Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:59, реферат
Характерной чертой иллюзии является ее происхождение из человеческого желания, она близка в этом аспекте к бредовым идеям в психиатрии, хотя отличается и от них, не говоря уж о большей структурной сложности бредовой идеи. Психологическое значение религиозных представлений, их квалификация. Религиозные учения - иллюзии, доказательств им нет, никого нельзя заставить считать их истинными, верить в них.
Подытоженные
выше религиозные представления, естественно,
имели долгую историю, развития, зафиксированы
разными культурами на их различных
фазах. Я взял отдельную такую
фазу, примерно соответствующую окончательной
форме религии в нашей
Исследование,
развертывающееся без помех, как
монолог, не совсем безопасное дело. Легко
поддаешься соблазну отодвинуть в сторону
мысли, грозящие его прервать, и приобретаешь
взамен чувство неуверенности, которое
в конце концов начинаешь заглушать
чересчур большой решительностью. Воображу
себе поэтому противника, с недоверием
следящего за моими выкладками, и
позволю ему высказываться
Слышу его слова: “Вы то и дело пользуетесь выражениями: культура создает религиозные представления, культура предоставляет их в распоряжение своим участникам, и здесь звучит нечто странное; я лично не знаю почему, но в этих тезисах слышится нечто не столь самопонятное, как в более привычных утверждениях о том, что, скажем, культура создала порядок распределения трудовой нагрузки или кодифицировала права на жену и ребенка”.
Думаю,
однако, что мой способ выражения
оправдан. Я уже пытался показать,
что религиозные представления
произошли из той же самой потребности,
что и все другие завоевания культуры,
из необходимости защитить себя от
подавляющей сверхмощи природы.
К этому присоединился второй
мотив, стремление исправить болезненно
ощущаемые несовершенства культуры.
И как раз очень уместно
говорить, что культура дарит эти
представления индивиду, потому что
он принимает их как данность, они
преподносятся ему готовыми, он был
бы не в силах изобрести их в
одиночку. Они — наследие многих
поколений, в которое он вводится,
которое он перенимает как таблицу
умножения, геометрию и т. д. Есть,
конечно, и одно отличие, но оно в
другом, сейчас его освещать пока рано.
В ощущении странности, о котором
Вы упоминаете, повинно скорее всего
то, что обычно нам эту совокупность
религиозных представлений
“Есть
другой пункт, который кажется мне
более важным. У Вас выходит, что
очеловечение, персонификация природы
проистекает из потребности положить
конец человеческому неведению
и бессилию перед лицом пугающих
сил, вступить в отношения с ними
и в конечном итоге повлиять на
них. Но подобный мотив кажется излишним.
У первобытного человека ведь и не
было никакого выбора, никакого другого
образа мысли. Для него естественно,
как бы врождено, что он проецирует
свое существо на мир, во всех наблюдаемых
явлениях видит действия существ, в
принципе подобных ему самому. Он просто
не умеет понимать вещи другим способом.
И совершенно непонятно, скорее похоже
на какое-то странное совпадение, как
это у него получилось, что, просто
дав волю своей природной
Я не вижу тут особой странности. Неужели Вы думаете, что человеческая мысль не имеет практических мотивов, что она есть выражение бескорыстной любознательности? Это все-таки очень маловероятно. Я скорее считал бы, что человек, персонифицируя силы природы, следует, как и во многом другом, инфантильному прообразу. Имея дело с лицами, которые были его первым окружением, он усвоил, что завязывание отношений с ними есть способ повлиять на них, и потому с той же целью он обращается со всем, что встречается на его пути, как с теми лицами. Я не возражаю поэтому на Ваше описательное замечание, человеку действительно свойственно персонифицировать все, что он хочет понять в целях позднейшего овладения им,— психическое покорение как подготовка к физическому,— я только предлагаю сверх того понимание мотива и генезиса этой особенности человеческой мысли.
“И теперь еще третье: Вы однажды уже касались происхождения религии в Вашей книге “Тотем и табу”. Но там картина другая. Все сводится к отношению “сын — отец”, бог есть возвысившийся отец, тоска по отцу — корень религиозной потребности. С тех пор Вы, похоже, открыли момент человеческой слабости и беспомощности, которому обычно ведь и приписывается главнейшая роль в становлении религии, и теперь перекладываете на эту беспомощность все то, что раньше у Вас называлось отцовским комплексом. Могу ли я просить у Вас информации относительно этой перемены?”
С удовольствием,
я только и ждал такого вопроса. Если
только тут действительно можно
говорить о перемене. В “Тотеме
и табу” задачей было объяснить
возникновение не религий вообще,
а лишь тотемизма. Можете ли Вы с
какой-либо из известных Вам точек
зрения объяснить тот факт, что
первая форма, в которой человеку
явилось хранительное божество, была
животной, что существовал запрет
на убийство и поедание соответствующего
животного и вместе с тем —
праздничный обычай раз в год
совместно убивать и поедать
его? Именно это имеет место в
тотемизме. И нет большого смысла
спорить о том, следует ли называть
тотемизм религией. Он внутренне связан
с позднейшими религиями
Почему животный бог в конечном счете оказался недо-статочным и был сменен человеческим, это в “Тотеме и табу” почти не затронуто, другие проблемы формирования религий там вообще не упоминаются. Неужели Вы отождествляете такое ограничение темы с отрицанием того, что осталось вне ее? Та моя работа — хороший пример строгого ограничения специфического вклада, который психоаналитический метод рассмотрения может внести в разрешение религиозной проблемы. Если теперь я пытаюсь включить в круг рассмотрения что-то другое, менее глубоко запрятанное, то Вы не должны обвинять меня в противоречии, как раньше — в односторонности. Но, естественно, я обязан показать связи между ранее сказанным и излагаемым теперь, между более глубокой и очевидной мотивировками, отцовским комплексом и беспомощностью человека, испытывающего потребность в защите.
Эти связи
нетрудно отыскать. Ведь беспомощность
ребенка имеет продолжение в
беспомощности взрослого. Как и
следовало ожидать, психоаналитическая
мотивировка формирования религии
дополняет его очевидную
В этой функции мать скоро вытесняется более сильным отцом, за которым функция защиты с тех пор закрепляется на весь период детства. Отношениям к отцу, однако, присуща своеобразная амбивалентность. Он сам представляет собой угрозу, возможно, ввиду характера своих отношений с матерью. Так что отца не в меньшей мере боятся, чем тянутся к нему и восхищаются им. Приметы этой амбивалентности отношения к отцу глубоко запечатлены во всех религиях, это и показано в “Тотеме и табу”. Когда взрослеющий человек замечает, что ему суждено навсегда остаться ребенком, что он никогда не перестанет нуждаться в защите от мощных чуждых сил, он наделяет эти последние чертами отцовского образа, создает себе богов, которых боится, которых пытается склонить на свою сторону и которым тем не менее вручает себя как защитникам. Таким образом, мотив тоски по отцу идентичен потребности в защите от последствий человеческой немощи; способ, каким ребенок преодолевал свою детскую беспомощность, наделяет характерными чертами реакцию взрослого на свою, поневоле признаваемую им, беспомощность, а такой реакцией и является формирование религии. Но в наши намерения не входит дальнейшее исследование развития идеи божества; мы имеем здесь дело с готовым арсеналом религиозных представлений, который культура вручает индивиду.
Не будем упускать нить нашего исследования. Так каково же психологическое значение религиозных представлений, как мы можем их квалифицировать? На такой вопрос трудно ответить сразу. После отклонения различных формулировок мы остановимся на одной: религиозные представления суть тезисы, высказывания о фактах и обстоятельствах внешней (или внутренней) реальности, сообщающие нечто такое, чего мы сами не обнаруживаем и что требует веры. Поскольку они информируют нас о самом важном и интересном в нашей жизни, они ценятся особенно высоко. Кто ничего о них не знает, тот крайне невежествен; кто их усвоил, тот вправе считать себя очень обогатившимся. Существует, естественно, масса подобных тезисов о разнообразнейших вещах в нашем мире. Ими полон каждый школьный урок. Возьмем на выбор географию. Мы слышим тут: город Констанц расположен на Боден-ском озере. В одной студенческой песне рекомендуется:
Konstanz liegt
am Bodensee, Wer's nicht glaubt, gen' hin und seh' (“Город
Констанц расположен на
Мне там
случайно довелось бывать, и я могу
подтвердить: этот красивый город расположен
на берегу широкого водоема, который
все окрестные жители называют Боденским
озером. Так что теперь я совершенно
убежден в правильности данного
утверждения географической науки.
Вспоминаю тут о другом, очень
странном переживании. Я был уже
взрослым человеком, когда впервые
стоял на холме афинского Акрополя
среди развалин храма, откуда открывался
вид на голубое море. К моей радости
примешивалось чувство
Все подобные
тезисы, таким образом, требуют веры
в свое содержание, но допускают
и обоснование своей правоты.
Они предлагаются нам как сокращенный
результат более или менее
длительного мыслительного
тому, кто намерен самостоятельно проделать весь процесс заново, вместо того чтобы принимать его готовый итог, указывается необходимый образ действий. Притом всегда уточняется, откуда взято знание, обнародуемое тезисом, кроме случаев, когда оно само собой разумеется, как в утверждениях географии. Например, Земля имеет форму шара; в доказательство этого приводится эксперимент с маятником Фуко, поведение линии горизонта, возможность проплыть вокруг Земли. Поскольку, как понимают все заинтересованные лица, нецелесообразно посылать каждого школьника в путешествие вокруг земного шара, мы довольствуемся принятием школьной премудрости “на веру”, однако знаем, что путь к тому, чтобы во всем удостовериться лично, остается открытым.
Попробуем
подойти с той же меркой к религиозным
учениям. Если мы поднимем вопрос, на что
опирается их требование верить в
них, то получим три ответа, на удивление
плохо между собой
Этот третий пункт должен пробудить в нас сильнейшие сомнения. Подобный запрет может, надо сказать, иметь только ту единственную мотивировку, что общество очень хорошо понимает беспочвенность притязаний, выдвигаемых его религиозными учениями. Иначе оно, несомненно, с великой охотой предоставляло бы всем, кто желает, самостоятельно выработать в себе убежденность и весь необходимый для этого материал. К анализу двух других аргументов мы подходим поэтому с настороженным недоверием. Мы должны верить потому, что верили наши предки. Но наши праотцы были гораздо более невежественны, чем мы, они верили в такие вещи, которые мы сегодня никак не в состоянии допустить. Закрадывается подозрение, что религиозные учения тоже, пожалуй, относятся к такого рода вещам. Свидетельства, дошедшие до нас в составе этих учений, зафиксированы в книгах, в свою очередь, несущих на себе все черты ненадежности. Они полны противоречий, подвергались редакциям, фальсифицировались; когда в них сообщается о фактах, то самим этим сообщениям подтверждения нет. Мало помогает делу, когда источником их буквальных выражений или их содержания объявляется божественное откровение, потому что подобное утверждение само является уже частью тех самых учений, чья достоверность подлежит проверке, а ведь ни одно утверждение не может доказать само себя.
Так мы приходим к поразительному выводу, что как раз те сообщения нашей культуры, которые могли бы иметь величайшее значение для нас, которые призваны прояснить нам загадку мира и примирить нас со страданиями жизни, что как раз они-то имеют самое слабое подтверждение. А ведь даже такой для нас безразличный факт, как, например, то, что киты рождают детенышей, а не откладывают яйца, мы никогда не решились бы принять просто на веру, если бы он не был подкреплен более весомыми свидетельствами.
Такая
ситуация сама по себе является очень
любопытной психологической проблемой.
И не следует думать, будто вышеприведенные
замечания относительно недоказуемости
религиозных учений содержат нечто
новое. Это ощущалось во все эпохи,
несомненно также и нашими предками,
оставившими после себя такое
наследие. Вероятно, многие из них питали
те же сомнения, что и мы, только над
ними тяготел слишком большой
гнет, чтобы они отважились их высказать.
И с тех пор несчетные