Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности
1.1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы .........6
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11
1.3. Тревожность в системе адаптации иностранных студентов к учебной группе ……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
2.1. Методологические принципы и программа исследования........................21
2.2. Методы и методики исследования................................................................25
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Особенности адаптации иностранных студентов.......................................28
3.2. Влияние тревожности на адаптацию............................................................34
3.3. Влияние социально-демографически особенности на адаптацию............37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................43
Приложение 1 : Анкета........................................................................................44
Приложение 2: Сводные таблицы....................................................................60
4.Знал только несколько фраз
5.Другое
6. Общались ли Вы с российскими студентами?
1.да
2.нет
7. Успешно ли
Вы общались с иностранными
студентами из других групп?
1. да;
2. скорее да, чем нет;
3. не знаю
4. скорее нет, чем да;
5. нет
8. Где Вы испытываете трудности в общении?
1. В Вузе
2. На улице
3.В общежитии
4.В учреждениях досуга
5.Везде в равной степени
9. Что бы Вы
сделали, чтобы иностранным
1.увеличил бы количество часов изучения русского языка
2.создал бы условия для учебы в рамках общежития
3.купил бы в библиотеку учебники на своем родном языке
4.другое
5.ничего
10. В каких
областях Вы испытываете
1.трудно работать с учебной литературой
2.воспринимать лекционный материал
3.отвечать в устной форме
4.проблемы доступа в интернет
5.другое
11. Хотели бы Вы учиться в одной группе со студентах только вашей страны?
1. да
2. нет
3. затрудняюсь ответить
12. Было бы
для Вас лучше учиться в
одной группе с русскими
1. да
2. нет
3. затрудняюсь ответить
13. Каким является
ваше настроение во время
1. Обычным
2. Повышенным
3. Пониженным
14. Где Вы проживаете в данный момент?
1. В общежитии
2. Снимаю квартиру
3. У родственников
4. У друзей
5. В своей собственной квартире
15. Если Вы проживаете в общежитии, Вам особенно не нравится?
1.перенаселенность
3.соседи по общежитию
5.работа комендантов
7. работа уборщиц
8.отсутствие покоя и
9.другое
16. Ваша оценка работы преподавателей ?
Ваш курс | Преподаватели всегда проявляет внимание и заботу | Преподаватели всегда помогает, если я к нему обращаюсь | Не могу сказать ничего ни плохого, ни хорошего | Преподаватели выполняет только свои минимальные обязанности, возникающие проблемы его не интересуют | Преподаватели практически ничего не делает для иностранных студентов |
17. Кто Вам помогает, когда у Вас возникают проблемы?
1.Преподаватели русского языка
2.Друзья
3.Одногруппники
4.Землячество
5.Посольство
6.Все свои проблемы решаю сам
7.Деканат
8.Другое
18. Ваш пол
:.............................
Ваша
страна:.......................
Ваш
курс:.........................
Ваш
возрасть:.....................
На
каком факультете Вы учитесь
:.............................
Благодарим
за участие!
Приложение
2
Обработка результатов
Таблица №4
«Ключи» к многоуровневому личностному опроснику «Адаптивность» (МЛО-АМ)
Наименование шкалы | Номера вопросов
с ответом «да» |
Номера вопросов с ответом «нет» |
Достоверность
(Д) |
1,10,19,31,51,69, 78,92,101,116, 128,138,148 | |
Адаптивные способности (АС) | 4,6,7,8,9,11,12, 14, 15, 16,
17, 18,20,21,22,24,27,28, 29,30,33,36,37,39,40,41,42,43, |
2,3,5,13,23,25,26, 32, 34,35,38,44,45,48,49,52,53,54, |
Нервно- психическая устойчивость (НПУ) | 4,6,7,8,11,12,15,16,17,18,20, |
2,3,5,23,25,32,38, 44,45,49,52,53,54, 55,58,62,66,87, 105,127,132,134, 140 |
Коммуникативный потенциал (КП) | 9,24,27,33,43,46,61,64,81,88, |
26,34,35,48,74,85, 107,130,144,147, 159 |
Моральная нормативность (МН) | 14,22,36,42,50,56,59,72,77,79, |
13,76,97,100,160, 163 |
Таблица №5
Перевод в баллы результатов, полученных по шкалам методики «Адаптивность» (МЛО-АМ)
Наименование шкал и количество ответов, совпавших с ключом | ||||
АС | НПУ | КП | МН | Баллы |
104-> | 68-> | 25-> | 18-> | 1 |
103-87 | 67-52 | 24-22 | 17-16 | 2 |
86-72 | 51-41 | 21-19 | 15-14 | 3 |
71-57 | 40-30 | 18-16 | 13-12 | 4 |
56-43 | 29-20 | 15-14 | 11-10 | 5 |
42-36 | 19-15 | 13-12 | 9 | 6 |
35-29 | 14-10 | 11-10 | 8-7 | 7 |
28-23 | 9-8 | 9-8 | 6 | 8 |
22-19 | 7-6 | 7-6 | 5 | 9 |
18 и менее | 5 и менее | 5 и менее | 4 и менее | 10 |
Показатель по шкалам «АС», «КП», «МН» 1 – 3 балла – низкие показатели, 4-5 баллов – удовлетворительные показатели, 6-8 баллов – хорошие показатели, 9-10 баллов – высокие показатели.
Таблица №6
Интерпретация
нервно-психической устойчивости по шкале
«НПУ» методики «Адаптивность» (МЛО-АМ)
Баллы
10-балльной шкалы |
Заключения и рекомендации |
1 | Неудовлетворительная
НПУ – характеризуется |
2 | |
3 | Удовлетворительная
НПУ – характеризуется |
4 | |
5 | |
6 | Хорошая
НПУ – характеризуется низкой
вероятностью нервно-психических срывов,
адекватными самооценкой и |
7 | |
8 | |
9 | Высокая НПУ – характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции |
10 |
Таблица №7
Интерпретация
адаптивных способностей по шкале «АС»
методики «Адаптивность» (МЛО-АМ)
Уровень адаптивных способностей (стэны) | Интерпретация |
5-10 | Группы высокой и нормальной адаптации. |
3-4 | Группа удовлетворительной адаптации. Большинство лиц этой группы обладают признаками различных акцентуаций, которые в привычных условиях частично компенсированы и могут проявляться при смене деятельности. Поэтому успех адаптации зависит от внешних условий среды. Эти лица, как правило, обладают невысокой эмоциональной устойчивостью. Возможны асоциальные срывы, проявление агрессии и конфликтности. Лица этой группы требуют индивидуального подхода, постоянного наблюдения, коррекционных мероприятий. |
1-2 | Группа низкой адаптации. |