Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:13, курсовая работа
Цель исследования: заключается в выявлении общих и специфических особенностей адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу вуза, практическая значимость возможности использования полученных результатов в педагогической и учебной работе с ними.
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы взаимосвязь уровня тревожности
1.1. Понятие социальной адаптации, основные теоретические подходы .........6
1.2. Проблема адаптации иностранных студентов к обучению в вузе ............11
1.3. Тревожность в системе адаптации иностранных студентов к учебной группе ……………………………………………………………………………15
ГЛАВА 2. Методологические основы исследования
2.1. Методологические принципы и программа исследования........................21
2.2. Методы и методики исследования................................................................25
ГЛАВА 3. Результаты эмпирического исследования
3.1. Особенности адаптации иностранных студентов.......................................28
3.2. Влияние тревожности на адаптацию............................................................34
3.3. Влияние социально-демографически особенности на адаптацию............37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ................................................................................43
Приложение 1 : Анкета........................................................................................44
Приложение 2: Сводные таблицы....................................................................60
Обычно тревожные студенты это очень неуверенные в себе люди, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно, стараются точно выполнять требование – не нарушают дисциплину. Таких людей называют скромными, застенчивыми.
Тревожность во многом обуславливает поведение студента. Существует определённый уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение студента к определенному типу ситуации и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений со сверстниками и взрослыми .
Когда
же этот уровень превышает оптимальный,
можно говорить о проявлении повышенной
тревожности. Повышенный уровень может
свидетельствовать о
Тревожные студенты, как правило, не пользуются всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто неуверенны в себе, замкнутые, малообщительные, или, же напротив, сверхобщительные, назойливые, или озлобленные. Также причиной непопулярности является их безынициативность из – за своей неуверенности в себе, следовательно, эти студенты не всегда могут быть лидерами в межличностных взаимоотношениях.
Результатом
безынициативности тревожных
Неуверенный,
тревожный человек всегда мнителен,
а мнительность порождает недоверие
к другим. Он опасается других, ждет
нападения, насмешки, обиды. способствует
образованию реакции
Кроме этого проблема формирование коммуникативный умений иностранный студентов преставляется в процессе социальной адаптации. Большинство иностранных студентов обладают недостаточно развитым публичным самосознанием и чрезмерно высокой социальной тревожностью. Процесс снижения социальной тревожности в контексте обучения иностранных студентов в России напрямую связан с процессом осуществления постепенной адаптации к российской этнокультурной среде. По мере приобретения опыта жизни в другой стране, при наличии благоприятных условий для развития процесса межкультурной коммуникации с представителями других этносов (включая российский), чувство социальной тревожности постепенно сменяется ощущением психологического комфорта при межкультурном общении и стремлением к новым и более тесным контактам. Развитие публичного самосознания поможет иностранным студентам в процессе их дальнейшей учебы (особенно во время учебы на первом-втором курсах) быстрее освоиться в новом для себя коллективе, приведет к умению "взглянуть на себя со стороны", "поставить себя на место другого", поможет легко войти в учебный коллектив, найти общий язык со студентами и преподавателями.
В ситуации экзаменов
На разных людей, в зависимости от темперамента, возраста и ситуации, состояние тревожности может производить либо мобилизующее, либо сковыва-ющее действие. Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать средства определения степени тревожности и комплекс мер, как предупреждающих ее возникновение, так и ликвидирующих.
Так, одной из методик по снятию тревожности является телесно- ориентированная психотерапия “Единый мозг”, содержащая дыхательные и физические упражнения.
Существует ряд средств по предупреждению возникновения тревожности. Одним из них является страхование от возможных провалов на вступительных экзаменах. Хотя волнение перед контрольными, экзаменами, конкурсными испытаниями - естественное и совершенно нормальное состояние, с ним можно справляться специально разработанными средствами и методами, когда не удается справиться самостоятельно.
Таким образом, мы видим, что тревожным студентам свойственна заниженные самооценка и самоуважение, они не верят в себя и свои силы и чувствуют себя одинокими в этом мире, закрываются в себе. А это способствует неполноценному развитию личности студента и отражается на его статусном положении в группе.
Выводы
2. Процесс адаптации к студенческой жизни довольно трудный, даже если учишься в своей стране. Адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе «организм-среда». Возникает несколько проблем в процессе адаптации, наиболее важными из которых являются: приспособление к новой социокультурной среде, приспособление к новым климатическим условиям, времени, к новой образовательной системе, к новому языку общения, к интернациональному характеру учебных групп и потоков, приспособление к культуре новой страны и т.д.
3. Впервые выделил и акцентировал состояние тревоги, беспокойства З.Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределённости, чувство беспомощности. Так, студенты испытывают тревогу перед поступлением в вуз, при сдаче экзаменов и зачетов, при посещении первой лекции, тревожась за то, какое впечатление они произведут на однокурсников и преподавателей и за многое другое. Тревожность оказывает влияние на профессиональную направленность. Существует в психологическом содержании актуальной тревоги и личностной тревожности.
ГЛАВА 2
Методологические
основы исследования
взаимосвязи уровня
тревожности и социальной
адаптации у иностранных
студентов к обучению
в Вузе
2.1. Методологические принципы и программы исследования
Принципы
исследования — это основополагающие
положения, предпосылки или концепции,
применение которых позволяет
В основу данной работы были положены два основополагающих принципа исследования: принцип развития, а также принцип детерминизма. Свойства целостности, структурное разнообразие, эффекты развития, формирование нового получают объяснение на основе этого фундаментального принципа[7;с.686].
Для психологии важно выделение как самого процесса взаимодействия и развития, так и продуктов этого процесса — структур, фиксирующих информационные модели совершившихся взаимодействий.
Итак, принцип взаимодействия и развития является основным в нашей работе.
Не менее важным, чем принцип развития является принцип детерминизма, согласно которому все существующее возникает, видоизменяется и прекращает существование закономерно. Детерминация или причинность, — генетическая связь явлений, порождение предшествующим (причинной) последующего (следствия), поэтому принцип детерминизма имеет прямое отношение к принципу взаимодействия в отличие от иных типов закономерностей, связывающих явления, например корреляций (этот тип отношений проявляется в совместной, согласованной вариации переменных и не отражает ни источник, ни направленность влияний, определяющих связь между ними).
Причинная (каузальная) связь асимметрична — она приводит к порождению нового и как процесс развития необратима. Именно отношение генерации, порождения между причиной и следствием, является отличительной чертой причинно - следственной связи, тогда как их последовательность во времени — лишь результат такого отношения. Важно отметить, что причинно – следственные отношения могут быть установлены лишь в эксперименте.
Для
круга дисциплин исследующих
живые организмы, и для психологии
в том числе, важную роль играет такое
явление, как целенаправленность, т.
е. направленность на достижение результат
или заранее предполагаемого
события. Существует традиция объяснения
этого явления через
Следует
различать принцип детерминации
как реализация
порождения (детерминация лежит в основе
развития, возникновения новых объектов,
явлений и их свойств) и концепцию детерминизма,
при помощи которой описывают взаимодействия
объектов в классической механике. Механический,
или линейный, детерминизм не обладает
таким
свойством, как необратимость времени,
поскольку классическая механика,
изучая статику или динамику объектов
и их взаимоотношений, не обладает теоретическим
аппаратом для описания их развития и
эволюции.
В соответствии с вышеизложенными проблемами была сформулирована эмпирическая база исследования. Она включает 30 человек различного возраста из иностранных студентов, обучающихся в ИвГУ.
Рис 2: Характеристика выборки
Гипотеза : - высокий уровень тревожности приводит к дезадаптации иностранных студентов вузов.
- хорошие условия социальной среды способствует процессу адаптации.
Предметом исследования является взаимосвязь тревожности иностранных студентов и их адаптаций в вузе.
Цель
исследования: заключается в выявлении
общих и специфичесеих
К задачам исследования следует отнести:
-
анализ литературных
- формирование научной проблемы
-
подбор методического
-
осуществление эмпирического
-
обработка результатов
Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью методов и методик, применяемых в психологической науке.
2.2. Методы исследования
В процессе проведения исследования нами были использованы две методики: многоуровневный личностный опросник «адаптивность» А.Г.Маклакова и С.В.Чермянина ,и оценка уровня личностной и ситуативной тревожности (Р.Спилбергера ).
1. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) разработан А.Г.Маклаковым и С.В.Чермяниным. Он предназначен для оценки адаптационных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.
В
основу методики положено представление
об адаптации, как о непрерывном
процессе активного приспособления
человека к постоянно меняющимся
условиям социальной среды и профессиональной
деятельности Эффективность адаптации
во многом зависит от того, насколько
реально человек воспринимает себя
и свои социальные связи, точно соизмеряет
свои потребности с имеющимися возможностями
и осознает мотивы своего поведения.
Искаженное или недостаточно развитое
представление о себе ведет к
нарушению адаптации, что может
сопровождаться повышенной конфликтностью,
нарушением взаимоотношений, понижением
работоспособности и ухудшением
состояния здоровья. Случаи глубокого
нарушения адаптации могут