Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности
1.1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы .........6
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11
1.3. Тревожность в системе адаптации иностранных студентов к учебной группе ……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
2.1. Методологические принципы и программа исследования........................21
2.2. Методы и методики исследования................................................................25
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Особенности адаптации иностранных студентов.......................................28
3.2. Влияние тревожности на адаптацию............................................................34
3.3. Влияние социально-демографически особенности на адаптацию............37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................43
Приложение 1 : Анкета........................................................................................44
Приложение 2: Сводные таблицы....................................................................60
В результате корреляционного анализа выявлено,что студенты с высоким уровнем ситуативной тревожности считают ,что для того чтобы им легче было учиться не надо увеличивать количество часов изучения русского языка (r = -0,379; p = 0,01). У них наблюдается в основном высоким уровнем адаптивной способности. (r= 0,501; p=0,05). Данная группа наблюдает высокий уровень нервно- психической устойчивости (r= 0,570; p=0,01).
Студенты с высоким уровнем личностной
тревожности приехали в Россию не
из-за высокого качества образования (r=
-0.376, p = 0.05).Они утверждают,что понимания
лекционного материала- это не наибольшие
языковые трудности ( r=-0,365; p=0.05). Они отмечают,
что у них высокий уровень адаптивной
способности (r= 0,614; p= 0.01), а также высокий
уровень коммуникативного потенциала
(r= 0,598; p= 0,01).
Таблица № 2
Корреляционые результаты взаимосвязи
тревожности и адаптации
Correlations
|
Ситуатив.
Трев |
Лич.
Трев |
Достоверность |
Адап.Способ | НерПсих
Устойч |
КоммПотенц | МоральнНормат | ||
СитуТревож | 1 | ,763 | -,159 | ,501(**) | ,570(**) | ,255 | ,012 | ||
ЛичТревож | ,763 | 1 | -,183 | ,614(**) | ,598(**) | ,389 | ,159 | ||
Достоверность | -,159 | -,183 | 1 | -,276 | -,164 | -,385(*) | -,325 | ||
Адап.Споб | ,501(**) | ,614(**) | -,276 | 1 | ,945(**) | ,564(**) | ,542(**) | ||
НерПсихУстойч | ,570(**) | ,598(**) | -,164 | ,945(**) | 1 | ,361 | ,382(*) | ||
КоммПотенц | ,255 | ,389(*) | -,385(*) | ,564(**) | ,361 | 1 | ,153 | ||
МоральнНормат | ,012 | ,159 | -,325 | ,542(**) | ,382(*) | ,153 | 1 | ||
N | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 | 30 |
** Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).
* Correlation is significant at
the 0.05 level (2-tailed).
Таким образом, нами было эмпирически
подтверждено, что уровень тревожности
влияет на адаптацию студентов.
3.3. Влияние социально-демографически особенности на адаптацию
В следующем разделе наша работа будет нацелена на составление и реализацию программы, направленной на выявления влияния социолого-демографических особенностей на адаптацию.
3.3.1. Сравнения по полу (Т-критерий)
Для определения влияния гендерных показателей на адаптацию использован T-критерий Стьюдента.
Т-критерий Стьюдента используется для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного.
Результаты сравнения по полу (Т-критерий) изображена таблица 3.
Таблица №3
Различия
в адаптации иностранных
Вопросы Пол |
1.Скажите,пожалуйста,что
в России Вам делать сложнее
всего? |
2.Что Вам понравилось, когда приехали в Россию? | 3.Кто Вам помогает, когда возникают проблемы? | |
- учиться |
- отдыхать (досуг) |
-погода |
- все свои проблемы рещаю сам | |
Мужской | 0,6 | 0 | 0,2 | 0,4 |
Женский | 0,1 | 0,25 | 0,6 | 0 |
Примечание : среднее число баллов по значению (Т-критерий)
Таким образом, как видно из таблицы, в ответах на вопрос о том что понравилось иностранным студентам по приезде в Россию,больше иностранных студентов-девушек, чем юношей, отвечают погода.
Четко проявились гендерные различия в ответах на вопрос о том, что в России делать сложнее всего, – в отличие от девушек, юношам испытывают проблемы учения, тогда как девушки отдали предпочтение организации досуга (табл.3 ).
Для вопроса «Кто Вам помогает, когда возникают проблемы?»,большее част юношей утвеждают что, все свои проблемы рещают сами.
Результаты наших исследований показывают, что женшины имеют больше проблем в процессе адаптации, чем мужчины. Объяснение мы находим в том, что этими женщинами были представители из традиционных культур, на адаптацию которых влияли более низкие, чем у соотечесвенников – мужчин, уровень образования и жизненный опыт.
3.3.2. Анализ взаимосвязи особенности адаптации с возрастом и курсом
Иностранные студенты, прибывающие в Россию для получения высшего образрвания,представляют собой сложную категорию обучаемых. В основном, это социализированные зрелые личности, средний возраст которых составляет 20-21 год. Это факт оказывает существенное влияние на психологию студентов, их жизненные целевые установки, ценностные ориентации. Острота восприятия окружающей незнакомой среды, незнание языка страны пребывания, ощущение дискомфорта в понимании «себе» и окружающих в новой социопедагогической и социокультурной среде и т.п. накладывают отпечаток на процесс их успешной адаптации.
По результатом анализа корреляции было выявлено, что у студентов младшего возраст а отмечают, что они приехали учиться в Россию из-за низкой цены за обучение ( r= 0,456 ;p= 0,05).Такие студенты не общались с российскими студентами (r= -0,453 ; p= 0,05) . Проведённое исследование позволило выявить влияние проявления тревожности на социальную дезадаптацию младших возрастов. Это связано они с трудностиями языкого проблемы.
Студенты старшего возрастов
считают, что когда они
Студенты старших курсов говорят, что когда они приехали в Россию, им понравился дружелюбный русский народ .(r=0,362; p=0,05). Они использовать много различных методов обучения для облегчения учебы (r=0,348; p=0,05). Кроме этого, им не нравится условия проживания в общежитии. (r= 0,562; p=0,01). Студенты младших курсов сталкиваются с языковыми трудностями в восприниятию лекционного материала.( r=-0,458; p= 0,05).
На основе результатов, полученных в ходе диагностического исследования, нами была приходим к выводу, что социолого-демографические факторы существенно воздействуют на процесс социальной адаптации иностранных студентов.
Вывод :
В связи с проведенным анализом психологических практик можно сделать выводы :
Заключение
Адаптация учащихся вуза характеризуется высоким уровнем тревожности. Уровень тревожности зависит от общего уровня способностей. Чувство тревоги, выраженное в показателях уровня тревожности, неизбежно сопровождает учебную деятельность человека. Корректировка объективных факторов (физиологических, социальных, психологических, профессиональных) позволяет уменьшить уровень тревожности, и таким образом, облегчает адаптацию иностранных студентов к обучению в вузе. Более того, активная познавательная деятельность учащихся и студентов не может не сопровождаться тревогой. Полностью снять тревогу можно лишь устранив все трудности познания, что в принципе невозможно, да и не нужно. И учение, и развитие личности учащегося наилучшим образом протекают не тогда, когда тревога близка к нулю, а когда она находится на оптимальном (не слишком высоком) уровне, и когда студент обучен адекватным способам борьбы со стрессами и тревожностью. Важнейшее качество, придающее тревоге конструктивность, - умение анализировать тревожную ситуацию спокойно, без паники разобраться в ней. С этим качеством тесно связано умение анализировать и планировать собственные поступки.
Специфика
адаптации иностранных
Таким
образом результаты исследования проблемы
мы видим в изучении ряда содержательных
и организационных вопросов, связанных
с разработкой системы психологического
сопровождения процесса социальной адаптации
иностранных студентов. Это может быть
полезным для использования работниками
социально-психологических международных
служб высших учебных заведений.
Список
литературы :
1. Агаджанян, Н.А. [и др.] Физиология человека/ Н.А. Агаджанян, А.И Елфимова, З.Б. Минина – М.: ЮТА, 1986. – 486 с.
2. Истратова,
О.Н. Справочник психолога-
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - Спб., 2000 - 712с
4. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2007. – 256 с.
5. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М., 2006. – 560 с.
6. Тревога. Тревожность. Явления тревожного ряда. /Психологический словарь (Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова)- М.: Педагогика-Пресс, 1999, с.385.
7. Немов Р.С. Психология. 1т. - М.,2000 - 686 с.;
8. Прихожан А.М., Дубровина И.В. Психология. – М.: АКАДЕМИЯ, 1999 – 461 с.
9. Психологический словарь./ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М., 2001.
10. Крысько, В.Г.
Социальная психология: словарь-справочник/В.Г.
Крысько. – Мн.: Харвест.
Приложение
1 Анкета
Уважаемые студенты !