Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:59, реферат
Характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания, она близка в этом аспекте к бредовым идеям в психиатрии, хотя отличается и от них, не говоря уж о большей структурной сложности бредовой идеи. Психологическое значение религиозных представлений, их квалификация. Религиозные учения - иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них.
Передо
мной встал, далее, вопрос, не нанесет
ли все-таки .публикация этого моего
сочинения какого-то ущерба. Ущерба
не той или иной личности, а делу,
делу психоанализа. Невозможно отрицать,
что он мое создание. Он всегда вызывал
к себе массу недоверия и
Этот крик будет мне действительно неприятен из-за многих моих сотрудников, среди которых далеко не все разделяют мое отношение к религиозным проблемам. Однако психоанализ пережил уже много бурь, надлежит подвергнуть его еще и этой новой. По существу, психоанализ есть исследовательский метод, беспристрастный инструмент, скажем, наподобие исчисления бесконечно малых. Если с помощью последнего какому-нибудь физику случится установить, что Земля погибнет через какое-то определенное время, то надо будет сначала еще подумать, прежде чем приписывать деструктивные тенденции самому по себе исчислению и потому запрещать его. Все сказанное мною здесь об истинности религий психоанализу не требовалось и задолго до его зарождения было сказано другими. Если применение психоаналитических методов позволяет получить новые доводы не в пользу истинности содержания религиозных верований, то тем хуже для религии, но защитники религии будут с тем же правом пользоваться психоанализом, чтобы вполне отдать должное эффективной значимости религиозных учений.
Итак, продолжим
нашу защиту. Религия несомненно оказала
человеческой культуре великую услугу,
сделала для усмирения
Сомнительно, чтобы люди в эпоху неограниченного господства религиозных учений были в общем и целом счастливее, чем сегодня; нравственнее они явно не были. Им всегда как-то удавалось экстериоризировать религиозные предписания и тем самым расстроить их замысел. Священники, обязанные наблюдать за религиозным послушанием, шли в этом людям навстречу. Действие божественного правосудия неизбежно пресекалось божьей благостью: люди грешили, потом приносили жертвы или каялись, после чего были готовы грешить снова. Русская душа отважилась сделать вывод, что грех — необходимая ступенька к наслаждению всем блаженством божественной милости , то есть в принципе богоугодное дело. Совершенно очевидно, что священники могли поддерживать в массах религиозную покорность только ценой очень больших уступок человеческой природе с ее влечениями. На том и порешили: один бог силен и благ, человек же слаб и грешен. Безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность. Если религия не может продемонстрировать ничего лучшего в своих усилиях дать человечеству счастье, культурно объединить его и нравственно обуздать, то неизбежно встает вопрос, не переоцениваем ли мы ее необходимость для человечества и мудро ли мы поступаем, основываясь на ней в своих культурных запросах.
Задумаемся
над недвусмысленной
Научный
дух вырабатывает определенный род
отношений к вещам нашего мира;
перед явлениями религии он на
некоторое время
От образованных
и от людей духовного труда
для культуры нет большой угрозы.
Замещение религиозных мотивов
культурного поведения другими,
мирскими прошло бы у них без сучка
и задоринки, а кроме того, они
большей частью сами носители культуры.
Иначе обстоит дело с огромной
массой необразованных, угнетенных, которые
имеют все основания быть врагами
культуры. Пока они не знают, что
в бога больше не верят, все хорошо.
Но они это непременно узнают, даже
если это мое сочинение не будет
опубликовано. И они готовы принять
результаты научной мысли, оставаясь
незатронутыми тем изменением, которое
производится в человеке научной
мыслью. Нет ли опасности, что враждебность
этих масс к культуре обрушится на
слабый пункт, который они обнаружат
в своей строгой
Следовало бы считать, что на пути осуществления этой последней рекомендации не стоит никаких особенных трудностей. Верно то, что в таком случае придется от чего-то отказаться, но приобретений взамен будет, возможно, больше, и мы избежим большой опасности. Но люди отшатываются в страхе, словно культура подвергнется тогда какой-то еще большей опасности. Когда святой Бонифаций Креди-тонский срубил дерево, почитавшееся саксами как священное, стоявшие вокруг ожидали какого-то страшного события в результате такого кощунства. Ничего не случилось, и саксы приняли крещение.
Когда культура выставила требование не убивать соседа, которого ты ненавидишь, который стоит на твоем пути и имуществу которого ты завидуешь, то это было сделано явно в интересах человеческого общежития, на иных условиях невозможного. В самом деле, убийца навлек бы на себя месть близких убитого и глухую зависть остальных, ощущающих не менее сильную внутреннюю наклонность к подобному насильственному деянию. Он поэтому недолго бы наслаждался своей местью или награбленным добром, имея все шансы самому быть убитым. Даже если бы незаурядная сила и осторожность оградили его от одиночных противников, он неизбежно потерпел бы поражение от союза слабейших. Если бы такой союз не сформировался, убийство продолжалось бы без конца, и в конце концов люди взаимно истребили бы друг друга. Между отдельными индивидами царили бы такие же отношения, какие на Корсике до сих пор еще существуют между семьями, а в остальном мире сохраняются только между странами. Одинаковая для всех небезопасность жизни и сплачивает людей в общество, которое запрещает убийство отдельному индивиду и удерживает за собой право совместного убийства всякого, кто переступит через запрет. Так со временем возникают юстиция и система наказаний.
Мы, однако,
не разделяем этого рационального
обоснования запрета на убийство,
но утверждаем, что запрет исходит
от бога. Мы беремся, таким образом,
угадывать его намерения и
выясняем, что он тоже не хочет человеческого
взаимоистребления. Поступая таким
образом, мы обставляем культурный запрет
совершенно особенной торжественностью,
однако рискуем при этом поставить
его исполнение в зависимость
от веры в бога. Если мы возьмем назад
этот свой шаг, перестанем приписывать
нашу волю богу и удовольствуемся
чисто социальным обоснованием правосудия,
то мы, правда, расстанемся с божественным
возвеличением нашего культурного
запрета, но зато выведем его из-под
угрозы. Мы приобретем, однако, и что-то
другое. Вследствие какой-то диффузии,
или заразительного действия, характер
святости, неприкосновенности, можно
даже сказать, потусторонности с
немногих важных запретов распространился
на все другие культурные установления,
законы и предписания. Этим последним,
однако, сияние святости часто не к
лицу; мало того, что они взаимно
обесценивают сами себя, поскольку
отражают расходящиеся до противоположности
устремления разных эпох и регионов,
они еще и выставляют на обозрение
все черты человеческого
Наша
апология чисто рационального
Но тот
праотец, как показали разыскания, которые
мне здесь нет надобности повторять,
явился первообразом бога, моделью, послужившей
позднейшим поколениям для построения
божественного образа. Стало быть,
религиозное представление
Мы начинаем
замечать тут, что сокровищница религиозных
представлений содержит не только исполнения
желаний, но и важные исторические реминисценции.
Это взаимодействие прошедшего и
будущего — какою уникальной мощью
должно оно наделять религию! Впрочем,
возможно, аналогия поможет нам понять
здесь еще и что-то другое. Нехорошо
пересаживать понятия далеко от той
почвы, на которой они выросли, однако
мы должны сформулировать подмеченный
нами параллелизм. О человеческом ребенке
нам известно, что он не может
успешно проделать путь своего культурного
развития, если не пройдет через
фазу невроза, у одних более, у
других менее отчетливую. Это происходит
оттого, что ребенок не может подавить
рациональной работой духа многочисленные
позывы влечений, в будущем нереализуемых,
но должен обуздывать их актами вытеснения,
за которыми, как правило, стоит мотив
страха. В своем большинстве эти
детские неврозы спонтанно