Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа
В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации
1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5
1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10
1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15
Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.
2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………………………………………..28
Ценностные
ориентации (в социальной психологии)
– понятие, выражающее положительную
или отрицательную значимость для
индивида предметов или явлений
социальной действительности. Система
ценностных ориентаций отражает идеологию
и культуру общества, к которому
человек принадлежит. Они выражают
внутреннюю основу отношений человека
к различным ценностям
Психолого - педагогической наукой обобщены теоретические подходы к исследованию процесса формирования смысложизненных ориентаций личности, выделены, указывает В.А. Сластенин, аспекты формирования ценностных ориентаций. К ним относятся: многосторонняя ценностная ориентация, соответствующая современному этапу общественно-экономического развития общества; опережающая ценностная ориентация, направленная на социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов; социально ценные умения в процессе освоения социальных ценностей в различных видах деятельности [24]. В психологии и философии ценностное отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ориентациями личности. В.А. Сластенин подчеркивает, что природа ценностного отношения эмоциональна, т.к. оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями и людьми. Появление отношения порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений [27].
Ценностное отношение человека, согласно Э.Фромму, отражает его предпочтение относительно определенной системы ценностей и соответствует характеру структуры личности. Оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь, и включает в себя, таким образом, индивидуальную и общественную составляющие. И если общественная составляющая включает в себя идеалы социума, культуры, то и индивидуальная составляющая отражает наличие активной внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума и культуры [21].
Понятие личностного смысла исторически связано с представлениями Л.С. Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Единство аффекта и интеллекта обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии этих частей друг на друга на всех ступенях психического развития и в том, что эта связь является динамической, меняющейся. Всякой ступени в развитии мышления, соответствует своя ступень в развитии аффекта, или, иначе, всякая ступень психического развития характеризуется особой, присущей ей структурой динамических, смысловых систем как целостного и неразложимого единства [7].
В
концепции смысловых
Осознание
личностью своей внутренней позиции
и наличие готовности к деятельности
в соответствии с определенными
ценностями определяются как ценностная
установка, в ней выделяют когнитивную
(знания, информация) и эффективную
(эмоции, чувства) составляющие. Установка,
указывает А.В. Битуева, определяет
социальную и нравственную ценность
личности, это интегральный феномен,
который проявляется в
Таким образом, мы выделили из мотивационной сферы три условных образующих - смысл, цели и ценности, которые в совокупности составляют основу смысложизненных ориентаций личности и помогают сформировать представления о том, как построить собственную «концепцию будущей жизни». Необходимо отметить, что смысл всегда значим личностно. Если он не стал таковым – это просто ценность: общечеловеческая, групповая. Несмотря на то, что принимается авторское решение, человек, несет ответственность за него. Наиболее актуальным вопрос о смысле жизни становится в юношеском возрасте, когда личность встает перед необходимостью овладения профессией и выбора своего жизненного пути.
Здесь
и надо было определиться для последующего
эмпирического исследования: «бы интересно
узнать, что же является детерминирующим
фактором: эмоциональная сфера или смысложизненные
ориентации».
1.3 Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров.
Юность – период жизни после отрочества до взрослости. Если обобщить мнения разных авторов, то условно можно выделить границы – от 15-16 до 21-25 лет.
Рассмотрим, как, в общем, характеризуется этот возрастной этап в различных учебных пособиях.
Юношеский возраст – это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. [13]
Юность
– период жизни человека, размещенный
онтогенетически между
Юность – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым суждено, будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учеба в вузе, иногда создание собственной семьи. [8]
Таким
образом, можно сказать, что юношеский
возраст определяется большинством
авторов, как сложный период в
жизни человека связанный со становлением
человека как «активной» личности,
к которой предъявляются
В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен быть?»), по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям. Именно в юности молодой человек сознательно отрабатывает свое место среди категорий добра и зла.
Выбор
внутренней позиции – весьма многотрудная
работа. Молодому человеку, обратившемуся
к анализу и сопоставлению
общечеловеческих ценностей и своих
собственных склонностей и
Также
для юношеского возраста характерно
главное психологическое
При
переходе от подросткового возраста
к юношескому происходит изменение
в отношении к будущему: если подросток
смотрит на будущее с позиции
настоящего, то юноша смотрит на
настоящее с позиции будущего.
Выбор профессии и типа учебного
заведения неизбежно
Профессиональная деятельность в сфере дизайна костюма требует определенных творческих способностей, которые оцениваются при профессиональном отборе будущих специалистов. Студенты-дизайнеры, выдержавшие вступительные экзамены по специальным дисциплинам, имеют начальные знания и опыт в художественно-практической деятельности, а также выраженные личностные потребности в возможности продолжения образования, в удовлетворении общекультурных и профессиональных интересов, в обладании значительным объемом информации в сфере дизайн - деятельности.
Особая роль мотивации к творческой деятельности обусловлена мнением многих исследователей, что творческие способности присущи всем людям, надо лишь суметь вовремя обнаружить и раскрыть их. Авторы Д. Гилфорд, Е.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская [27], подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. В.Н. Дружинин включает креативность в качестве способности к преобразованию опыта в структуру общих способностей, наряду с обучаемостью, ответственной за приобретение опыта, и интеллектом, отражающим продуктивность применения опыта. Суть творческого процесса В.Н. Дружинин видит в субъектной активности личности, основанной на внутренней мотивации - мотивации самоактуализации. Среди личностных характеристик творческой личности, способствующих успешному освоению профессиональной деятельности, Я Л. Пономарев выделяет упорство, высокую самооценку, гордость, отклонение от шаблона в поведении, незаурядную энергичность, работоспособность, независимость, подчеркивание своего «Я». Особенности мотивации он усматривает в стремлении к процессу творчества, обладанию фактами и новой информацией, стремлению к духовному росту, сотрудничеству [21].
Анализ психолого-педагогических исследований показывает, что формирование профессиональной компетентности у студентов – дизайнеров характеризуется умением личности организовать самостоятельную познавательную деятельность по изучению культурных и исторических артефактов, практическую художественно-композиционную деятельность; осуществлять ценностно-целевое самоопределение, выбор логики проектирования, обеспечивать информационную основу и прогнозировать результат собственной исследовательской и проектной деятельности; принимать оптимальные решения, устанавливать деловые отношения, оценивать и корректировать свою деятельность и подготовку, обладать способностью самопрезентации [Кравцова Т.А.,Чернявская В. С. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера костюма,2009г.].
Развитие
мотивационных особенностей, познавательных
и личностных качеств студентов
- дизайнеров формирует наиболее значимые
профессиональные качества необходимые
в реальной деятельности дизайнера.
К ним относятся: высокий уровень
рефлексии, креативность, интуиция, образное
и логическое мышление, способность
диалектически рассуждать с одновременным
эмоциональным переживанием, осознание
знаковости объектов средового дизайна,
ценностно-смысловое отношение
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. [5]
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения.
Мировоззрение
– это взгляд на мир в целом,
система представлений об общих
принципах и основах бытия, жизненная
философия человека, сумма и итог
всех его знаний. Познавательными (когнитивными)
предпосылками мировоззрения