Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации

1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5

1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10

1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.

2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая леон. Мих31.06.11.docx

— 83.52 Кб (Скачать)
  3 2 1 0 1 2 3  
1 Самочувствие  хорошее               Самочувствие  плохое
2 Чувствую себя сильным               Чувствую себя слабым
3 Пассивный               Активный
4 Малоподвижный               Подвижный
5 Веселый               Грустный
6 Хорошее настроение               Плохое настроение
7 Работоспособный               Разбитый
8 Полный сил               Обессиленный
9 Медлительный               Быстрый
10 Бездеятельный               Деятельный
11 Счастливый               Несчастный
12 Жизнерадостный               Мрачный
13 Напряженный               Расслабленный
14 Здоровый               Больной
15 Безучастный               Увлеченный
16 Равнодушный               Взволнованный
17 Восторженный               Унылый
18 Радостный               Печальный
19 Отдохнувший               Усталый
20 Свежий               Изнуренный
21 Сонливый               Возбужденный
22 Желание отдохнуть               Желание работать
23 Спокойный               Озабоченный
24 Оптимистичный               Пессимистичный
25 Выносливый               Утомляемый
26 Бодрый               Вялый
27 Соображать  трудно               Соображать  легко
28 Рассеянный               Внимательный
29 Полный надежд               Разочарованный
30 Довольный               Недовольный

     Обработка результатов и интерпретация

     Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

     Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

     Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

     При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий  неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий  за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 –  за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

     Положительные состояния всегда получают высокие  баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в  целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

     самочувствие  – 5,4;

     активность  – 5,0;

     настроение  – 5,1.

     При анализе функционального состояния  важны не только значения отдельных  его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости  соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением. 
 
 
 
 
 

     Тест  смысложизненных ориентаций» (СЖО), адаптированный Д.А.Леонтьевым

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).
 
Обычно  мне очень скучно. 3 2 1 0 1 2 3 Обычно  я полон энергии.
Жизнь кажется мне всегда волнующей  и захватывающей. 3 2 1 0 1 2 3 Жизнь кажется мне совершенно спокойной  и рутинной.
В жизни я не имею определенных целей  и намерений. 3 2 1 0 1 2 3 В жизни  я имею очень ясные цели и намерения.
Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь  представляется мне вполне осмысленной  и целеустремленной.
Каждый  день кажется мне всегда новым  и непохожим на другие. 3 2 1 0 1 2 3 Каждый  день кажется мне совершенно похожим  на все другие.
Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными  вещами, которыми всегда мечтал заняться. 3 2 1 0 1 2 3 Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.
Моя жизнь сложилась именно так, как  я мечтал. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь  сложилась совсем не так, как я  мечтал.
Я не добился успехов в осуществлении  своих жизненных планов. 3 2 1 0 1 2 3 Я осуществил многое из того, что было мною запланировано  в жизни.
Моя жизнь пуста и неинтересна. 3 2 1 0 1 2 3 Моя жизнь  наполнена интересными делами.
Если  бы мне пришлось подводить сегодня  итог моей жизни, то я бы сказал, что  она была вполне осмысленной. 3 2 1 0 1 2 3 Если  бы мне пришлось сегодня подводить  итог моей жизни, то я бы сказал, что  она не имела смысла.
Если  бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе. 3 2 1 0 1 2 3 Если  бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как  живу сейчас.
Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность  и беспокойство. 3 2 1 0 1 2 3 Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.
Я человек очень обязательный. 3 2 1 0 1 2 3 Я человек  совсем не обязательный.
Я полагаю, что человек имеет возможность  осуществить свой жизненный выбор  по своему желанию. 3 2 1 0 1 2 3 Я полагаю, что человек лишен возможности  выбирать из-за влияния природных  способностей и обстоятельств.
Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком. 3 2 1 0 1 2 3 Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.
В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей. 3 2 1 0 1 2 3 В жизни  я нашел свое призвание и цель.
Мои жизненные взгляды еще не определились. 3 2 1 0 1 2 3 Мои жизненные  взгляды вполне определились.

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров