Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:59, реферат
Характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания, она близка в этом аспекте к бредовым идеям в психиатрии, хотя отличается и от них, не говоря уж о большей структурной сложности бредовой идеи. Психологическое значение религиозных представлений, их квалификация. Религиозные учения - иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них.
Если
все доказательства, приводимые в
пользу достоверности религиозных
догматов, идут из прошлого, то напрашивается
мысль посмотреть, не может ли предоставить
такие доказательства также и
современность, о которой мы вправе
быть лучшего мнения, чем о старине.
Если бы удалось спасти от сомнений
хотя бы один фрагмент религиозной
системы, то и все целое чрезвычайно
выиграло бы в достоверности. Чем-то
в этом роде занимаются спириты, которые
уверены в продолжении за гробом
жизни индивидуальной души и хотят
недвусмысленно доказать нам это
отдельно взятое положение религиозного
учения. Им, к сожалению, не удается
опровергнуть ту гипотезу, что явления
и высказывания вызываемых ими духов—лишь
продукт их собственной психической
деятельности. Они приводили слова
духов величайших людей, известнейших
мыслителей, но все добытые от них
высказывания и сообщения были настолько
тупыми, столь неутешительными в
своей пустоте, что из всего этого
с полной достоверностью можно вывести
только заключение об умении духов
приспосабливаться к кругу
Следует упомянуть еще о двух попытках, которые производят впечатление судорожных усилий уйти от проблемы. Одна, насильственной природы, стара, другая изощренна и современна. Первая — это credo quia absurdum, “Верую, ибо абсурдно” отцов церкви. Сие должно означать, что религиозные учения не подчиняются требованиям разума, стоят над разумом. Их истину надо чувствовать нутром, понимать их нет надобности. Однако такое credo интересно лишь как исповедь, в качестве предписания оно обязательной силы не имеет. Неужели я обязан верить любому абсурдному утверждению? А если не любому, то почему именно этому? У разума нет вышестоящей инстанции. Если истинность религиозных учений зависит от внутреннего переживания, свидетельствующего об этой истинности, то что делать с множеством людей, у кого столь редкостного переживания нет? Можно требовать от всех, чтобы они пользовались имеющимся у них даром разума, но нельзя выводить общеобязательный долг из побудительной причины, имеющей силу лишь для ничтожного меньшинства. Если кто-то один после глубоко охватившего его состояния экстаза приобрел непоколебимое убеждение в реальной истине религиозных учений, то что это значит для остальных?
Вторая
попытка — из области философии
“как если бы”. Утверждается, что в
нашей мыслительной деятельности нет
недостатка в таких допущениях, беспочвенность
и даже абсурдность которых вполне
нами сознается. Их называют фикциями,
но по целому ряду практических мотивов
нам следует вести себя так, “как
если бы” мы верили в эти фикции.
Так нам якобы следует себя
вести и в отношении
“Это правдивая история?” Получив отрицательный ответ, он удалился с пренебрежительной миной. Следует надеяться, что скоро люди будут вести себя по отношению к религиозным сказкам подобным же образом, вопреки ходатайству принципа “как если бы”.
Но сейчас еще они действуют совсем другими способами, и в прошедшие времена религиозные представления, несмотря на свою бесспорно недостаточную подкреплен-ность, оказывали сильнейшее влияние на человечество. Это очередная психологическая проблема. Надо спросить, в чем состоит внутренняя сила этих учений, какому обстоятельству обязаны они своей независимой от санкции разума действенностью?
Мне кажется,
ответ на оба эти вопроса у
нас уже в достаточной мере
подготовлен. Мы получим его, обратив
внимание на психический генезис
религиозных представлений. Выдавая
себя за знание, они не являются подытоживанием
опыта или конечным результатом
мысли, это иллюзии, реализации самых
древних, самых сильных, самых настойчивых
желаний человечества; тайна их силы
кроется в силе этих желаний. Мы уже
знаем, что пугающее ощущение детской
беспомощности пробудило
Когда
я говорю, что все это иллюзии,
то должен уточнить значение употребленного
слова. Иллюзия не то же самое, что
заблуждение, она даже необязательно
совпадает с заблуждением. Мнение
Аристотеля, что насекомые возникают
из нечистот, еще и сегодня разделяемое
невежественным народом, было заблуждением,
как и мнение старых поколений
врачей, будто tabes dorsalis, сухотка спинного
мозга, есть следствие половых излишеств.
Было бы неправильно называть эти
заблуждения иллюзиями. Наоборот, мнение
Колумба, будто он открыл новый морской
путь в Индию, было иллюзией. Участие
его желания в этом заблуждении
очень заметно. Иллюзией можно назвать
утверждение некоторых
Возвращаясь
после этого уточнения к
Здесь кто-нибудь сочтет нужным возразить: так если даже закоренелый скептик признает, что утверждения религии не могут быть опровергнуты разумом, то почему я тогда не должен им верить, когда на их стороне так многое: традиция, согласное мнение общества и вся утешительность их содержания? В самом деле, почему бы и нет? Как никого нельзя принуждать к вере, так же нельзя принуждать и к безверию. Но пусть человек не обманывается в приятном самообольщении, будто в опоре на такие доводы его мысль идет правильным путем. Если вердикт “негодная отговорка” был когда-либо уместен, так это здесь. Незнание есть незнание; никакого права верить во что бы то ни было из него не вытекает. Ни один разумный человек не станет в других вещах поступать так легкомысленно и довольствоваться столь жалким обоснованием своих суждений, своей позиции, он себе это позволяет только в самых высоких и святых вещах. В действительности он просто силится обмануть себя и других, будто еще прочно держится религии, хотя давно уже оторвался от нее. Когда дело идет о вопросах религии, люди берут на себя грех изворотливой неискренности и интеллектуальной некорректности. Философы начинают непомерно расширять значения слов, пока в них почти ничего не остается от первоначального смысла. Какую-то размытую абстракцию, созданную ими самими, они называют “богом” и тем самым выступают перед всем миром деистами, верующими в бога, могут хвалиться, что познали более высокое, более чистое понятие бога, хотя их бог есть скорее пустая тень, а вовсе не могущественная личность, о которой учит религия. Критики настаивают на том, чтобы считать “глубоко религиозным” человека, исповедующего чувство человеческого ничтожества и бессилия перед мировым целым, хотя основную суть религиозности составляет не это чувство, а лишь следующий шаг, реакция на него, ищущая помощи против этого чувства. Кто не делает этого шага, кто смиренно довольствуется мизерной ролью человека в громадном мире, тот скорее нерелигиозен в самом прямом смысле слова.
В план
нашего исследования не входит оценка
истинности религиозных учений. Нам
достаточно того, что по своей психологической
природе они оказались
Коль
скоро мы опознали в религиозных
учениях иллюзии, то сразу же встает
дальнейший вопрос, не аналогична ли природа
остального достояния культуры, на
которое мы смотрим снизу вверх
и которому позволяем править
нашей жизнью. Не следует ли называть
иллюзиями также и предпосылки,
на которых построены наши государственные
институты, не следует ли считать, что
отношения между полами в нашей
культуре омрачены эротической иллюзией,
причем, возможно, не одной? Раз уж мы
дали ход своему недоверию, то не оробеем
и перед вопросом, имеет ли какое-то
более надежное обоснование наша
убежденность, что применение наблюдения
и мышления в научной работе позволяет
продвинуться вперед в познании внешней
реальности. Ничто не вправе удерживать
нас от того, чтобы направить луч
наблюдения на наше собственное существо
или применить мысль в целях
критики самой же себя. Здесь открывается
возможность целого ряда исследований,
исход которых должен был бы стать
решающим для выработки “мировоззрения”.
Больше того, мы чувствуем, что подобное
усилие не пропадет даром и что
оно по крайней мере отчасти оправдает
наши подозрения. Но столь обширная
задача не под силу автору, он поневоле
вынужден сузить фронт своей работы
до прослеживания од-ной-
Громкий голос нашего противника велит нам остановиться. Нас призывают к ответу за наше запретное деяние. Нам говорят:
“Археологические
интересы сами по себе вполне похвальны,
но раскопки не производятся там, где
в ходе их подрываются жилища живых
людей, так что они могут рухнуть
и похоронить людей под своими
обломками. Религиозные учения не такой
предмет, над которым можно умничать,
как над любым другим. Наша культура
на них построена, поддержание человеческого
общества имеет своей предпосылкой
веру преобладающего числа людей
в истинность этих учений. Если людей
научат, что не существует всемогущего
и всеправедного бога, не существует
божественного миропорядка и
будущей жизни, то они почувствуют
себя избавленными от всякой обязанности
подчиняться предписаниям культуры.
Каждый станет необузданно, безбоязненно
следовать своим асоциальным, эгоистическим
влечениям, насильничать, снова начнется
тот хаос, который мы сдерживали
многотысячелетней работой
Сколько обвинений сразу! Но я достаточно подготовлен, чтобы опровергнуть их все, а кроме того, я буду утверждать, что для культуры будет большей опасностью, если она сохранит свое нынешнее отношение к религии, чем если она откажется от него. Не знаю только, с чего начать свое возражение.
Может
быть, с уверения, что сам я
считаю свое предприятие совершенно
безобидным и неопасным. Моя слишком
высокая оценка интеллекта на этот
раз не на моей стороне. Если люди таковы,
какими их описывают мои противники,—
и я не собираюсь тут с ними
спорить,— то нет никакой опасности,
что какой-нибудь благочестивый
верующий, переубежденный моими соображениями,
позволит отнять у себя свою веру. Кроме
того, я не сказал ничего такого, чего
не говорили бы до меня намного полнее,
сильнее и убедительнее другие, лучшие
люди. Имена этих людей известны;
я не стану их здесь приводить,
чтобы не сложилось впечатления,
будто я хочу поставить себя в
один ряд с ними. Я всего лишь
— и это единственная новинка
в моем изложении — добавил
к критике моих великих предшественников
кое-какое психологическое
Единственный,
кому моя публикация может причинить
вред, это я сам. Мне придется услышать
самые нелюбезные упреки по поводу
моей поверхностности, ограниченности,
недостатка благородного идеализма
и непонимания высших интересов
человечества. Но, с одной стороны,
эти выговоры для меня не новость,
а с другой, если кто-то уже в
молодые годы не захотел зависеть
от расположения или нерасположения
своих современников, то что его
может задеть в старости, когда
он уверен в скором избавлении от всякой
их милости и немилости? В прежние
века было иначе, тогда подобными
высказываниями человек заслуживал
верное сокращение своего земного существования
и ему быстро предоставляли удобный
случай сделать собственные заключения
о загробной жизни. Но, повторяю,
те времена прошли, и сегодня подобная
писанина даже для автора неопасна.
В самом крайнем случае его
книгу будет запрещено