Застенчивость в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы феномена «Застенчивость».
1.1 Формирование личности в онтогенезе.
1.2 Понятие и природа застенчивости.
1.3 Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека
1.4 Подростковый возраст и его специфика
1.5 Проблемы застенчивости в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов.
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте
2.2. Анализ результатов
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 79.97 Кб (Скачать)

Он постоянно  стыдится своей несмелости, желая  от нее избавиться, мучается от сомнений, нерешительности и тоскует, что  родился таким трусоватым. Однако, когда наступает действительная опасность (бой, драка или хоть экзамен), у застенчивого, как правило, срабатывает  душевная защита таким образом, что  он, ясно понимая, что происходит вокруг, не способен в это время страшиться, его способность бояться как  бы выключается душевным приятным одеревенением. И благодаря этому он в опасности  нередко ведет себя продуманно-храбро.[25, c.36-38]

Застенчивость часто маскируется механизмом спонтанной психологической компенсации и  гиперкомпенсации в виде показной развязности, нарочитой грубости, даже склонности к хулиганским поступкам. Такие  ребята, надеясь стать более свободными, независимыми, смелыми, зачастую тянутся  в компании, группировки, где культивируется сила, а главными аргументами считаются  кулак и ненормативная лексика. Таким образом, застенчивость может  уродливо трансформироваться, мутировать в наглость, девиантное поведение.

Важно отличать застенчивого ребенка от ребенка, который просто менее экстравертирован и предпочитает уединение. Поведение  некоторых подростков внешне напоминает поведение застенчивых, но сами они  таковыми не являются.

– Есть дети малообщительные, но не испытывающие при этом дискомфорта. Они вполне самодостаточны, им не требуется помощь окружающих.

– Бывает, что за застенчивым поведением скрывается стремление занять лидерскую позицию  среди других детей. А подходящих качеств для этого пока и не хватает. Встретившись с проблемами, такой ребенок может отказаться от контактов ("Мне это не нужно, неинтересно").

– У  некоторых детей отказ от общения  – это средство самоутверждения, стремления показать свою власть над  другими. "Хочу – разговариваю, не захочу – не буду!" Понятно, что  в таком случае нужно не помогать ребенку вступать в контакт, а  избавлять его от высокомерия  и капризности.

– Трудности  в общении могут быть вызваны  недостаточным развитием у ребенка  речи, мышления; ему трудно познакомиться, поддерживать разговор и т. п.

Эти самодостаточные  дети могут быть вполне довольны своей  жизнью в отличие от застенчивых  детей, которые воспринимают себя как  людей "по ту сторону". Они рады были бы вкусить радости дружбы и  общественной деятельности, но боязливость  и недостаточная уверенность  в себе мешают им.

По мнению многих исследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается  у девочек нежели у мальчиков. Так например, Зимбардо приводит данные, которые свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости  подвержены больше девочки, чем мальчики. Среди учеников четвертых-шестых классов  количество тех, кто в настоящий  момент является застенчивым, составляет 42%. Мальчики и девочки склонны  оценивать себя примерно одинаково. А вот среди учащихся седьмых  и восьмых классов этот показатель возрастает до 54%, преимущественно за счет девочек. Вероятно, потребность  быть популярным среди сверстников  и высоко оцениваться по параметру  физической (сексуальной) привлекательности  более жестко запрограммирована  у девочек-подростков, чем у мальчиков.

Следует также заметить, что нет ничего аномального в том, что на определенных этапах подростки переживают периоды  застенчивости. Эта застенчивость  недолговременна, преходяща, в отличие  от застенчивого ребенка, у которого застенчивость – устойчивая черта  характера.

Вследствие  того, что застенчивые дети редко  причиняют неприятности другим и  обычно портят жизнь только себе, их часто не замечают. Стоит обратить внимание на проявление неудовлетворенности, печали и нереализованных возможностей, которые могут сопутствовать  застенчивости. Необходимо уделять  побольше времени подростку и  приложить дополнительные усилия, чтобы  помочь ему обрести уверенность, которая необходима для нормального  участия в различных общественных ситуациях повседневной жизни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАСТЕЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 

  2.1 Методика изучения  застенчивости в  подростковом возрасте 

  Застенчивость – явление очень распространенное, особенно в подростковом возрасте. Это связано с физиологическим  изменениями, происходящими в этом возрасте, особенностями формирования личности, становления «Я-концепции», динамики самооценки.

  По  мнению многих исследователей в подростковом возрасте застенчивость больше наблюдается  у девочек нежели у мальчиков. Так например, Зимбардо приводит данные, которые свидетельствуют о том, что в подростковом возрасте застенчивости  подвержены больше девочки, чем мальчики. Среди учеников четвертых-шестых классов  количество тех, кто в настоящий  момент является застенчивым, составляет 42%. Мальчики и девочки склонны  оценивать себя примерно одинаково. А вот среди учащихся седьмых  и восьмых классов этот показатель возрастает до 54%, преимущественно за счет девочек.

  Цель  нашего исследования установить кому больше свойственна застенчивость  в подростковом возрасте: девочкам или мальчикам, а так же изучение особенностей протекания этого явления  у подростков обоих полов.

  Для изучения застенчивости в подростковом возрасте был выбран Стенфордский опросник застенчивости3. Экспериментальная выборка составила 48 человек: 26 девочек и 22 мальчика.

  Опросник  состоит из 43 вопросов, с определенными вариантами ответов. Опросник состоит из таких вопросов как, «считаете ли вы себя застенчивым человеком?», «всегда ли вы были такими?», «был такой период, когда вы считали себя застенчивым?», «насколько сильна ваша застенчивость?», «какие причины вашей застенчивости?», «в каких ситуациях проявляется застенчивость?», «какие физиологические реакции характерны для вас?», «какие люди влияют на вашу застенчивость в большей степени» и др.[приложение 1]

  Вопросы данной методики дают возможность наиболее полно изучить проявление застенчивости  девочек и мальчиков, типы людей, вызывающие застенчивость у подростков, причины застенчивости. 

  2.2 Анализ результатов 

  В исследовании приняло участие 48 учащихся (26 девочек и 22 мальчика).В результате обработки 2 анкеты были отнесены к разряду неинформационных. Среди всех учащихся считают себя застенчивыми 18 человек (39%), 26 человек (57%) считают себя незастенчивыми, 2 человека (4%) затруднились ответить на этот вопрос.

  Из  всех учащихся, которые считают себя незастенчивыми все 26 человек признались, что было такое время или ситуация в их жизни, когда они были застенчивыми. Из всех застенчивых учащихся 18% считают  себя застенчивыми в такой же степени  как и окружающие их люди.

  Значительных  различий в физиологических реакциях в ситуации застенчивости у девочек  и мальчиков обнаружено не было. В качестве основных реакций были выделены: сильное сердцебиение, учащение пульса, дрожание рук, повышенная потливость, покраснение лица и слабость. Если оценить силу застенчивости, то было выяснено, что людьми чаще владеет  легкое смущение. Результаты показали, что у большинства не всегда получается это скрывать. Застенчивость проявляется  в таких действиях как молчание, избегание что-либо делать, неспособность смотреть в глаза. Также существуют ситуации и виды деятельности, вызывающие застенчивость. Для девочек это ситуации общения наедине с представителем другого пола, а для мальчиков , когда их оценивают. В качестве основных мыслей характерных для переживания застенчивости чаще вызываются мысли о том: "как меня оценивают другие", "какое я произвожу впечатление", негативные мысли о себе и о своем поведении.

  Типы  людей, вызывающие застенчивость у  подростков: для девочек это незнакомцы и группа представителей другого  пола, а для мальчиков это авторитетные лица и так же незнакомцы.

  В ходе исследования была выделена категория  людей, которые по мнению учащихся считают  их застенчивыми – это одноклассники, преподаватели и руководители. Обнаружилось различие в выделении этих групп  среди девочек и мальчиков. По мнению девочек чаще всего их считают  застенчивыми их друг или подруга. А  мальчики указали, что таким человеком  является их мать. В качестве причины  застенчивости выступает опасение негативной оценки и недостаточная  уверенность в себе.

  На  вопрос о том, можно ли преодолеть застенчивость 78% опрошенных дали положительный  ответ, 22% не уверены в этом. Готовность к серьезной работе над собой  чтобы избавиться от застенчивости  изъявили в основном все учащиеся, даже те, которые в первом вопросе  не признали себя застенчивыми, что  говорит о необходимости работы по преодолению застенчивости в  данной возрастной группе.

  Гипотеза  о том, что застенчивость свойственна  больше девочкам, в нашем исследовании подтвердилась. Процентное соотношение  у девочек и у мальчиков  равно 67.5 %.

  Проблема  застенчивости актуальна. В данной возрастной категории большое число  застенчивых людей. 
 
 
 
 
 

  ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

  В данной курсовой работе производилось  исследование психологической проблемы застенчивости у детей-подростков.

  В исследовательской работе была произведена  характеристика возрастных особенностей подросткового возраста, выявлены "правила" воспитания школьников, охарактеризованы общие причины появления у  подростков застенчивого поведения. В  рамках данной работы были охарактеризованы понятия застенчивости с точки  зрения психоанализа, психологии, социологии и др. течений исследования проблемы человека, на основании которых было выделено определение застенчивости  как черты характера, проявляющейся  в смущении, тревожности, нерешительности, затруднениях в общении, вызванных  мыслями о своей неполноценности  и отрицательном отношении к  себе собеседников.

  Изучив  психолого-педагогическую литературу по проблеме воспитания застенчивых  детей, были выявлены критерии застенчивости  детей подросткового возраста.

  В ходе практической работы с детьми был выявлен общий процент застенчивых детей по определённым критериям застенчивости путём применения методики: Стенфордский опросник застенчивости.

  Результаты  опроса показали – в исследуемом  классе доля застенчивых детей составляет около 39%, при этом родители и учитель, непосредственно контактирующий с  учениками, не придают застенчивости  детей должного внимания; напротив, считают застенчивость проявлением  хорошего воспитания ребёнка.

  Исходя  из результатов исследования, были сделаны следующие выводы:

- подготовку к общению надо понимать как формирование у подростков интеллектуальной, психической и социальной готовности к эффективному участию в общении и освоение способов практической реализации этой готовности;

  - обучение общению школьников, испытывающие особые трудности в этой сфере, должно осуществляться с помощью более глубокого ознакомления их с теорией общения, анализа трудностей в общении и выявления их причин;

  - организовывать специальные групповые занятия по раскрепощению детей с использованием игровых приемов, круглых столов, где бы шел обмен информацией между учащимися;

  - учить детей-подростков создавать ситуацию общения с конкретными детьми;

  - учить детей входить в наличествующую ситуацию общения, находить темы для общения в каждом из названных случаев;

  - создавать ситуацию успеха, постоянно хвалить, подбадривать учеников.

  - не ставить ярлыков на ребёнка (не надо обращать внимание на застенчивость ребёнка);

  - интересоваться его чувствами;

  - организовывать встречи ребенка, не являющиеся источником беспокойства;

  - родителям проявлять общественную активность;

  - поощрять ребенка, чтобы он разговаривал дома;

  - следовать за ребенком, не заставлять ребенка попадать в неудобные ситуации;

  - добавить остроту разнообразия;

  - заручиться поддержкой учителя;

  - проводить генеральные репетиции незнакомых ситуаций;

  - оставаться во всех случаях спокойным, уравновешенным и невозмутимым;

Информация о работе Застенчивость в подростковом возрасте