Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации

1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5

1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10

1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.

2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая леон. Мих31.06.11.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

     Но  мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система  знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к  миру, его главные ценностные ориентации.

     Юность  – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время  созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. [3] Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, то есть осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.

     Для ранней юности характерна устремленность в будущее и это непосредственно  связано с необходимостью создания жизненного плана. Это значит, что  молодому человеку приходится решать вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). [4]

     Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые  ставит перед собой личность, как  следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого  ядра ценностных ориентаций, которые  подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны –  это результат конкретизации  целей и мотивов. [1]

     Жизненный план возникает тогда, когда предметом  размышлений становится на только  конечный результат, но и способы  его достижения, путь, которым человек  намерен следовать, и те ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты, жизненный  план – это план деятельности.

     Со  всеми перечисленными нами особенностями  юношеского возраста связан еще один центральный в развитии самосознания психологический процесс – это  формирование идентичности. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э.Эриксона.

     Юношеский возраст, по Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить  эти задачи, у него формируется  негативная идентичность, развитие которой  может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных  отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные  планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образцов для подражания. [1]

     Нельзя  не отметить, что в последние годы в связи с коренной реформой социально-экономических  и политических основ нашего общества произошли весьма заметные  изменения  в самосознании студентов. Современное  юношество стало принципиально  иным, чем прежние поколения. Его  отличает большая открытость, но в  то же время и большая приземленность взглядов и интересов. Многие из них  не строят и не пытаются строить  свою жизнь в соответствии с определенными  принципами и только приспосабливаются  к возникающим обстоятельствам. Современные старшеклассники в  своей массе особо не утруждают  себя проблемой самоопределения, большинство  их желаний и целей связано  с личным, главным образом - материальным, благополучием, которое должно как  бы свалиться на них.

     Мы  рассмотрели психологические особенности  студентов - дизайнеров и выделили основные характерные понятия, например: выбор  жизненных ценностей, формирование самосознания и мировоззрения, самоопределение  личностное и профессиональное, выбор  жизненного пути или создание жизненного плана, формирование идентичности. Вышеперечисленные  явления идут параллельно и направлены на становление личности и подготовку к будущей взрослой жизни.

  А как с «было бы интересно узнать, что же является детерминирующим фактором: эмоциональная сфера или смысложизненные ориентации»???. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.

2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов - дизайнеров.

     В теоретической части работы  мы рассмотрели характерные возрастные и личностные особенности студентов  – дизайнеров и попытались синтезировать  все полученные знания о эмоциональной  сфере и смысложизненных ориентациях  личности.

     Подводя итог проделанной работе, мы выдвинули  предположение о том, что между  эмоциональной сферой и уровнем смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров существует взаимосвязь. Это и послужило основанием эмпирического исследования.

     Гипотеза  исследования: между эмоциональной  сферой уровнем смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров существует взаимосвязь.

     Для  проверки  выдвинутой  гипотезы необходимо решить следующие задачи:

    1. Отобрать группу испытуемых из числа студентов - дизайнеров.
    2. Подобрать методики определения уровня эмоционального состояния.
    3. Подобрать методику определения смысложизненных ориентаций.
    4. Провести опрос студентов - дизайнеров при помощи выбранных методик.
    5. Сравнить результаты диагностики испытуемых по методикам.

Эмпирической  базой исследования  стали студенты-дизайнеры  третьего курса Владивостокского Государственного Университета Экономики и сервиса. Общее количество испытуемых 20. Из них 6 юношей и 14 девушек.

Процедура исследования состояла в проведении  опроса студентов и в последующем  определении взаимосвязи показателей  эмоционального состояния и смысложизненных  ориентаций студентов - дизайнеров.

     Исследование  проводилось во время занятий, в  конце пары. Во время опроса присутствовал  преподаватель. Исследование проводилось  в групповой форме. Вопросы были предъявлены на бланках, студенты отвечали письменно. После этого ответы студентов  были обработаны при помощи методов  математической статистики.

     Испытуемые  отнеслись к эксперименту серьезно, перед проведением опроса студенты были осведомлены о теме дипломного исследования. В целом, можно считать  полученные данные достоверными.

     Для изучения эмоционального состояния были использованы методики: «Шкалы дифференциальных эмоций» К. Изард, «Методика САН» (Самочувствие Активность Настроение) В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников; для изучения смысложизненных ориентаций – «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО), адаптированный Д.А.Леонтьевым [19]. Приложение 1.

     2.2. Анализ результатов  эмпирического исследования

     Для определения или отсутствия взаимосвязи  между эмоциональной сферой и уровнем смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров было проведено исследование с использованием диагностик по каждому показателю. Представим результаты  исследования.

     Таблица 1.

    № п/п Дифференциальные  шкалы эмоций (К. Изарду), К СЖО  (Тест смысложизненных  ориентаций Д. Леонтьев)                         САН (Самочувствие, активность, настроение В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников)
      Показатель  эмоционального состояния, К Общий балл Средний балл
    1 0,8 101 3,5
    2 1,6 111 4,5
    3 1,7 126 4,5
    4 1,8 114 4,8
    5 1 86 4,1
    6 1,3 118 4,3
    7 1,2 114 4,6
    8 1,1 113 4,5
    9 0,75 68 3,5
    10 1,9 103 4,7
    11 1,6 104 5,3
    12 1,6 111 4,5
    13 1,3 118 4,3
    14 1,2 114 4,6
    15 0,72 72 3,4
    16 1,5 95 4,1
    17 1,7 103 4,3
    18 1,9 103 4,7
    19 1,2 107 4,4
    20 1,1 113 4,5
 

Это неясно- надо обосновать. Неясно и что показывает эта большая таблица.

Например, я подчеркнула минимальные показатели эмоциональных состояний по САН, и оказалось, что им соответствуют весьма низкие показатели эм. По Изарду и по СЖО. Также желты отметила другую группу- с наимольшими показателями- примеро соответствует гипотезе!

Думаю, что если разделить группу на 3 части  с позиции «величины позитивности эемоций» т.е. так называемой, «эмоциональности», А, Б, В (гр.А- высокий уровень эмоц-ти, Б- гр. сред. ур. эм-ти, а гр. В- низ. ур-нь эм-ти), сравнить данные крайних групп по СЖО, то гипотеза может и подтвердиться.

Надо  сделать таблицы по крайним группам, соответствующие расчеты и проверить достоверность, например, по критерию Манна-Уитни. ПРОВЕРЬ! 

Как видно  из таблицы 1,что у испытуемых самочувствие в целом отвечает более положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека. Акцентуации в данном исследовании ты не изучал- откуда такой вывод???

 Результаты обработки данных по методике САН, свидетельствует о благоприятном состоянии- Это что такое???- надо интерпретировать данные так, как написано в методике, как выше написано в теоретической части, в конце концов как сформулировано в гипотезе! испытуемых.

Показатели  по тесту смысложизненных ориентаций ( какие именно и какой величины?) говорят о том, что испытуемых характеризует целеустремленность, наличие  в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, что определяет удовлетворенность своей жизнью в настоящем и  восприятие процесса своей жизни как интересного, эмоционально насыщенного и наполненного смыслом. На данном этапе жизненного пути испытуемые удовлетворены прожитой частью жизни.

Результаты  исследования взаимосвязи эмоциональной  сферы и смысложизненных ориентаций произведены путем расчета коэффициента ранговой корреляции Спирмена [ ].

     Расчет  данных о взаимосвязи показателей эмоционального состояния и смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров