животных, машины, простые пейзажи, сюжеты и т.п.

     Такие рисунки отражают как текущее состояние человека, так и устойчивые черты его личности, тем более что многие люди имеют излюбленные сюжеты для таких рисунков.

     Анализ  рисунков, позволяющий выявить психологический  тип личности, основан на теории, разработанной одним из учеников З. Фрейда и его оппонентом К. Юнгом. В этой типологии строение тела не учитывается. Она основана на предположении, что у человека преобладает один из двух способов восприятия информации из внешнего мира: непосредственные ощущения или эмоционально окрашенные чувства и  один из способов присвоения, переработки этой информации: рациональное мышление или интуиция. Преимущественное использование человеком этих способов не определяет тип личности. Современный вариант, изложенный ниже, предложен Е.С.Романовой и О.Ф. Потемкиной.

     1. Перечисляющий рисунок — изображение предметов и знаков, не связанных между собой ни сюжетом, ни эстетическим чувством, нагромождение их друг на друга или свободное разбрасывание по пространству листа характерен для людей, у которых и интеллект, рассудок, позитивное сознательное мышление превалируют над интуицией и непосредственными неконтролируемыми чувствами (рис. 1.23, см. рис 1.17).

     2. «Импрессионистский»  рисунок — попытки выразить общую атмосферу, свои ощущения и впечатления. Для этих людей на первом месте — объективные, непосредственно воспринимаемые факты. Они — открытые, стремящиеся ощущать полноту жизни, но склонные к богатой фантазии (см. рис. 1.21).

     3.  Декоративный рисунок  - орнаменты, узоры, цветы, другие предметы, красиво и гармонично заполняющие  лист — чаще встречается у женщин, женщин, живущих чувствами, т.е. чувства играют в их жизни очень важную роль, по сами они подчинены общепринятым ценностям, усвоенными с детства и хорошо понятным (рис. 1.24).

     4. Ритмический рисунок — изображение движущихся объектов, причем движение часто подчеркивается следами, вихрями и т. п. При решении проблем человек ориентируется прежде всего на интуицию, которая срабатывает «автоматически». Такие люди часто обладают «чутьем» на возможное развитие событий, которое другие не замечают. Люди или предметы, которые нужны им в настоящий момент, приковывают их внимание, кажутся им особо ценными, но, как только ситуация изменится, они резко теряют к ним интерес. Такие люди охотно берутся за профессии и дела, позволяющие проявляться и развиваться их способностям, и резко отвергают любые другие. Они могут обладать моралью, расходящейся с общепринятой.

     5. Органический рисунок — изображение преимущественно живых организмов и естественных элементов пейзажа: растений, животных, человека, облаков и т. п. В своем мышлении этот человек ориентируется прежде всего на субъективный фактор, он видят мир пристрастным внутренним взором. Факты для него имеют значение и ценность не сами по себе, а только как средство доказательства его идей, которые всегда претендуют на оригинальность. В значительной мере он игнорирует окружающих, пока они ему не мешают. Если же он видит в них помеху, может вступить в борьбу, в которой все средства хороши. (см. рис. 1.17, 1.24).

     6. Рисунок ощущений, идущих изнутри,  типа «болит ухо», «я сыт», «страшно» и т. п. Такой человек и в жизни ориентируется на свои сиюминутные ощущения , он смотрит на мир как бы «изнутри» себя, часто замыкается в себе. Сталкиваясь с агрессивными и властолюбивыми людьми, он обычно предпочитает подчиниться,  хотя иногда возможны приступы усиленного упрямства  и сопротивления (см, рис. 1.23).

     7. Изображение сцен  и персонажей, позаимствованных  из книг, мультфильмов и т. п., но со значительной долей собственных фантазий. Человек живет глубокими богатыми внутренними чувствами, для которых внешний мир лишь дает начальный толчок. Но это внутренний мир скрыт от посторонних глаз за молчаливостью или стандартизированным грубоватым поведением. Мышление таких людей обычно не традиционно, но довольно просто, зависит от фактов (рис. 1.25, 1.21).

     8. Структурный рисунок – изображение целого изолированного предмета и его внутреннего устройства – свойственен мечтателям и провидцам, фантазерам и художникам, людям с глубокой интуицией, отделенным от «плотской» действительности. Но одновременно отдельные чувственные впечатления могут оказываться для них неожиданно очень значимыми, тогда их поведение может напоминать тип, рассмотренный выше, в п.2. Эти люди часто кажутся окружающим неожиданными, причудливыми и даже загадочными.

     Конечно, реальный рисунок содержит, как правило, признаки нескольких типов (2—4), но дает некоторое представление о личности автора рисунка.  
Дополнительную очень ценную информацию о некоторых чертах личности человека, особенно о его внутренних психологических проблемах, могут дать «случайно» нарисованные им фигуры живых существ: людей, животных (реальных или фантастических), а также деревья.

     Обычно  рисунки возникают на случайно подвернувшихся кусочках бумаги: между строками конспекта, на салфетках, билетах, программах, рекламах и т. п. и заполняют любые свободные места, и все-таки расположение фигур на бумаге не совсем случайно. Считается, что верхняя часть листа ассоциируется с высоким положением в мире, нижняя — с низким. Левая (с точки зрения рисующего) сторона листа связана с чувствами, эмоциями, а также с прошлым, правая сторона — с действиями, рациональным мышлением и будущим. Если рисунок занимает все свободное пространство, важно, откуда он был начат и где лучше прорисовка, сильнее нажим, где изображены самые важные фигуры.

Информация о работе Значение эмоционального состояния в жизни человека