Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности
1.1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы .........6
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11
1.3. Тревожность в системе адаптации иностранных студентов к учебной группе ……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
2.1. Методологические принципы и программа исследования........................21
2.2. Методы и методики исследования................................................................25
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Особенности адаптации иностранных студентов.......................................28
3.2. Влияние тревожности на адаптацию............................................................34
3.3. Влияние социально-демографически особенности на адаптацию............37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................43
Приложение 1 : Анкета........................................................................................44
Приложение 2: Сводные таблицы....................................................................60
Опросник содержит 165 вопросов и имеет следующие шкалы:
«достоверность» (Д);
«нервно-психическая устойчивость» (НПУ);
«коммуникативные потенциал» (КП);
«моральная нормативность» (МН);
«адаптивны способности» (АС) [2; c. 214].
Более подробное описание методики в Приложении 1.
2. Метод «оценка уровня личностной и ситуативной тревожности (Р.Спилбергера, Ю.Л.Ханин) : Шкала разработана известным американским психологом Ч.Спилбергом и адаптирована отечественных условий Ю.А.Ханиным. Шкала предназначена для выявления состояния тревоги и тревожности как свойства личности. В основе шкалы – субъективная оценка человеком своих переживаний, ощущений, действий. Ответы заносятся в специальный бланк, далее подсчитываются баллы. Общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 30 до 45 баллов - чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности. Для внутригрупповых и межгрупповых сравнений, а также при индивидуальной диагностике, используются следующие нормы: низкотревожный уровень - до 30 баллов; умереннотревожный - от 31 до 45 баллов; высокотревожный - от 46 баллов и выше. Знание этих показателей позволяет оптимизировать процесс обучения, создав более комфортные условия для высокотревожных студентов или, наоборот, дополнительный стресс для повышения успешности деятельности низкотревожных студентов. Более подробное описание методики в Приложении 1.
Для исследования степени адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в России была разработана анкета.(см.приложении 1).
ГЛАВА 3
Результаты эмпирического исследования взаимосвязи уровня тревожности и социальной адаптации у иностранных студентов к обучению в Вузе
3.1. Особенности адаптации иностранных студентов
Разработанная анкета была направлена на оценку адаптированности иностранных студентов по физиологическим, социальным и профессиональным факторам. Большинство вопросов анкеты допускали дополнения и комментарии, что позволило получить не только сухую статистику, но и эмоциональное отношение к предмету исследования. Перед составлением анкеты был проведен ряд коротких неформализованных интервью с иностранными студентами третьего курса филологического факультета, которые показали, что уровень языковой компетентности большинства иностранных студентов недостаточен для работы со сложными в содержательном и структурном плане вопросами. Поэтому формулировки вопросов в анкете были просты, чтобы не допускать неверных толкований, тем более оценочного характера. Результаты исследования анкеты представлены в приложении 3.
Опрос показал, что большинство иностранных студентов приезжают в Россию на учебу:
- с целью получить высшее образование (43,3%),
- по другим причинам (43%),
- родители иностранных студентов высоко ценят российское образование (26,7 %) ,
- по причине низкой цены за обучение (6,7%).
По оценкам иностранных студентов выявлено, что по приезде в Россию им было труднее всего привыкнуть к учебе (адаптироваться) и знанию традиций России (36,7%), организовать отдых (13,3%), общаться на русском языке (3,3%), и другое (20%). Т.е., большинство иностранных студентов сталкиваются с трудностями как физиологического, так и социального характера. (рис.3)
Что в России Вам делать сложнее всего?
Рис. 3. Соотношение сфер адаптированности
Вопрос о том, что понравилось студентам по приезде в Россию, дал достаточно большой разброс мнений. Большинству студентов понравился университет(43,3%), смена обстановки , другой образ жизни(46,7%), погодные условия(40%). Интересно, что именно тем студентам, кому сложнее всего было привыкнуть к российским климатическим условиям, понравились «погода» и «природа», т.е. те непривычные явления, к которым сложнее всего было адаптироваться. Иностранные студенты, которым сразу по приезде ничего не понравилось в России, испытывали сложности во всех сферах адаптации, вероятно, по причине доминирования негативных впечатлений от новой социокультурной реальности.
Подавляющее большинство иностранных студентов не знали русского языка, когда приехали в Россию. После года обучения на подготовительном факультете картина языковой компетентности кардинально меняется: 56,7% иностранных студентов могут общаться на русском языке, хотя большинство испытывают значительные языковые трудности в учебе, 23,3% могут свободно общаться и 13,3% знали недостаточно для нормальной учебы.(рис.4)
Насколько хорошо Вы знали русский языкпосле обучения на подфаке?
Рис. 4. Знание иностранными студентами русского языка после года обучения на подготовительном факультете
33,3% иностранных студентов отметили, что учеба в ИвГУ является для них самым трудным аспектом жизни в России. Распределение ответов на вопрос «Что бы Вы сделали, чтобы иностранным студентам было легче учиться?»: «увеличил бы количество часов изучения русского языка» – 26,7%; «создал бы условия для учебы в рамках общежития» – 36,7%; «купил бы в библиотеку учебники на своем родном языке» – 20%; «другое» - 26,7% и «ничего» – 6,7% .
Вопрос о том, в каких областях иностранные студенты испытывают наибольшие языковые трудности, подтверждает полученное распределение: у большинства студентов уровень языковой компетентности недостаточен для нормальной учебной деятельности – им трудно работать с учебной литературой (16,7%), воспринимать лекционный материал (40%) и отвечать в устной форме (33,3%) и писать курсовый работы, рефераты (43,3%).
Оценки деятельности руководства ИвГУ более сдержаны – 40% иностранных студентов склонны давать положительные оценки, 46,7% - нейтральные и 13,3% - негативные ответы. В ходе обучения количество нейтральных оценок сокращается, а негативных несколько возрастает .
Более
половины студентов (56,7%) отмечают активную
роль друзей в решении их проблем. 43,3% отмечают,
что преподаватели русского языка всегда
предлагают свою помощь и с пониманием
относятся к проблемам студентов. 20% студентов
решают свои проблемы сами.(рис5)
Кто Вам помогает, когда у Вас возникают проблемы?
Рис. 5. Приоритетные группы поддержки иностранных студентов
Большинство иностранных студентов живут
в общежитиях.
И условия проживания в общежитии не устраивают
более половины иностранных студентов,
в качестве причин недовольства большинство
называет санитарные условия (43,3%),соседи
по общежитию и комнате (23,3%), работу комендантов
(16,7%),работу охраны (3,3%), отсутствие покоя
и безопасности (16,7%). (рис.6)
Если Вы проживаете в общежитии, что Вам особенно не нравится?
Рис. 6. Оценка условий проживания в общежитии
Итак, по результатам социологического исследования можно сделать ряд выводов.
Абсолютное
большинство иностранных
Несмотря на неудовлетворительные оценки материально-бытовых условий проживания в общежитии и деятельности руководства и персонала общежитий ИвГУ, сам факт проживания иностранных студентов в общежитии благотворно влияет на их адаптацию к университетской действительности (налаживаются отношения с большим числом студентов, происходит обмен опытом учебы и жизни в России). В целом, иностранные студенты высказали четкие пожелания в адрес руководства общежитий по работе персонала (уважительное отношение и выполнение своих обязанностей) и улучшению материально-бытовых условий (ремонт, расселение).
Большинство
иностранных студентов высоко оценивают
свои отношения с российскими
преподавателями и
Успешность
адаптации иностранных
В целом следует отметить высокий уровень адаптированности иностранных студентов ИвГУ к той университетской действительности, в которой они не просто учатся, а живут в течение длительного периода времени. Отсутствие резких кренов в оценках своего социально-психологического самочувствия позволяет говорить о том, что продуманные и адекватные рекомендации иностранных студентов могут и должны стать ориентиром для оптимизации работы руководства ИвГУ и его подструктур.
3.2. Влияние тревожности на адаптацию
На
следующем этапе мы попытаемся определить,
есть ли связь между уровнем тревожности
студентов и адаптивными
Целью диагностики уровня ситуативной конфликтности студентов являлось получение данных об особенностях поведения и предрасположенности испытуемых к конфликтным ситуациям. Человек может быть предрасположен к конфликту, если он отвергнут или не признан «своим» в группе, если его интересы не удовлетворяются, а притязания на ведущую роль встречают сопротивление других участников группы. Причиной неблагоприятного психического состояния личности может быть также несправедливое отношение, даже непреднамеренное. От человека зависит, окажется ли он в конфликтных ситуациях, придает ли он значение поступкам, делам и отношению к нему членов группы, задевает ли его за живое их манера обращения, намерение подчинить себе.
Как
показало исследование, высокий уровень
ситуативной тревожности имели 23,3% студентов
, низкий уровень был выявлен у 23,3% анкетируемых.
И высокий уровень личностной тревожности-
33,7%, нет низкого уровня. (см.таб 2)
Таблица
№ 2
Количество студентов с ситуативной тревожности | Процент (%) студентов с ситуативной тревожности | |
Низкий уровень | 7 | 23,3% |
Нормальный уровень | 16 | 53,4% |
Высокий уровень | 7 | 23,3% |
Количество студентов с личностной тревожности | Процент (%) студентов с личностной тревожности | |
Низкий уровень | 0 | 0% |
Нормальный уровень | 19 | 63,3% |
Высокий уровень | 11 | 33,7% |
Низкие
показатели характеризуют состояние
спокойствия, ясности, безмятежности
и психического комфорта. Средние
показатели говорят об умеренном
уровне напряженности и озабоченности.
Высокие показатели соответсвуют сильно
выраженными состояниями
Учитывая эти показатели, преподаватели с болшим основанием могут корректировать процесс успешной адаптации иностранных студентов к многонациональной учебной группе, к условиям жизнедеятельности в России. Сложно также оптимизировать процесс обучения, создав более комфортные условия для высокотревожных студентов, особенно при овладении новым материалом. Для низкотревожных студентов, напротив, дополнительный стресс может служить фактором, повышающим их учебную деятельность.
В ходе исследования был проведен корреляционный анализ. После процедуры вычисления непараметрических корреляций, были выявлены корреляции между отдельными параметрами таблицы корреляций.