Значение эмоционального состояния в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:54, реферат

Описание работы

Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления.

Содержание

Введение

Глава 1.Эмоции - теория

1.1 Происхождение, виды и общая характеристика эмоций

1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций

1.3. Развитие эмоций, эмоционального состояния у человека.
Их значение в жизни человека

Глава 2 практическая часть
Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам.

Заключение

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

значение эмоционального состояния Печерица Ю..doc

— 261.50 Кб (Скачать)

      Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических прцессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Так, для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении.

      Отдельную группу теорий  составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через  когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

      В первую очередь среди них следует  отметить теорию  когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними.

      Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавится. Поэтому, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.

      Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно – физиологической. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.

      В одном из экспериментов, направленном на доказательство положений когнитивной  теории эмоций, людям давали в качестве «лекарства» физиологически нейтральный  раствор в сопровождении различных  инструкций. В одном случае им говорили о том, что это лекарство должно будет вызвать у них состояние эйфории, в другом состояние гнева. После принятия «лекарства» испытуемых через некоторое время, когда по инструкции оно должно быыло начать действовать, спрашивали, что они ощущают. Оказалось, что те эмоциональные переживания, которые они испытывали, в большинсве случаев соответствовали данным им инструкциям.

      Результаты  экспериментальных исследований позволяют  утверждать, что ведущую роль в  регуляции эмоциональных состояний  играет кора больших полушарий. И.П. Павловым было показано, что именно кора регулирует протекание и выражение эмоций, держит под своим контролем все явления, происходящие в теле, оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими.

      О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний, свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.

      До  настоящего времени единой точки  зрения на природу эмоций не существует. По – прежнему проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный в настоящее время экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими особенностями индивида. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Развитие  эмоций, эмоционального состояния у человека.

Значение эмоций в жизни человека

      Эмоции  проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам.

      Наиболее  ранние эмоциональные проявления у  детей связаны с органическими  потребностями ребенка. Сюда относятся  проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Например, если вы возьмете на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх, затем быстро опустите вниз, то увидите, что ребенок весь сожмется, хотя он никогда еще не падал.

      У детей также очень рано появляются сочувчтвие и сострадание. В научной  и учебной литературе по психологии мы можем найти множество примеров. Так, на двадцать седьмом месяце жизни ребенок плакал, когда ему показывали изображение плачущего человека, а один трехлетний мальчик бросался на каждого, кто бил его собаку, заявляя: «Как вы не понимаете, что ей больно».

      Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Первоначально у малыша возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень – функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. На третей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.

      Другой  характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают.

      Развитие  отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью  эмоциональной сферы детей и  тесно связано с фрустрацией  – эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Настаивая  на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности -–у других.

      Большое значение в формировании агрессивности играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие детского характера.

      Одновременно  с формированием позитивных и  негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания впервые появляются у ребенка  под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно – можно, нужно и должно, а другое – нельзя, невозможно, нехорошо. Так, если спросить четырех – пятилетних детей: «Почему не следует драться с товарищами?» или «Почему не следует без спроса брать чужие вещи?», - то ответы детей чаще всего учитывают неприятные последствия, вытекающие или для них лично, или для других людей.

      К началу школьного обучения у детей  отмечается достаточно высокий уровень  контроля за своим поведением.

      Следует отметить, что у детей довольно рано обнаруживаются зачатки и другого  очень сложного чувства – эстетического. Одним из первых его проявлений надо считать удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение театров, концертов, кино.

      С переходом детей в школу, с  расширением круга их знаний и  жизненного опыта чувства ребенка  значительно изменяются с качественной стороны. Ребенок младшего школьного возраста уже не выказывает так непосредственно своего гнева, как ребенок – дошкольник.

      Наряду  с этим появляются новые источники  чувств: знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в школьных кружках, самостоятельное чтение книг. Все это способствует формированию так называемых интеллектуальных чувств.

      Воспитание  эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим  условием формирования положительных  эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.

      Еще одно условие формирования эмоций и  чувств у ребенка состоит в  том, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.

      Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность».3

      Так, сегодня никто не отрицает связь  эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д.

      Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется прцесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду прежде всего вербальное воздействие врача – психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.

      Человеческие  чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего сюда следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.

      Благодаря отражательной функции эмоций и  чувств человек может ориентироваться  в окружающей действительности, оценивать  предметы и явления с точки зрения их желательности, т.е. чувства выполняют еще и предынформационную, или сигнальную, функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д.

      Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана  с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед  приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С.Л. Рубинштейн указывал, что «. . . эмоция в себе самой заключает желание, влечение, стремление, направленное к предмету или от него». 4

      Следующая функция заключается в том, что  чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т.е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти.

      Переключательная  функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой

      Определяется  доминирующая потребность. Привлекательность  мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в  ту или другую сторону.

      Еще одна функция эмоций и чувств –  приспособительная. Благодаря вовремя  возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

      Существует  и коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать  их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности

      Следует отметить, что если, сравнивая у  разных людей эмоции, вызванные одним  и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные  проявления у людей строго индивидуальны. Под влиянием жизненых условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других – пониженное, подавленное, грустное; у третьих – капризное, раздражительное.

Информация о работе Значение эмоционального состояния в жизни человека