Значение эмоционального состояния в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:54, реферат

Описание работы

Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления.

Содержание

Введение

Глава 1.Эмоции - теория

1.1 Происхождение, виды и общая характеристика эмоций

1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций

1.3. Развитие эмоций, эмоционального состояния у человека.
Их значение в жизни человека

Глава 2 практическая часть
Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам.

Заключение

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

значение эмоционального состояния Печерица Ю..doc

— 261.50 Кб (Скачать)

     Если  рисунок тяготеет к верхнему краю листа, автор рисунка, скорее всего, имеет высокую самооценку, недоволен недостаточностью признания со стороны окружающих, имеет (возможно, бессознательные) претензии на продвижение и большее признание, стремится к самоутверждению. (Рис. 1.26). А если рисунок «съехал» вниз, наблюдается обратное: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незащищенность, иногда даже склонность к депрессии (см. рис. 1.25).

     В случае, когда рисунок явно сдвинут от центра листа вправо (с точки зрения рисующего, см. рис. 1.26), или живые существа смотрят, а деревья клонятся вправо, человек, скорее всего, склонен к рациональному мышлению и контролю над своим поведением, желает планировать собственное будущее и активно реализовывать свои планы. Если же рисунок и его отдельные элементы тяготе ют к левой стороне листа — может иметь место импульсивность, склонность размышлять о прошлом, самоуглубленность, напряженность (см. рис. 1.24).

     Живых существ, напоминающих одновременно и  человека, и животное (например, животных, ходящих на двух задних лапах, одетых в человеческую одежду, и т.п.), рисуют обычно люди инфантильные, эмоционально незрелые.

     Живые существа, изображенные абсолютно в профиль, указывают на нежелание автора прямо, непосредственно принимать окружение, на желание скрыть свое «Я», общаться только в собственном стиле (рис.1.24,1.25)

     Если  же живые существа нарисованы строго анфас – вероятно, их рисовал прямой, стойкий человек, весьма эгоцентричный, сосредоточенный прежде всего на мыслях о своей персоне, но, возможно, с глубоким чувством незащищенности (см. рис. 1.21).

     Излишние  или дублированные  детали (например, явно лишние ноги) у живых существ появляются, как правило, на рисунках у людей, которым трудно ограничить свои желания и входить в тактичные контакты с другими; таких людей обычно очень заботит их окружение — условия жизни и быта, «соответствующие» знакомства и т. п.

     Поправки, искажение деталей, особенно разрывы контура или, наоборот, его удвоение, жирный, подчеркнутый  контур при изображении любых составляющих  рисунка свидетельствуют о тревожности, нерешительности, колебаниях, недовольстве собой, даже агрессивной тенденции, особенно конфликтна для человека сфера, которую символизирует данная деталь (см. ниже). Неровный нажим выдает эмоциональную нестабильность человека.  
Рисунок, состоящий преимущественно из прямых линий, принадлежит, вероятно, человеку, мышление и поведение которого отличаются прямолинейностью, стандартностью и консерватизмом.  Преобладание кривых и изогнутых  контуров показывает, что рисовавший испытывает отвращение к любым ограничениям его поведения.

     Заштрихованные  детали рисунка символизируют сферы тревоги, агрессии, конфликта (возможно, с окружающим миром или другими людьми, о значения некоторых деталей см. ниже). Чем длиннее штрихи (при их наличии), тем менее возбудим и импульсивен человек, тем лучше он контролирует свое поведение, причем округлые штрихи указывают на мягкость характера, а прямые на твердость и упорство (см. рис. 1.24).

     Если  под всем рисунком или его частями  нарисована линия основы (земли), это указывает на чувство незащищенности, поиск опоры в жизни. Чем толще эта линия, тем сильнее у человека чувство тревоги и беспокойства, вызванное, скорее всего, вполне реальными причинами.

     Любое живое существо на рисунке это  представитель самого рисующего, его  своеобразный автопортрет, по принципу, сходному с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках родной для него культуры. Наличие у живых существ остроугольных твердых деталей, особенно прямых символов агрессии: когтей, зубов, клювов, острых шипов и т. п. свидетельствует об агрессивных тенденциях. Панцири, щиты, чешуя отражают готовность человека к психологической самозащите. Естественно, что чем больше подобных деталей, тем сильнее соответствующие черты личности. Расположение знаков агрессии или защиты на нарисованной фигуре также не случайно. Направленные вверх, они указывают на агрессию или защиту против вышестоящих людей, имеющих возможность что-то запретить, в чем-то ограничить, к чему-то принудить и т.п., Те же детали в нижней части фигуры — на агрессию по отношению к младшим членам семьи, подчиненным или на защиту от насмешек, непризнания, переживания из-за отсутствия авторитета у младших, боязнь осуждения. Когда элементы агрессии или защиты располагаются в правой части рисунка, это значит, что человек ощущает необходимость психологической самозащиты в процессе реальной деятельности, и, возможно, опасается за свое будущее. Если же они сдвинуты влево — это больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

     Живое существо может быть разнообразно украшено — длинными ресницами, бантами, перьями, декоративными крыльями и т. п. (см. рис. 1.24). Все это отражает демонстративность личности, желание привлекать к себе внимание. Украшения на рисунках у женщин указывают на кокетливость, заинтересованность в том, чтобы окружающие восхищались ее внешностью, манерой одеваться, поведением.

     Особое  выделение ПОЛОВЫХ признаков - вымени, сосков и т. п. показывают отношение человека к полу. Чем больше таких деталей, чем ярче они выделены, тем сильнее человек фиксирован на сексуальных проблемах, особенно сильно — если изображены непосредственно половые органы.

     Голова  в фигурах живых существ символизирует сферу разума, фантазий и сознательного контроля над своим поведением. Крупную голову у живого существа рисует обычно человек, который высоко ценит в себе и окружающих рациональное начало и эрудицию (возможно, и умение фантазировать). Напротив, живое существо с очень маленькой головой по сравнению с телом указывает на желание рисовавшего отвергнуть контроль разума, который не дает удовлетворить свои влечения («делать не то, что надо, а то, что хочется»).

     На  голове могут быть нарисованы волосы. Аккуратная, гармоничная прическа у человека или грива (см. рис. 1.25), шерсть, подобие прически  у другого живого существа свидетельствуют о чувственности человека, подчеркивании им своей сексуальной роли. Взлохмаченные волосы (или шерсть) на голове (см. рис. 1.21) указывают на то, что человеку свойственен протест против общепринятых норм поведения и, возможно, морали.

     У  живого существа обычно бывают нарисованы глаза. Очень большие глаза с резко прорисованной  радужкой это символ присущих данному человеку переживаний страха; большие глаза, но без особо прорисованных деталей рисуют люди с богатой фантазией (см. рис. 1.21); не очень большие, но выпученные, подведенные, подчеркнутые глаза могут указывать на то, что человек обладает грубым и черствым характером или же, может быть, эта деталь аналогична украшению, т. е. представляет собой признак демонстративности поведения (см. рис. 1.24), у женщин — кокетства (впрочем, любители анимации, особенно японской, рисуют большие глаза вне зависимости от свойств личности). Маленькие глазки или глаза без зрачков любят рисовать люди, погруженные в себя, эгоцентричные, у которых понижены интерес к внешнему миру и активность в нем; глаза в виде не обведенных точек свидетельствуют о сосредоточенности на отношениях с другими людьми или об уходе в собственные фантазии. Наконец, если глаза у фигуры на рисунке закрыты или скрыты другими деталями (волосами и т.п.), от человека можно ожидать большой оригинальности взглядов на мир или стремления избегать прямых контактов с людьми вплоть до враждебности к ним (см. рис. 1.25).

     Когда живое существо на рисунке имеет  густые брови, настроение у рисовавшего, скорее всего, подавленное, если же брови резкие и короткие — автору свойственно презрительное отношение к окружающим, либо оригинальность и изощренность ума.

     Чем больше уши у нарисованного живого существа, тем больше человек заинтересован в поступлении информации извне, особенно в информации о себе самом, тем более значимо для него мнение окружающих о нем (см. рис. 1.25).

     Многое  может сказать о личности и  настроении человека рот нарисованного им живого существа. Широко открытый рот, без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный свидетельствует о том, что у него могут легко возникать опасения и страхи, ему свойственна недоверчивость. Рот с зубами показывает, что человек привычно прибегает к словесной агрессивности, правда, в большинстве случаев она бывает защитной в ответ на критику, порицания (см. рис. 1.21). Губы символизируют чувственность, язык означает, что нарисовавший его человек любят поболтать. А вот отсутствие рта на рисунке у живого существа показывает, что автору свойственны замкнутость или, по крайней мере, нежелание общаться с людьми в ближайшее время (см. рис. 1.24, 1.25).

     Нос крупный, длинный  или сильно подчеркнутый — символ  мужского начала (см. рис. 1 21). На рисунках подростков или мужчин он указывает на чувство (возможно, бессознательное) неудовлетворенностью своей мужской ролью или стремление к этой роли; на рисунках женщин на повышенное внимание к противоположному полу.

     Шея символизирует связь между сферой сознания, контроля (головой) и сферой влечений (телом). Чем прочнее, основательнее  соединены голова и тело, тем лучше человек управляет своими желаниями и поведением. Следует обратить особое внимание на дефекты в изображении шеи (или того, что выполняет ее роль), «случайные», отрывы карандаша от бумаги или особые подчеркивания. Они отображают конфликт между сознательным контролем, с одной стороны, и не всегда осознаваемыми желаниями и влечениями с другой.

     Туловище  живого существа символизирует отношение человека к базовым потребностям. Если оно отсутствует или непропорционально маленькое — можно предположить, что человек отрицательно относится  к неосознаваемым и неконтролируемым влечениям или испытывает ощущение своей малоценности (о том же может свидетельствовать «случайное» рисование множества головок людей или животных на полях) (см. рис. 1.21). Слишком крупное туловище по сравнению с другими частями фигуры показывает, что он остро осознает свои неудовлетворенные потребности. Угловатое или квадратное туловище рисует человек, в характере, которого преобладают грубоватые, резкие и прямолинейные черты или, по крайней мере, в данный момент его настроение располагает именно к таким формам поведения (которые, скорее всего, нельзя реализовать). Круглое туловище, особенно если круг заполнен мало, символизирует и выражает стремление человека к скрытности, замкнутости, закрытости  от других людей его внутреннего мира, нежелании сообщать что-либо о себе окружающим.  Длинное и узкое — отражает большую оригинальность мышления рисовавшего.

     Если  в тело животного «вмонтированы» механические части: пропеллеры, винты, лампочки, рукоятки антенны, колеса или гусеницы, постамент и т. п., то это свидетельствует о сильной оригинальности, нетривиальности мышления человека. Однако оценку степени этой оригинальности следует снизить, если известно, что человек профессионально занимается или увлечен техникой и «вмонтировал» в животное элементы своей любимой машины (например, автомобилист — руль, компьютерщик — экран и т. п.). Тогда, возможно он воспринимает  окружающий мир не столько оригинально, сколько  узко профессионально Руки или похожие на них передние конечности указывают на желание и умение человека контактировать с другими людьми.

     Чем свободнее, чем более «открыта»  поза рук, тем больше стремятся он к общению. Чем лучше и правильнее нарисованы кисти рук, пальцы, тем общительнее человек, тем лучше он умеет общаться.

     Опорная часть, основание фигуры выражает отношение человека к реальному миру. Массивная, большая опора (большие ступни, мощные лапы, постамент и т.д.) дает основание полагать, что автору рисунка свойственно стремление к реалистичному восприятию окружающего, обдуманности и рациональности при принятии решений с опорой на значимую информацию. Незначительную опору, неспособную удержать вес фигуры (например, тонкие палочки вместо ног или лап), рисует, скорее всего, человек импульсивный в принятии решений и довольно легкомысленный.

     Характер  соединения ног (лап или чего-то, выполняющего их роль) с корпусом близок по значению с шеей, чем тщательнее изображено это соединение, тем выше сознательность и  контроль над своими решениями и поведением.

     Если  нарисованное живое существо имеет  хвост, его символическое значение связано с его расположением (символическое значение  пространства рисунка, частей листа было описано выше). Хвост, обращенный вправо, выражает отношение человека к своим действиям и решениям; хвост, повернутый влево — отношение к своим словам и мыслям. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвоста: вверх — уверенно, положительно, бодро, вниз — недовольство собой, сомнения, сожаление о сказанном или сделанном и т.п. (см. рис. 1.24). Особо пышные хвосты выполняют и роль украшения (см. выше).

     Много может рассказать о человеке «случайно» нарисованный дом. Он отражает представления человека (и сознательные, и бессознательные) о роли семьи и дома в его жизни, и конечно, о самом себе. Речь не идет о рисунках профессиональных архитекторов и дизайнеров или людей, в данный период жизни озабоченных оборудованием своего жилища.

Информация о работе Значение эмоционального состояния в жизни человека