Значение эмоционального состояния в жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Августа 2011 в 15:54, реферат

Описание работы

Актуальностью моего реферата является то, что, несмотря на то, что ученые еще не пришли к консенсусу относительно природы эмоций и их значения, теоретические и практические достижения последнего десятилетия позволяют нам выделить психологию дифференциальных эмоций в качестве самостоятельной дисциплины. В узком кружке психологов – теоретиков мы можем сколь угодно долго спорить о предпочтительности того или иного подхода, но люди далекие от этих проблем, как правило, сами того не подозревая, придерживаются именно нашей точки зрения, они говорят о том, что радуются или грустят, злятся или боятся, они никогда не перепутают эти эмоции, потому что прекрасно знают, какое чувство вызывает та или иная эмоция и каковы ее внешние проявления.

Содержание

Введение

Глава 1.Эмоции - теория

1.1 Происхождение, виды и общая характеристика эмоций

1.2. Физиологические основы и психологические теории эмоций

1.3. Развитие эмоций, эмоционального состояния у человека.
Их значение в жизни человека

Глава 2 практическая часть
Исследование эмоционального состояния и особенностей личности человека по непроизвольным рисункам.

Заключение

Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

значение эмоционального состояния Печерица Ю..doc

— 261.50 Кб (Скачать)

     Изображение плана дома, как бы взгляда сверху, может указывать на серьезный конфликт в семье или на какое-то хроническое заболевание. Нарушение перспективы, при котором передняя часть дома изображена правильно, а дальняя — с искажениями, сигнализирует о страхе перед будущим (если искаженная стена находится справа) или о желании забыть прошлое (если эта стена слева).

     Крыша дома символизирует отношение человека к своим фантазиям. Чем больше крыша и чем жирнее ее контур, тем больше значение фантазий в жизни человека, тем больше внимания он им уделяет. Если особенно толстый контур нарисован у края крыши, можно предположить, что человек озабочен контролем над фантазиями, возможно, рисовавший чувствует, что иногда в фантазиях его «заносит» куда-то не туда.

     Труба и дым обозначают интерес к мужскому началу и стремление  к теплоте в отношениях особенно интимных.  Чем крупнее и лучше они прорисованы тем, соответственно, сильнее выражены эти чувства. Отсутствие или плохая прорисовка  трубы указывает на нехватку психологической теплоты в семье, трудностях и нежелании эмоционального взаимодействия.  
Стены и то, что находятся на них и к ним примыкает, символизируют самого человека и его взаимоотношения с окружающей реальностью, прежде  всего с семьей. Граница стен и крыши отражает ощущение человеком целостности и защищенности своей личности. Если стены не соединены  между собой, возможно, человек чувствует, что теряет самоконтроль.

     Основа  стен символизирует контакт человека с реальностью жизни и отношение к ней. Отсутствие основы, рисование дома, «висящего» в воздухе указывает на слабый контакт с реальностью, недооценку ее. Сильное выделение этой основы (нажимом, штриховкой, многократным подчеркиванием и т. п.) служит признаком тревоги, для которой, скорее всего, есть реальные основания.

     Человек, который рисует только фасад, одну переднюю стену дома, скорее всего, озабочен тем, как сохранять свои привычный и достойный образ, имидж в межличностных отношениях. Если же единственная стена на рисунке не передняя, а боковая человек, вероятно, отчужден в собственной семье. На рисунке на доме, его стенах, может быть особо выделено горизонтальное  измерение (например, нарисованы бревна, гирлянды, завалинки и т. п.). Вероятно, автор такого рисунка испытывает давление среды, возможно, ему кажется, что в его жизни прошлое доминирует  над будущим.  Вертикальное  измерение может быть выделено с помощью колонн, опор, вьющихся растений и т.п. В этом случае можно предположить, что человек ищет удовольствия, прежде всего в фантазиях, старается иметь меньше контактов с реальностью.

     Двери и окна на рисунке дома представляют собой признак открытости и доступности человека для общения с другими людьми, причем  не только  в семье, но и вне се. Отсутствие дверей или слишком маленькие, недоступные кривые двери, а также отсутствие окон или плотно завешенные, закрытые окна указывают на то, что человек не может, а, возможно, и не хочет, полностью раскрыться, испытывает трудности общении, достижении взаимопонимания прежде всего в собственной семье. Такое впечатление от рисунка усиливают замки и/ или крупные петли на дверях и окнах. Эти детали свидетельствуют о скрытности человека, о том, что от испытывает враждебность к кому-то из близких и чувствует потребность в самозащите своей личности. О трудностях в общении говорят также ступеньки, ведущие в глухую стену, — их может нарисовать человек, который желал бы общаться, но не умеет правильно оценивать ситуацию и других людей, имеет отрицательный опыт и, из чувства самосохранения, держится неприступным.

     Открытые  двери и окна символизируют открытость человека, его стремление к контактам, к теплому, доверительному общению (возможно, несколько демонстративную и даже навязчивую). Нарисованные, но не закрытые занавеса на окнах или комнатные цветы дают основание предполагать, что человек стремится сознательно контролировать общение и глубину контактов с другими людьми. Очень большие двери и окна на рисунке дома могут указывать на то, что человек придает слишком большое значение общению, что его психологическое благополучие сильно зависит от отношения к нему других людей.

     Пристройки  к дому могут появляться на рисунке тогда, когда человек внутренне восстает против того, что считает искусственными стандартами.  
Дом на рисунке могут окружать самые разнообразные дополнения: дорожки, кусты, клумбы, собачьи будки и т. п. Все вместе они отражают потребность как можно полнее и удобнее устроить свое окружение по своему вкусу, что особенно характерно для женщин. Однако одновременно эти дополнения говорят о чувстве внутренней незащищенности, о том, что человек чрезмерно озабочен другими людьми и внешними событиями и недостаточно внимания уделяет самому себе. Чем эти детали лучше организованы на рисунке и теснее связаны с домом, тем вероятнее, что беспокойство человека находит нужную направленность и с успехом контролируется.

     Деревья, кусты и заборы могут быть символами людей, на помощь и защиту которых рассчитывает рисовавший. Чем сильнее они окружают дом, тем сильнее потребность человека в защите и доброжелательном доминировании старших.

     Дерево, которое занимает существенное место на «случайном» рисунке, представляет собой своеобразный автопортрет рисовавшего человека. Размер дерева отражает понимание им своего положения или, точнее, представление своего желаемого положения. Человек, который изображает большое дерево, занимающее все свободное пространство листа и даже не умещающееся на нем, скорее всего, хорошо связан с окружающей средой. Он склонен искать психологического удовлетворения в деятельности, а не в воображении. Маленькое, мелкое деревце может нарисовать человек, испытывающий чувство неполноценности и неадекватности, желание уйти в себя.

     Дерево  в форме замочной скважины или карандаша рисуют обычно люди, обладающие конкретным и устойчивым мышлением, склонные к консерватизму и недоверчивые.

     Ствол отражает понимание человеком своих возможностей, сил. Широкий у основания, быстро сужающийся кверху ствол может свидетельствовать об инфантилизме характера человека, которому в детстве недоставало тепла и внимания. Узкий у основания ствол связан, вероятнее всего, не с постоянными чертами его характера, а с сильной внутренней борьбой, которую он переживает в последнее время. Непропорционально большой ствол с маленькой листвой рисует человек, который испытывает тревогу и беспокойство из-за внешних обстоятельств, препятствующих исполнению его планов.

     Ветви и листы, крона дерева символизируют сферу контакта человека с окружающей средой. Число ветвей, их величина, степень гибкости и сплетения отражают его способность приспосабливаться к ней и получать от нее психологическое удовлетворение. Ветки с хорошей системой листьев указывают на то, что человек обладает способностью хорошо справляться с делами, связанными с персональными отношениями. Заштрихованные ветки свидетельствуют о тактичном и внешне вполне удачном, но поверхностном взаимодействии человека с окружающей средой.

     Узкие и длинные, а также похожие на шипы ветки выдают в человеке двойственное чувство: скрытый страх перед окружающей средой и, одновременно, поиск в ней удовлетворения желаний. Ветви с незакрытыми концами характерны для рисунков людей, которые чувствуют, что не всегда способны управлять своими влечениями, держать себя в руках. Огромные листья отражают желание человека погрузиться «с головой» в действительность, слиться с ней, стать как все, скрыть свои внутренние проблемы, под внешней приспособляемостью, спрятать ощущение своей неадекватности, страх перед тем, что не сможет справиться с обстоятельствами.

     Корни также символизируют степень контакта человека с реальным миром. Чем ярче корни, чем глубже и плотнее уходят они в землю, тем сильнее у человека стремление сохранить имеющееся  восприятие действительности, «укорениться» в ней.

     Определенную  информацию несут аномалии дерева, особенно его ствола. Дупло, сломанные ветки свидетельствуют о пережитой в прошлом психической травмы (возможно, вместе с физической), о временной потере контроля над собой или значимыми событиями и т. п. На рисунках женщин птенцы или детеныши животных в дупле или гнезде часто обозначают ее детей. Молодой росток на старом стволе или пне представляет собой признак возрождения интереса к жизни (в том числе, возможно, сексуальной) после травмирующего события, в результате которого человеку казалось, что нет смысла искать удовлетворения в реальной действительности.

     На  рисунке дерево могут сопровождать весьма красноречивые дополнения. Контур земли в форме горы может означать потребность в материнской опеке или, если дерево крупное, потребность доминировании, во власти над другими людьми. Солнце отражает переживание  рисующим отношений с другим человеком, имеющим большое влияние в его окружении (начальником, отцом и т. п.). Чем больше солнце, тем острее это переживание. Если оно на рисунке скрыто за деревом или за тучей, человек испытывает тревогу в связи с тем, что что-то препятствует отношениям с ценным для него человеком. Когда он изображает лучи солнца, падающие на дерево, скорее всего, он испытывает потребность доминировать среди своего окружения или чувствует доминирование другого. Если он старается избегать этого, он невольно рисует дерево, уклоняющееся от лучей солнца.

     Заходящее солнце на рисунке, с большой вероятностью, свидетельствует о депрессивном настроении рисовавшего. Тень от дерева символизирует вполне осознанную тревогу, неприятные события или отношения в прошлом, которые отражаются на настоящем.

     С помощью этой методики я постаралась проверить гипотезу о том, что индивидуальные особенности человека, его устойчивые черты психики и личности,  а также сиюминутное настроение проявляются во всем, что он делает, особенно непроизвольно, в данном случае,  это определяется по непроизвольным рисункам. Данный вид методики был проведен в ГХИ среди в студентов 2-го курса педагогов - психологов (ПП1 – 03).

     Условия проведения: число участников- 5 человек, каждый из которых принес свой непроизвольный рисунок.

     Анализ  рисунков:

     Анализ  рисунка №1:

     Данный  рисунок был нарисован на одной  из лекций в Университете. Анализируя можно определить, что за человек  его рисовал, какой у него характер, о чем он думает и что его беспокоит в момент создания рисунка.

     Цветочки  рисует человек по контрасту со своим не очень веселым настроением. Он страдает, прежде всего, от недостатка внимания со стороны окружающих, дефицита общения. Этот рисунок здесь выступает как призыв: « обратите же на меня внимание!»

     Переплетение  сердец появляются на бумаге, если автор рисунка переполнен положительными эмоциями, но вынуждены по каким – то причинам скрывать свои чувства в данный момент. В сочетании с цветами или решетками означает, что человек не может высказать свои чувства или действовать в соответствии с ними.

     Небольшое количество повторяющихся узоров из углов и овалов, говорят о том, что какой – то момент лекции был невероятно скучным. Карикатурные рожицы нарисованы здесь, очевидно, потому что у этого человека возникло желание уклониться от какой – то обязанности, но он не может набраться решительности и сказать: «Нет!» Глаза, нарисованные отдельно, указывают на то, что человек наблюдает и критически оценивает ситуацию.

     Пчелиные  соты представленные на данном рисунке  в небольшом количестве, говорят о том, что человек стремится, скорее всего, неосознанно, к спокойной упорядоченной жизни. Возможно, это желание достичь гармонии в семейной жизни.

     Данный  рисунок является перечисляющим, т.к. изображенные предметы и знаки, не связанные  между собой ни сюжетом, ни эстетическим чувством, они нагромождены друг на друга и свободно разбросаны по листу. Это характерно для людей, у которых интеллект, рассудок, позитивное сознательное мышление превалируют над интуицией и непосредственными неконтролируемыми чувствами.

     Это рисунок сдвинут от центра вправо. Это говорит о том, что человек, скорее всего, склонен к рациональному мышлению и контролю над своим поведением, хочет спланировать свое будущее и активно реализовать свои планы. Рисунок скорее «съехал» вниз – здесь может наблюдаться неуверенность в себе, низкая самооценка.

     Удвоение  контура  или жирное подчеркнутый контур свидетельствует о тревожности, нерешительности, колебаниях, недовольстве собой. На этом рисунке обведение контуром другого рисунка говорит о принятии решения. Заштрихованные детали символизируют сферы тревоги. Прямые штрихи указывают на твердость и упорство характера.

Информация о работе Значение эмоционального состояния в жизни человека