Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности
1.1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы .........6
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11
1.3. Тревожность в системе адаптации иностранных студентов к учебной группе ……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
2.1. Методологические принципы и программа исследования........................21
2.2. Методы и методики исследования................................................................25
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Особенности адаптации иностранных студентов.......................................28
3.2. Влияние тревожности на адаптацию............................................................34
3.3. Влияние социально-демографически особенности на адаптацию............37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................43
Приложение 1 : Анкета........................................................................................44
Приложение 2: Сводные таблицы....................................................................60
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности
1.1. Понятие
социальной адаптации,
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11
1.3. Тревожность
в системе адаптации
ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
2.1. Методологические
принципы и программа исследования..................
2.2. Методы
и методики исследования.......
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Особенности
адаптации иностранных
3.2. Влияние
тревожности на адаптацию......
3.3. Влияние
социально-демографически
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ ..............................
Приложение 1 :
Анкета........................
Приложение 2:
Сводные таблицы.......................
Введение
В современных условиях значительно интенсифицировались
различные международные обмены. Это реально
коснулось и сферы профессионального
образования. Молодые люди, прибывающие
в другую страну на обучение, как правило,
имеют жизненные планы, определенные цели,
которые формировались в родной социальной
культуре в системе принятых в обществе
норм и ценностей.
Однако в организации профессиональной подготовки к новому жизни другого страны существует ряд проблем. Одна из них состоит в том, что учебный процесс на младших курсах осуществляется без учёта специфики ситуации, которая заключается в адаптации студентов к вузовскому обучению. Наиболее типичные их проявления – тревога за неспособность полноценно включиться в учебный процесс.
Прежде чем выявлять своеобразие протекания адаптации иностранных студентов, мы сочли необходимым рассмотреть и проанализировать имеющиеся в психологии исследования этого феномена. Проблема адаптации рассматривается во многих отраслях психологической науки – в общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии труда и других. Понимание феномена "адаптации" значительно видоизменилось и расширилось от трактовки его как приспособления строения и функций организма к внешним условиям до представления его как процесса и результата внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования.
Для успешного управления
Результаты,
полученные в ходе исследования, могут
послужить основой для
Объектом: исследования являются иностранными студентами различного возраста, обучающиеся в ИвГУ.
Предметом: исследования является взаимосвязь тревожности иностранных студентов обучающихся в вузе, и их адаптации к новым условиям жизни.
Цель исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.
Задачи:
+ Анализ литературных источников по проблеме адаптации иностранных студентов.
+ Разработка методики по исследованию данной проблемы.
+ Определение выборки исследования.
+ Проведение исследования.
+ Анализ результатов исследования.
+ Разработка практических рекомендаций.
Гипотезы: + высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации иностранных студентов вузов.
+ хорошие условия социальной среды способствуют процессу адаптации.
Практическая
значимость данного исследования состоит
в разработке проекта методических рекомендаций
по проблеме изучения и своевременной
коррекции психологических особенностей
иностранных студентов, влияющих на процесс
адаптации данной категории студентов
к условиям жизни и обучения в Росии.
ГЛАВА 1
Теоретический
анализ проблемы взаимосвязи
уровня тревожности
и социального адаптации
1.1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы
В процессе приспособления человека к производственной среде возникает немало вопросов: нужно ли принимать работнику среду как должное и всеми силами приспосабливаться к ней или требовать изменения и самой среды, каковы пути и средства воздействия на человека и на среду, где критерии возможности и необходимости учета требований работника и т.д. От этого вопросов проходит проблему адаптацию в общественном жизни. Проблема адаптации рассматривается во многих отраслях психологической науки – в общей психологии, психологии личности, социальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии труда и других.
Слово «адаптация» (от лат. Adapto – приспособление) возникло в биологии для обозначения процесса приспособления строения и функций организма (особей, популяций, видов) к условиям окружающей среды. Различают адаптацию как процесс и адаптированность как наиболее устойчивое состояние организма в новых условиях (результат процесса адаптации)[9;с.19].
Традиционно в изучении адаптации различают биологический и психический аспекты. С точки зрения биологии, адаптация – соответствие (и процесс, который приводит к такому соответствию) между живой природой и внешними по отношению к ней условиями; с точки зрения социальной психологии, - приспособление индивида к групповым нормам и социальной группы к отдельному индивиду. Как один из важнейших критериев при конструировании сложных технических систем, включающих механизмы саморегуляции, рассматривается адаптация с кибернетической точки зрения.
В соответствии с целями и задачами нашего исследования возникла необходимость определения социальной адаптации как психологического феномена. Рассматривая различные значения адаптации, А. Ребер называет одно из них как изменение системы отношений в социальном и культурном плане (в социальной психологии и социологии), очевидно, имея в виду именно социальную адаптацию .
В.П.
Зинченко, Б.Г. Мещерякова рассматривает
социальную адаптацию как интегративный
показатель состояния человека, отражающий
его возможности выполнять
О.В.
Куликова рассматривает социальную адаптацию
как первую фазу социализации индивида:
"Первая означает приспособление индивида
к социально-экономическим условиям, к
ролевым функциям, социальным нормам,
складывающимся на различных уровнях
жизнедеятельности общества, к социальным
группам и социальным организациям, социальным
институтам, выступающим в качестве среды
его жизнедеятельности" [10;c.688] . Автор
характеризует адаптацию сформировавшейся
взрослой личности к новым для нее условиям
жизнедеятельности как вторичную адаптацию.
Но, на наш взгляд, нельзя согласиться
с ее мнением по поводу того, что в ходе
адаптации личность сохраняет себя как
уникальное, своеобразное социокультурное
образование, что связано, прежде всего,
с неповторимыми условиями той социокультурной
среды, в которой проходило развитие и
становление личность. При этом вторичная
адаптация рассматривается исследователем
как процесс расширения границ мировидения,
без отрицания, угасания или подмены первооснов.
Межкультурная Психофизиологическая
Кросскультурная Социально-
Медико-
биологическая
Комму-ная
Педагогическая академическая
Лингводидактическая
Достаточно обширный смысл вкладывает в понятие социальной адаптации М.И. Еникеев, характеризуя его как приспособление индивида к условиям социальной среды, формирование адекватной системы отношений с социальными объектами, ролевую пластичность поведения, интеграцию личности в социальные группы, деятельность по освоению относительно стабильных социальных условий, принятие норм и ценностей новой социальной среды, сложившихся в ней форм социального взаимодействия. В таком видении этого феномена можно усмотреть выделение в структуре социальной адаптации когнитивного, эмоционально-оценочного и поведенческого компонентов[5;с.560].
Исследователи
психологии адаптации (А.А. Реан, А.Р. Кудашев,
А.А. Баранов) отмечают сложность определения
этого понятия и, обобщая все
имеющиеся подходы, определяют адаптацию
как процесс и результат