Застенчивость в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 16:05, курсовая работа

Описание работы

Подростковый период – это этап онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Основной особенностью этого возраста являются резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы феномена «Застенчивость».
1.1 Формирование личности в онтогенезе.
1.2 Понятие и природа застенчивости.
1.3 Проявление застенчивости и ее влияние на психику человека
1.4 Подростковый возраст и его специфика
1.5 Проблемы застенчивости в подростковом возрасте
Глава 2. Экспериментальное исследование застенчивости подростков. Анализ результатов.
2.1. Методика изучения застенчивости в подростковом возрасте
2.2. Анализ результатов
Заключение
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2.docx

— 79.97 Кб (Скачать)

  внутренние  ощущения и ранимость интеллектуальных функций.

  Основными признаками, характеризующими поведение  человека, как сигнализирующее о  застенчивости является: нежелание  вступать в беседу, затруднителен  или даже невозможен контакт глаз, свой голос оценивает как слишком  мягкий, избегание людей, непроявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение и межличностные  контакты, необходимые всем людям  без исключения. Из-за того, что застенчивым  людям раз за разом не удается  выразить себя, они менее других способны создать свой собственный  внутренний мир. Все это ведет  к замкнутости человека. Замкнутость  – это нежелание разговаривать  до тех пор, пока тебя к этому не подтолкнут, склонность к молчанию, неспособность говорить свободно. Но замкнутость – это не просто желание  избегать разговоров, а более общая  и глубокая проблема. Это не просто проблема отсутствия навыков общения, но результат неверного представления о природе человеческих взаимоотношений. Поступки замкнутого человека подобны поступкам недоверчивого вкладчика в условиях быстро меняющегося рынка: надежды на возможную прибыль перевешиваются опасениями потерять свои деньги.

  На  физиологическом уровне застенчивые  люди испытывают следующие ощущения: учащается пульс, сильно бьется сердце, выступает пот, а в животе появляется ощущение пустоты. Однако подобные реакции  мы испытываем при любом сильном  эмоциональном потрясении. Отличительным  физическим симптомом застенчивости  служит покраснение на лице, которое  невозможно скрыть. Но опять-таки все  мы время от времени краснеем, сильнее  бьется сердце или сводит живот. Правда, незастенчивые люди к этим реакциям относятся как к мягкому неудобству, а застенчивые склонны сосредотачивать  внимание на своих физических ощущениях. Иногда они даже не ждут, пока окажутся в ситуации, чреватой для них неловкостью  или смущением. Они переживают эти  симптомы загодя и, думая только о  плохом, решают не вступать в разговор, не учиться танцам и т. д.

  Из  внутренних ощущений застенчивого человека можно выделить смущение и неловкость. Часто люди краснеют от смущения –  кратковременной острой потери уважения к себе, которую время от времени  приходится переживать. В смущение приводит всеобщее внимание к каким-либо случаям из частной жизни, когда  кто-то сообщает о нас другим людям, неожиданная похвала, когда застают  за занятием, не предназначенным для  посторонних глаз. Состояние смущения вызывается сознанием собственной  несостоятельности. Большинство застенчивых  людей приучаются избегать ситуаций, в которых они могут испытывать смущение, и таким образом все  больше и больше отделяют себя от других, сосредотачиваясь на своих недостатках.

  Есть  люди, которые стесняются, даже оставаясь  в одиночестве. Они краснеют и  смущаются, заново переживая свои предыдущие ошибки, или беспокоятся, как будут  вести себя в будущем.[10, c.45-46]

  Самое примечательное свойство застенчивого человека – неловкость. Неловкость – это внешнее проявление чрезмерной озабоченности своим внутренним состоянием [22, c.345-346]. Самопознание, стремление к постижению самого себя лежат в  основе многих теорий гармоничного развития личности. Неловкость может проявляться  как на публике, так и наедине  с самим собой. Неловкость на публике  отражается в беспокойстве человека о произведенном на других впечатлении. Его часто беспокоит: "Нравлюсь ли я им", "Что они думают обо мне" и т. д. Неловкость перед  самим собой – это мозг, обращенный против себя. Это не просто сосредоточенность  внимания на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм: "Я дурак", "Я  ничтожество" и т. д. Каждая собственная  мысль подвергается исследованиям  под мощным аналитическим микроскопом.

  Застенчивость имеет отрицательные последствия  не только в социальном плане, но и  негативно воздействует на мыслительные процессы. Застенчивость повергает  человека в такое состояние, которое  характеризуется обострением самосознания и специфическими чертами восприятия себя. Человек кажется себе маленьким, беспомощным, скованным, эмоционально расстроенным, глупым, никуда не годным и т. д. Застенчивость сопровождается временной неспособностью мыслить  логично и эффективно, а нередко  ощущением неудачи, поражения. В  какой-то степени можно сказать, что человек сходит с ума. После  того, как включается самоконтроль и повышается тревожность, застенчивые  все меньше внимания уделяют поступающей  информации. Агония застенчивости убивает  память, искажается восприятие. Таким  образом, застенчивость лишает человека не только дара речи, но так же памяти и ясного восприятия.

  Аффективное расстройство, как депрессия –  это результат "неразряженной  застенчивости". Застенчивые люди всю агрессию, не нашедшую выхода, направляют внутрь на самого себя, отсюда появляется ощущение своей неполноценности, ненужности и никчемности. Все это ведет к депрессии. И как финальный шаг на пути самоунижения – самоубийство.

  То  есть застенчивость может в такой  же степени искалечить психику, в  какой самый тяжелый физический недуг может изувечить тело, а  ее последствия могут стать поистине разрушительными:

  застенчивость создает трудности при встречах с новыми людьми и знакомствах, не доставляет радости от потенциально положительных переживаний;

  она не позволяет заявлять о своих  правах, высказывать свои мнения и  суждения;

  застенчивость ограничивает возможность положительной  оценки личных качеств другими людьми;

  она способствует развитию замкнутости  и чрезмерной озабоченности собственными реакциями;

  застенчивость препятствует ясности мысли и  эффективности общения;

  застенчивость обычно сопровождается такими чувствами, как депрессия, беспокойство и ощущение одиночества.[12, c.54-58]

  На  первый взгляд, застенчивость имеет  для индивида только отрицательные  последствия. Однако более пристальное  изучение показывает, что такая поверхностная  оценка значения застенчивости не совсем точна. Застенчивость выполняет  некоторые жизненно важные функции  для индивида, такие как:

  Застенчивость фокусирует внимание на личности или  на определенном аспекте личности и  делает их предметом оценки;

  Застенчивость способствует мысленному "проигрыванию" трудных ситуаций, что приводит к  усилению "Я" и уменьшению уязвимости личности;

  Тот факт, что застенчивость, в общем, вызывается словами и действиями других, гарантирует определенную степень  сензитивности в отношении чувств и оценок окружающих, особенно тех, с которыми у нас есть эмоциональный контакт и чьим мнением мы дорожим;

  Застенчивость вызывает большее, чем другие эмоции, осознание собственного тела. Возникающая  при застенчивости чувствительность к себе и к своему телу может  выполнять определенные полезные функции, как биологические, так и психологические  по своей природе; она может выразиться в более тщательной выполнении правил гигиены, в действиях, направленных на улучшение внешности, что способствует повышению общительности и т. д.;

  Застенчивость усиливает самокритику и временное  ощущение бессилия. Это способствует формированию более адекватной "Я" – концепции. Объективно осознающий себя человек становится более самокритичным, фиксация внимания на себе заставляет индивида осознать собственные внутренние противоречия. Кроме того, человек  начинает лучше понимать, как он выглядит в глазах других;

  Усиленное противоборство переживанию застенчивости  может облегчить развитие самостоятельности, индивидуальности и взаимную любовь.[12, c.69-73]

  Из  вышеуказанного можно сделать следующий  вывод, что проявление застенчивости  очень разнообразно: от физиологических  проявлений до внутренних конфликтов и нарушений мыслительных процессов. Поведение застенчивого человека лишает его самого главного и необходимого в жизни – это социального  и межличностного общения. А это  ведет к замкнутости и одиночеству. Что в свою очередь повышает самоконтроль самоанализ. Правда в основном это  не просто сосредоточенность на себе, а негативно окрашенный эгоцентризм, т. е. снижение его самооценки. Как  правило, это происходит из-за несовпадения внутренних образов "Я" и "Я - идеального". Застенчивость – явление не только чреватое проблемами, но для некоторых  людей она является вполне подходящим жизненным стилем. 
 
 
 
 
 
 

      1. Подростковый  возраст и его  специфика.
 

Подростковый  период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Определим возрастные рамки  этой стадии, т.к.

терминология  в области взросления несколько  запутана, например, в толковом словаре  В.И. Даля подросток определяете  как "дитя на подросте" – 14-15 лет, Л.С. Выготский определял границы  подросткового возраста с 14 до 18 лет, Б.Г.Ананьев – с 11 до 15 лет. В связи  с явлением акселерации границы  подросткового возраста сдвинулись вниз и в настоящее время этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет. Такие педагоги психологи, как Фридман Л.М., Божович  Л.И. говорят о проблемности подростков.

Подростковый  возраст традиционно считается  самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает  трудности этого возраста с половым  созреванием как причиной различных  психофизиологических и психических  отклонений. В ходе бурного роста  и физиологической перестройки  организма у подростков может  возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого  возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные  переходы от веселья к унынию и  пессимизму. Придирчивое отношение  к родным сочетается с острым недовольством  собой.

Центральным психологическим новообразованием в подростковом возрасте становится формирование у подростка своеобразного  чувства взрослости, как субъективного переживания отношения к самому себе как к взрослому. Физическое возмужание дает подростку ощущение взрослости, но социальный статус его в школе и семье не меняется. И тогда начинается борьба за признание своих прав, самостоятельности, что непременно приводит к конфликту между взрослыми и подростками. В результате возникает кризис подросткового возраста.

По мнению А.Е. Личко, суть подросткового кризиса  составляет свойственные этому возрасту подростковые поведенческие реакции. К ним относятся: реакция эмансипации, реакция группирования со сверстниками, реакция увеличения (хобби).

Реакция эмансипации. Эта реакция представляет собой тип поведения, посредством  которого подросток старается высвободиться  из-под опеки взрослых, их контроля, покровительства. Потребность высвободиться  связана с борьбой за самостоятельность, за утверждение себя как личности. Реакция может проявляться в  отказе от выполнения общепринятых норм, правил поведения, обесценивании нравственных и духовных идеалов старшего поколения. Мелочная опека, чрезмерный контроль за поведением, наказание путем лишения  минимальной свободы и самостоятельности  обостряют подростковый конфликт и  провоцируют подростков на крайние  меры: прогулы, уходы из школы и  из дома, бродяжничество.

Реакция группирования со сверстниками. Подросткам свойственно инстинктивное тяготение  к сплочению, к группированию  со сверстниками, где вырабатываются и апробируются навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине, умение завоевывать  авторитет и занять желаемый статус. В группе сверстников более эффективно отрабатывается самооценка подростка. Он дорожит мнением сверстников, предпочитая их общество, а не общество взрослых, критику которых он отвергает.

Реакция увлечения. Для подросткового возраста увлечения (хобби) составляет весьма характерную  особенность. Увлечения необходимы для становления личности подростка, т.к. благодаря увлечениям формируются склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

Они делятся  на следующие виды:

интеллектуально-эстетические увлечения (музыка, рисование, радиотехника, электроника, история и т.д.).

накопительные увлечения (коллекционирование марок, пластинок, открыток).

эксцентрические (желание подростка быть в центре внимания ведет к увлечению экстравагантной  одеждой).

В подростковом возрасте весьма высокого уровня развития достигают все без исключения познавательные процессы. Становится возможным научение подростка самым  различным видам практической и  умственной деятельности.

Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, –  это более высокий уровень  самосознания, потребность осознать себя как личность. Л.С. Выготский  считает, что формирование самосознания составляет главный итог переходного  возраста.

Информация о работе Застенчивость в подростковом возрасте