Застенчивость в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы феномена «Застенчивость».
1.1 Формирование личности в онтогенезе.
1.2 Понятие и природа застенчивости.
1.3 Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека
1.4 Подростковый возраст и его специфика
1.5 Проблемы застенчивости в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов.
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте
2.2. Анализ результатов
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 79.97 Кб (Скачать)

Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать  сильные и слабые стороны своей  личности. У него возникает интерес  к себе, к качествам собственной  личности, потребность сопоставления  себя с другими людьми, потребность  в самооценке. Представления, на основании  которых у подростков формируются  критерии самооценки, приобретаются  в ходе особой деятельности – самопознания. Основной формой самопознания подростков, по мнению Л.М. Фридмана и И.Ю. Кулагиной, является сравнение себя с другими  людьми: взрослыми, сверстниками.

Поведение подростка регулируется его самооценкой, а самооценка формируется в ходе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентация на сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе, коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстника как образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослым человеком. Таким образом, на развитие самооценки подростка влияют взаимоотношения со сверстниками, с классным коллективом.

Как правило, общественная оценка классного коллектива значит для подростка больше, чем  мнение учителей или родителей, и  он обычно очень чутко реагирует  на воздействие коллектива товарищей. Приобретенный опыт коллективных взаимоотношений  прямо сказывается на развитии его  личности, а значит предъявлении требований через коллектив – один из путей  формирования личности подростка.

Представители различных теоретических направлений  рассматривают подростковый возраст  как период стрессов и психологических  проблем, обусловленных среди всего  прочего психосексуалъным развитием, эмоциональной неуравновешенностью, ролевыми конфликтами, статусной неопределенностью  и неустойчивостью социальных ценностей  подростка.

Сухомлинский  В.А. обобщает главные личностные черты, по его мнению, этими главными личностными  чертами подростка являются следующие:

1. Непримиримость  к злу, эмоциональное неприятие  его, с одной стороны, сочетается  с неумением разобраться в  сложных явлениях жизни – с  другой.

2. Подросток  хочет быть хорошим, стремиться  к идеалу, но он не любит,  когда его прямолинейно воспитывают.

3. Подростку  хочется быть личностью. Совершить  что-нибудь героическое, романтическое,  необычное. При наличии потребностей  к действию и желания самоутвердиться  подросток еще не знает, как  этого можно добиться.

4. У  подростка выражено противоречие  между богатством желаний и  ограниченностью сил. Отсюда множественность  и непостоянство увлечений.

Подросток боится обнаружить свою несостоятельность, он слишком самолюбив и может  прикрываться показной уверенностью, решительностью, за которыми скрывается беспомощность.

5. В  подростке очень сочетаются романтическая  восторженность и грубые выходки.  Восхищение красотой и хроническое  отношение к ней. Он стыдится  своих чувств. Такие человеческие  чувства кажутся ему детскими. Он опасается, что будут считать  чересчур чувствительным, и прикрывается  грубостью.

Влияние изменения образа тела на психику  подростка.

У подростков изменение образа тела, связанное  с пубертатными процессами, является важным фактором развития. Ощущение собственной  ценности подростком во многом зависит  от того, насколько соответствующим  норме представляется ему изменение  его тела.

Обычно  изменениям подросткового периода  предшествует увеличение жировых отложений  в организме; некоторые дети этого  возраста заметно поправляются. У  мальчиков и девочек появляются жировые отложения в области  груди. У девочек они сохранятся, а у мальчиков являются преходящей фазой развития. Вслед за этим в  начале отрочества сильно увеличивается  скорость роста. Происходит увеличение размеров костей и мышц. Во время  этого скачка роста мальчики обычно теряют большую часть лишнего  жира, который они накопили к его  началу. Однако у девочек новые  жировые отложения, как правило, сохраняются, хотя и перераспределяются по различным участкам тела. В период отрочества разные части тела развиваются  с различной скоростью. Обычно к  этому времени голова уже перестает  увеличиваться в размерах; в основном ее рост завершается в течение  первых десяти лет жизни. Вслед за ней достигают взрослых размеров кисти рук и стопы; затем увеличивается  длина ног и рук. В результате многие подростки становятся неуклюжими, от чего они испытывают смущение. За ростом конечностей следует рост тела в ширину; в последнюю очередь  происходит полное развитие плеч.

Еще одним  изменением является увеличение размеров и активности сальных желез кожи, в результате чего лицо подростка  часто покрывается угрями. В коже развивается также новый вид  потовых желез, что ведет к  усилению запаха тела. Рассмотрим физиологические и половые изменения, которые происходят в отрочестве.

Неприятие своего тела может проявляться в  мышечной зажатости, неловкости, скованности, неадекватности в поведении.

Скорость  развития у мальчиков и девочек  различна. В среднем у девочек  скачок роста и другие биологические  изменения данного периода происходят примерно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Но существуют очень большие индивидуальные различия в скорости развития представителей одного пола. Поздно созревающий мальчик  или девочка может выглядеть  все еще ребенком, в то время  как другой мальчик или девочка  того же хронологического возраста может  иметь внешность вполне зрелого  мужчины или женщины.

Можно увидеть, что период отрочества совпадает  с рядом физиологических изменений, в результате которых тело ребенка  превращается в тело взрослого человека. Эти изменения происходят резко  и часто довольно внезапно, поэтому  подросткам приходится быстро адаптироваться к новому образу, говорящему о том, что детство осталось позади. Процесс  роста не всегда обладает внутренней гармоничностью. Развитие половых признаков  зачастую отстает от общего физического  развития, поэтому подростковый возраст  часто называют периодом диспропорций в развитии. Это все имеет определенные психологические последствия, связанные  с трудностями личной адаптации, которые являются тем более сильными, чем явственнее выступают диспропорции в развитии.

Изменения, происходящие в образе тела, которые  происходят за относительно короткое время, влекут за собой целый ряд  сложных проблем как для самого подростка, так и для тех, кто  его окружает. Они приводят к закомплексованности, неуверенности в себе, замкнутости, стеснительности, застенчивости.

Специалист  по детской психологии Михаил Буянов предупреждает, что подростки часто  даже ненавидят собственный внешний  облик. Свое тело они считают безобразным, смотрят на себя в зеркало с отвращением, уверены, что все вокруг смеются над их "уродством".

Что же именно тревожит подростков?

У мальчиков  – это недостаточный рост, физическое развитие. У девочек – кожа, полнота, оволосение. Подростки думают о внешности  из чувства тревоги. Яркие наряды нужны им как подтверждение, что  их опасения напрасны, что они могут  нравиться. Позже на первое место  выйдут другие качества – ум, умение общаться, надежность, доброта, но в  этом возрасте важнее образ физического "Я". Подростки начинают вести  себя раскованно, вызывающе. Встречают  друг друга "по одежке", которая  теперь является для них "визитной карточкой", выражающей принадлежность к той или иной группе сверстников. Поэтому часто носят одинаковые джинсы, юбки, туфли. Ребята в этом возрасте оценивают себя положительно только тогда, когда у них нет видимых  недостатков. Вот почему подростки  с "дефектами" внешности чаще всего  страдают от чувства неполноценности.

"Жирный", "Прыщ" – обычно ребята с  такими прозвищами подвергаются  насмешкам сверстников. Они твердят: "Я – урод, тощий, лопоухий. Меня никто не любит". Это  причина развития застенчивости,  ранимости, неумения общаться, неуверенности  в своих силах.

Эти переживания  могут довести подростка до депрессии. Страдающие от своего мнимого уродства, стеснительные, застенчивые, с заниженной самооценкой, но отличающиеся повышенной чувствительностью и уязвимостью, – такие дети, по мнению Буянова, втайне жаждут, чтобы их разубедили в этом, растолковали и заставили  поверить, что их лица и фигуры не уродливы, а очень даже привлекательны.

Неприятие собственного тела доводит подростков до патологического стремления к  недостижимому идеалу красоты и  стройности. Они месяцами морят себя голодом. Стремление приблизиться к  идеалу превращается в навязчивую идею, может привести к полному истощению, угрожающему самой жизни подростка.

Результаты  психологического исследования подростковой самооценки говорят сами за себя: недооценивают, не любят себя, мучаются своей некрасивостью 87% ребят. [22, c.455-457]

    1.5.  Проблема застенчивости  в подростковом  возрасте 

Застенчивость – явление гораздо более распространенное, чем думают многие, в особенности  застенчивые люди. Исследования показывают, что почти половина молодых людей  страдает от застенчивости, а в возрасте от 12 до 14 лет стеснительными являются 50 процентов мальчиков и 60 процентов  девочек.[12, c.47-48]

Рассказы  застенчивых мальчиков и девочек  о себе являют унылую картину. Мальчики чувствуют, что они слишком высокие, слишком толстые, слишком слабые, очень некрасивые и, вообще, менее  симпатичные, чем их незастенчивые  одноклассники. Аналогично застенчивые  девочки описывают себя как тощих, непривлекательных и менее умных, чем их подруги. Все это определяет наиболее важный аспект самоощущения этих детей: они воспринимают себя как "менее популярных", чем их незастенчивые  товарищи. А это ужасно, особенно для мальчиков. Ни один из них не считает себя "популярным", а  три четверти из них утверждают, что они "непопулярны".

В обществе застенчивые дети часто избегают контакта с другими. Они постоянно  испытывают какое-то беспокойство и  считают себя хуже других детей. Они  часто колеблются в принятии решений, не проявляют инициативы, не утверждают и не защищают себя. Нередко они  неадекватно преподносят себя; их навыки общения бедны, а "телесный язык" слишком смиренен.

Таким образом, застенчивый ребенок часто  попадает в порочную ловушку "само исполняющегося пророчества". Его  манеры и поведение указывают  на неприятие другими, что, по существу, как раз делает это неприятие  более вероятным. Чем больше он сторонится других или отвергается ими, тем  большая вероятность того, что он останется застенчивым вследствие недостаточности практики или положительной обратной связи.

Застенчивость часто связана с такими свойствами характера, как робость, совестливость, нерешительность, неловкость, медлительность, неуверенность в своих силах, тревожность, склонность к сомнениям, страхам, тоскливости, мнительности, стеснительность, переживание своей неестественности. Все это вместе составляет чувство, переживание, комплекс своей неполноценности, по причине которого человек стремится  оставаться подальше от ответственных  занятий, делового, практического общения  с людьми. Застенчивому подростку  труднее, чем естественному, смелому  человеку, выступать перед слушателями (например, отвечать при всех у доски  урок), труднее познакомиться с  людьми, включиться вместе с ними в  какую-то игру. Трудно ему спросить незнакомых, как куда проехать, попросить  учителя объяснить непонятный вопрос, трудно вообще о чем-нибудь просить, кого-то в чем-то затруднять, трудно потребовать в магазине сдачу, даже если она значительна.

Все застенчивые  люди похожи друг на друга (и дети в  том числе). Они испытывают одни и  те же чувства в общении с другими  людьми: скованность, неловкость, боязнь начать или поддержать разговор. Эти  чувства особенно усиливаются, если они попадают в неожиданную ситуацию общения, в незнакомое общество или  в большую компанию.

Нередко застенчивый, разговаривая с малознакомым человеком, навязчиво представляет себе в это время, как он сам  при этом выглядит – как двигает  ртом, выговаривая слова, как кивает головой, как неловко перебирает что-то руками, представляет, что собеседнику  его все это может показаться странным, ненормальным. От этих цепких тревог сам еще более напрягается, краснеет, потеет, не знает, куда деваться – и еще более теперь пугается, что будут думать о нем Бог  знает что. Только с близкими застенчивый  способен по-настоящему смягчиться душевно  и телесно и может даже обижать  близких своей раздражительностью, командовать ими.

Особенно  часто в отрочестве застенчивый  человек незрело бунтует (осознанно, а чаще бессознательно), ненавидя свою застенчивость, несмелость, рабскую  готовность подчиняться тому, кто  сильнее. Это выражается во всплесках  отчаянной храбрости с зажмуренными глазами, даже агрессивности и нахальства (так называемая сверхкомпенсация застенчивости, или "нахалы от застенчивости"). Подражая своим отважным, бесстрашным, нахальным, сверхуверенным сверстникам, перед  которыми нередко преклоняется, застенчивый, бывает, шумно "нахамит" преподавателю  или даже девочке, девушке, которая  ему нравится, и потом долго  мучается этим своим поступком.

Информация о работе Застенчивость в подростковом возрасте