Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа
В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации
1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5
1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10
1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15
Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.
2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………………………………………..28
Но мировоззрение – не столько логическая система знаний, сколько система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.
Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. [3] Мировоззренческий поиск включает в себя социальную ориентацию личности, то есть осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбор своего будущего социального положения и способов его достижения.
Для
ранней юности характерна устремленность
в будущее и это
Жизненный план возникает, с одной стороны, в результате обобщения целей, которые ставит перед собой личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления устойчивого ядра ценностных ориентаций, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны – это результат конкретизации целей и мотивов. [1]
Жизненный
план возникает тогда, когда предметом
размышлений становится на только
конечный результат, но и способы
его достижения, путь, которым человек
намерен следовать, и те ресурсы,
которые ему для этого
Со всеми перечисленными нами особенностями юношеского возраста связан еще один центральный в развитии самосознания психологический процесс – это формирование идентичности. Наиболее детальный анализ этого процесса дают работы Э.Эриксона.
Юношеский
возраст, по Эриксону, строится вокруг
кризиса идентичности, состоящего из
серии социальных и индивидуально-личностных
выборов, идентификаций и
Нельзя не отметить, что в последние годы в связи с коренной реформой социально-экономических и политических основ нашего общества произошли весьма заметные изменения в самосознании студентов. Современное юношество стало принципиально иным, чем прежние поколения. Его отличает большая открытость, но в то же время и большая приземленность взглядов и интересов. Многие из них не строят и не пытаются строить свою жизнь в соответствии с определенными принципами и только приспосабливаются к возникающим обстоятельствам. Современные старшеклассники в своей массе особо не утруждают себя проблемой самоопределения, большинство их желаний и целей связано с личным, главным образом - материальным, благополучием, которое должно как бы свалиться на них.
Мы
рассмотрели психологические
А как с «было бы интересно узнать, что
же является детерминирующим фактором:
эмоциональная сфера или смысложизненные
ориентации»???.
Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.
2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов - дизайнеров.
В
теоретической части работы мы
рассмотрели характерные
Подводя итог проделанной работе, мы выдвинули предположение о том, что между эмоциональной сферой и уровнем смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров существует взаимосвязь. Это и послужило основанием эмпирического исследования.
Гипотеза исследования: между эмоциональной сферой уровнем смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров существует взаимосвязь.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Эмпирической базой исследования стали студенты-дизайнеры третьего курса Владивостокского Государственного Университета Экономики и сервиса. Общее количество испытуемых 20. Из них 6 юношей и 14 девушек.
Процедура
исследования состояла в проведении
опроса студентов и в последующем
определении взаимосвязи
Исследование проводилось во время занятий, в конце пары. Во время опроса присутствовал преподаватель. Исследование проводилось в групповой форме. Вопросы были предъявлены на бланках, студенты отвечали письменно. После этого ответы студентов были обработаны при помощи методов математической статистики.
Испытуемые отнеслись к эксперименту серьезно, перед проведением опроса студенты были осведомлены о теме дипломного исследования. В целом, можно считать полученные данные достоверными.
Для изучения эмоционального состояния были использованы методики: «Шкалы дифференциальных эмоций» К. Изард, «Методика САН» (Самочувствие Активность Настроение) В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников; для изучения смысложизненных ориентаций – «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО), адаптированный Д.А.Леонтьевым [19]. Приложение 1.
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования
Для определения или отсутствия взаимосвязи между эмоциональной сферой и уровнем смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров было проведено исследование с использованием диагностик по каждому показателю. Представим результаты исследования.
Таблица 1.
№ п/п | Дифференциальные шкалы эмоций (К. Изарду), К | СЖО (Тест
смысложизненных
ориентаций Д. Леонтьев) |
САН (Самочувствие, активность, настроение В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников) |
Показатель эмоционального состояния, К | Общий балл | Средний балл | |
1 | 0,8 | 101 | 3,5 |
2 | 1,6 | 111 | 4,5 |
3 | 1,7 | 126 | 4,5 |
4 | 1,8 | 114 | 4,8 |
5 | 1 | 86 | 4,1 |
6 | 1,3 | 118 | 4,3 |
7 | 1,2 | 114 | 4,6 |
8 | 1,1 | 113 | 4,5 |
9 | 0,75 | 68 | 3,5 |
10 | 1,9 | 103 | 4,7 |
11 | 1,6 | 104 | 5,3 |
12 | 1,6 | 111 | 4,5 |
13 | 1,3 | 118 | 4,3 |
14 | 1,2 | 114 | 4,6 |
15 | 0,72 | 72 | 3,4 |
16 | 1,5 | 95 | 4,1 |
17 | 1,7 | 103 | 4,3 |
18 | 1,9 | 103 | 4,7 |
19 | 1,2 | 107 | 4,4 |
20 | 1,1 | 113 | 4,5 |
Это неясно- надо обосновать. Неясно и что показывает эта большая таблица.
Например, я подчеркнула минимальные показатели эмоциональных состояний по САН, и оказалось, что им соответствуют весьма низкие показатели эм. По Изарду и по СЖО. Также желты отметила другую группу- с наимольшими показателями- примеро соответствует гипотезе!
Думаю,
что если разделить группу на 3 части
с позиции «величины
Надо
сделать таблицы по крайним группам,
соответствующие расчеты и проверить
достоверность, например, по критерию
Манна-Уитни. ПРОВЕРЬ!
Как видно из таблицы 1,что у испытуемых самочувствие в целом отвечает более положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека. Акцентуации в данном исследовании ты не изучал- откуда такой вывод???
Результаты обработки данных по методике САН, свидетельствует о благоприятном состоянии- Это что такое???- надо интерпретировать данные так, как написано в методике, как выше написано в теоретической части, в конце концов как сформулировано в гипотезе! испытуемых.
Показатели
по тесту смысложизненных
Результаты
исследования взаимосвязи эмоциональной
сферы и смысложизненных
Расчет данных о взаимосвязи показателей эмоционального состояния и смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров