Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:54, реферат
Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления.
Введение
Глава 1.Эмоции - теория
1.1 Происхождение, виды и общая характеристика эмоций
1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций
1.3. Развитие эмоций, эмоционального состояния у человека.
Их значение в жизни человека
Глава 2 практическая часть
Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам.
Заключение
Список использованной литературы.
Вслед за теориями, объясняющими взаимосвязь эмоциональных и органических прцессов, появились теории, описывающие влияние эмоций на психику и поведение человека. Эмоции, как оказалось, регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Так, для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении.
Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.
В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавится. Поэтому, с позиции данной теории возникающие эмоциональные состояния рассматриваются как основная причина соответствующих действий и поступков.
Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно – физиологической. Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.
В
одном из экспериментов, направленном
на доказательство положений когнитивной
теории эмоций, людям давали в качестве
«лекарства» физиологически нейтральный
раствор в сопровождении
Результаты
экспериментальных исследований позволяют
утверждать, что ведущую роль в
регуляции эмоциональных
О том, что кора мозга играет очень важную роль в регуляции эмоциональных состояний, свидетельствуют клинические случаи, в которых наблюдается резкое расхождение между субъективным переживанием и их внешним выражением. У больных с поражениями коры больших полушарий мозга любой раздражитель может вызвать совершенно не соответствующую ему внешнюю реакцию: взрывы смеха или потоки слез. Однако, смеясь, эти больные чувствуют себя печальными, а плача, иногда испытывают веселье.
До
настоящего времени единой точки
зрения на природу эмоций не существует.
По – прежнему проводятся исследования,
направленные на изучение эмоций. Накопленный
в настоящее время экспериментальный
и теоретический материал позволяет говорить
о двойственной природе эмоций. С одной
стороны – это субъективные факторы, к
которым относят различные психические
явления. С другой стороны, эмоции определяются
физиологическими особенностями индивида.
Значение эмоций в жизни человека
Эмоции проходят общий для всех высших психических функций путь развития – от внешних социально детерминированных форм к внутренним психическим процессам.
Наиболее ранние эмоциональные проявления у детей связаны с органическими потребностями ребенка. Сюда относятся проявления удовольствия и неудовольствия при удовлетворении или неудовлетворении потребности в еде, сне и т.п. Наряду с этим рано начинают проявляться и такие элементарные чувства, как страх и гнев. Например, если вы возьмете на руки новорожденного ребенка и, подняв его вверх, затем быстро опустите вниз, то увидите, что ребенок весь сожмется, хотя он никогда еще не падал.
У
детей также очень рано появляются
сочувчтвие и сострадание. В научной
и учебной литературе по психологии
мы можем найти множество
Следует отметить, что положительные эмоции у ребенка развиваются постепенно через игру и исследовательское поведение. Первоначально у малыша возникает удовольствие в момент получения желаемого результата. В этом случае эмоции удовольствия принадлежит поощряющая роль. Вторая ступень – функциональная. Играющему ребенку доставляет радость уже не только результат, но и сам процесс деятельности. На третей ступени, у детей постарше, появляется предвосхищение удовольствия. Эмоция в этом случае возникает в начале игровой деятельности, и ни результат действия, ни само выполнение не являются центральными в переживании ребенка.
Другой характерной особенностью проявления чувств в раннем возрасте является их аффективный характер. Эмоциональные состояния у детей в этом возрасте возникают внезапно, протекают бурно, но столь же быстро и исчезают.
Развитие отрицательных эмоций в значительной мере обусловлено неустойчивостью эмоциональной сферы детей и тесно связано с фрустрацией – эмоциональная реакция на помеху при достижении осознанной цели. Настаивая на немедленном выполнении требований, взрослые не предоставляют ребенку возможности самому достигнуть поставленной перед ним цели и создают фрустрирующие условия, которые способствуют закреплению упрямства и агрессивности у одних и безынициативности -–у других.
Большое значение в формировании агрессивности играет наказание ребенка, особенно мера наказания. Оказалось, что дети, которых дома строго наказывали, проявляли во время игры с куклами большую агрессивность, чем дети, которых наказывали не слишком строго. Вместе с тем полное отсутствие наказаний неблагоприятно влияет на развитие детского характера.
Одновременно с формированием позитивных и негативных эмоций у детей постепенно формируются нравственные чувства. Зачатки нравственного сознания впервые появляются у ребенка под влиянием одобрения, похвалы, а также порицания, когда ребенок слышит со стороны взрослых, что одно – можно, нужно и должно, а другое – нельзя, невозможно, нехорошо. Так, если спросить четырех – пятилетних детей: «Почему не следует драться с товарищами?» или «Почему не следует без спроса брать чужие вещи?», - то ответы детей чаще всего учитывают неприятные последствия, вытекающие или для них лично, или для других людей.
К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за своим поведением.
Следует отметить, что у детей довольно рано обнаруживаются зачатки и другого очень сложного чувства – эстетического. Одним из первых его проявлений надо считать удовольствие, которое дети испытывают при слушании музыки. Источником развития эстетических чувств являются занятия рисованием, пением, музыкой, посещение театров, концертов, кино.
С переходом детей в школу, с расширением круга их знаний и жизненного опыта чувства ребенка значительно изменяются с качественной стороны. Ребенок младшего школьного возраста уже не выказывает так непосредственно своего гнева, как ребенок – дошкольник.
Наряду с этим появляются новые источники чувств: знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в школьных кружках, самостоятельное чтение книг. Все это способствует формированию так называемых интеллектуальных чувств.
Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым.
Еще одно условие формирования эмоций и чувств у ребенка состоит в том, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.
Эмоции, какими бы разными они ни казались, неотделимы от личности. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность».3
Так, сегодня никто не отрицает связь эмоций с особенностями жизнедеятельности организма. Хорошо известно, что под влиянием эмоций изменяется деятельность органов кровообращения, дыхания, пищеварения, желез внутренней и внешней секреции и др. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может вызвать нарушения в организме. М.И. Аствацатуров писал, что сердце чаще поражается страхом, печень – гневом, желудок – апатией и подавленным состоянием. Возникновение этих процессов имеет в своей основе изменения, происходящие во внешнем мире, но затрагивает деятельность всего организма. Например, при эмоциональных переживаниях изменяется кровообращение: учащается или замедляется сердцебиение, изменяется тонус кровеносных сосудов, повышается или понижается кровяное давление и т.д.
Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека может происходить формирование предпосылок к развитию разнообразных болезней. И наоборот, существует значительное количество примеров, когда под влиянием эмоционального состояния ускоряется прцесс исцеления. Неслучайно принято считать, что слово тоже лечит. При этом имеется в виду прежде всего вербальное воздействие врача – психотерапевта на эмоциональное состояние больного. В этом проявляется регуляторная функция эмоций и чувств.
Человеческие чувства и эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнять целый ряд специфических функций, свойственных только для них. Прежде всего сюда следует отнести отражательную функцию чувств, которая выражается в обобщенной оценке событий. Например, человек, переходящий дорогу, может испытывать страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации.
Благодаря отражательной функции эмоций и чувств человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности, т.е. чувства выполняют еще и предынформационную, или сигнальную, функцию. Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, какие препятствия встречает он на своем пути, на что надо обратить внимание в первую очередь и т.д.
Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С.Л. Рубинштейн указывал, что «. . . эмоция в себе самой заключает желание, влечение, стремление, направленное к предмету или от него». 4
Следующая
функция заключается в том, что
чувства принимают самое
Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой
Определяется доминирующая потребность. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.
Еще одна функция эмоций и чувств – приспособительная. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
Существует
и коммуникативная функция
Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Под влиянием жизненых условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других – пониженное, подавленное, грустное; у третьих – капризное, раздражительное.
Информация о работе Значение эмоционального состояния в жизни человека