Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации

1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5

1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10

1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.

2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая леон. Мих31.06.11.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

     Ценностные  ориентации (в социальной психологии) – понятие, выражающее положительную  или отрицательную значимость для  индивида предметов или явлений  социальной действительности. Система  ценностных ориентаций отражает идеологию  и культуру общества, к которому человек принадлежит. Они выражают внутреннюю основу отношений человека к различным ценностям материального, морального, политического и духовного  порядка.

      Психолого - педагогической наукой обобщены теоретические  подходы к исследованию процесса формирования смысложизненных ориентаций личности, выделены, указывает В.А. Сластенин, аспекты формирования ценностных ориентаций. К ним относятся: многосторонняя ценностная ориентация, соответствующая современному этапу общественно-экономического развития общества; опережающая ценностная ориентация, направленная на социальные ценности общества на основе сложившихся мировоззренческих принципов; социально ценные умения в процессе освоения социальных ценностей в различных видах деятельности [24]. В психологии и философии ценностное отношение рассматривается во взаимосвязи с сознанием, жизненными целями и смыслом жизни, ценностными установками и ориентациями личности. В.А. Сластенин подчеркивает, что природа ценностного отношения эмоциональна, т.к. оно отражает субъективную и личностно переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями и людьми. Появление отношения порождает субъективное значение (личностный смысл) объективных значений [27].

     Ценностное  отношение человека, согласно Э.Фромму, отражает его предпочтение относительно определенной системы ценностей и соответствует характеру структуры личности. Оно формируется в ситуации выбора между тем, чтобы быть или чтобы иметь, и включает в себя, таким образом, индивидуальную и общественную составляющие. И если общественная составляющая включает в себя идеалы социума, культуры, то и индивидуальная составляющая отражает наличие активной внутренней позиции личности, основанной на ее переживании и принятии (отвержении) идеалов и ценностей социума и культуры [21]. 

     Понятие личностного смысла исторически  связано с представлениями Л.С. Выготского о динамических смысловых  системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных  и интеллектуальных процессов. Единство аффекта и интеллекта обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии  этих частей друг на друга на всех ступенях психического развития и в том, что  эта связь является динамической, меняющейся. Всякой ступени в развитии мышления, соответствует своя ступень  в развитии аффекта, или, иначе, всякая ступень психического развития характеризуется  особой, присущей ей структурой динамических, смысловых систем как целостного и неразложимого единства [7].

     В концепции смысловых образований  личности А.Н. Леонтьева личностный смысл понимается как индивидуализированное  отражение действительного отношения  личности к тем объектам, ради которых  развивается деятельность [17]. В систему смысловых образований личности входят мотивы, побуждения человека к деятельности, реализуемое деятельностью отношение человека к действительности, ставшее для него ценностью. А.А. Реан и др. исследователи отмечают, что профессиональная мотивация может компенсировать недостаток способностей человека [21].

      Осознание личностью своей внутренней позиции  и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными  ценностями определяются как ценностная установка, в ней выделяют когнитивную (знания, информация) и эффективную (эмоции, чувства) составляющие. Установка, указывает А.В. Битуева, определяет социальную и нравственную ценность личности, это интегральный феномен, который проявляется в потребностях, ценностных ориентациях, интересах, целях, идеалах. [26].

      Таким образом, мы выделили из мотивационной  сферы три условных образующих - смысл, цели и ценности, которые в  совокупности составляют основу смысложизненных  ориентаций личности и помогают сформировать представления о том, как построить  собственную «концепцию будущей  жизни». Необходимо отметить, что смысл  всегда значим личностно. Если он не стал таковым – это просто ценность: общечеловеческая, групповая. Несмотря на то, что принимается авторское  решение, человек, несет ответственность  за него. Наиболее актуальным вопрос о  смысле жизни становится в юношеском  возрасте, когда личность встает перед  необходимостью овладения профессией и выбора своего жизненного пути.

      Здесь и надо было определиться для последующего эмпирического исследования: «бы интересно узнать, что же является детерминирующим фактором: эмоциональная сфера или смысложизненные ориентации». 
 

     1.3 Возрастные и личностные  особенности студентов  – дизайнеров.

     Юность  – период жизни после отрочества до взрослости. Если обобщить мнения разных авторов, то условно можно выделить границы – от 15-16 до 21-25 лет.

     Рассмотрим, как, в общем, характеризуется этот возрастной этап в различных учебных  пособиях.

     Юношеский возраст – это этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда  ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. [13]

     Юность  – период жизни человека, размещенный  онтогенетически между отрочеством  и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление  человека как личности, когда молодой  человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил, поведения в обществе и др. [3]

     Юность  – это время выбора жизненного пути. Юноши строят планы, которым  суждено, будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей – работа по выбранной специальности, учеба в вузе, иногда создание собственной  семьи. [8]

     Таким образом, можно сказать, что юношеский  возраст определяется большинством авторов, как сложный период в  жизни человека связанный со становлением человека как «активной» личности, к которой предъявляются определенные требования со стороны общества и  которой необходимо «найти себя»  и определиться в своих приоритетах. И здесь выделяется несколько  центральных понятий, характеризующих  особенности юношеского возраста, например: выбор жизненных ценностей, формирование самосознания и мировоззрения, самоопределение  личностное и профессиональное, выбор  жизненного пути или создание жизненного плана, формирование идентичности. Теперь попробуем охарактеризовать эти  явления.

     В юности у молодого человека возникает  проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе («Кто Я?», «Каким Я должен  быть?»), по  отношению к другим людям, а также  к моральным ценностям. Именно в  юности молодой человек сознательно  отрабатывает свое место среди категорий  добра и зла.

     Выбор внутренней позиции – весьма многотрудная работа. Молодому человеку, обратившемуся  к анализу и сопоставлению  общечеловеческих ценностей и своих  собственных склонностей и ценностных ориентаций, предстоит сознательно  разрушить или принять исторически  обусловленные нормативы и  ценности, которые определяли его поведение  в детстве и отрочестве. Кроме  того, велико влияние современных  идей государства, политики и экономики. В итоге часто случается так, что юноша, выбирая для себя неадаптивную или адаптивную позицию в жизни, считает ее единственно приемлемой для него и, следовательно, единственно  правильной. 

     Также для юношеского возраста характерно главное психологическое приобретение – открытие своего внутреннего мира. Для ребенка единственной осознаваемой реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне осознавая свои поступки, он не осознает собственных психических  состояний. Если ребенок сердится, он объясняет это тем, что кто-то его обидел. Напротив, для юноши  внешний, физический мир – только одна из возможностей опыта, средоточием которого является он сам. [13]

     При переходе от подросткового возраста к юношескому происходит изменение  в отношении к будущему: если подросток  смотрит на будущее с позиции  настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических  и индивидуально-психологических  различий. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей  профессиональные и личностные устремления  юношей и девушек.

      Профессиональная  деятельность в сфере дизайна  костюма требует определенных творческих способностей, которые оцениваются  при профессиональном отборе будущих  специалистов. Студенты-дизайнеры, выдержавшие  вступительные экзамены по специальным  дисциплинам, имеют начальные знания и опыт в художественно-практической деятельности, а также выраженные личностные потребности в возможности  продолжения образования, в удовлетворении общекультурных и профессиональных интересов, в обладании значительным объемом информации в сфере дизайн - деятельности.

      Особая  роль мотивации к творческой деятельности обусловлена мнением многих исследователей, что творческие способности присущи  всем людям, надо лишь суметь вовремя  обнаружить и раскрыть их. Авторы Д. Гилфорд, Е.П. Торренс, Д.Б. Богоявленская [27], подчеркивают, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности. В.Н. Дружинин включает креативность в качестве способности к преобразованию опыта в структуру общих способностей, наряду с обучаемостью, ответственной за приобретение опыта, и интеллектом, отражающим продуктивность применения опыта. Суть творческого процесса В.Н. Дружинин видит в субъектной активности личности, основанной на внутренней мотивации - мотивации самоактуализации. Среди личностных характеристик творческой личности, способствующих успешному освоению профессиональной деятельности, Я Л. Пономарев выделяет упорство, высокую самооценку, гордость, отклонение от шаблона в поведении, незаурядную энергичность, работоспособность, независимость, подчеркивание своего «Я». Особенности мотивации он усматривает в стремлении к процессу творчества, обладанию фактами и новой информацией, стремлению к духовному росту, сотрудничеству [21].

     Анализ  психолого-педагогических исследований показывает, что формирование профессиональной компетентности у студентов –  дизайнеров характеризуется умением  личности организовать самостоятельную  познавательную деятельность по изучению культурных и исторических артефактов, практическую художественно-композиционную деятельность; осуществлять ценностно-целевое  самоопределение, выбор логики проектирования, обеспечивать информационную основу и  прогнозировать результат собственной  исследовательской и проектной  деятельности; принимать оптимальные  решения, устанавливать деловые  отношения, оценивать и корректировать свою деятельность и подготовку, обладать способностью самопрезентации [Кравцова Т.А.,Чернявская В. С. Гуманитарно-художественная компетентность будущего дизайнера  костюма,2009г.].

      Развитие  мотивационных особенностей, познавательных и личностных качеств студентов - дизайнеров формирует наиболее значимые профессиональные качества необходимые  в реальной деятельности дизайнера. К ним относятся: высокий уровень  рефлексии, креативность, интуиция, образное и логическое мышление, способность  диалектически рассуждать с одновременным  эмоциональным переживанием, осознание  знаковости объектов средового дизайна, ценностно-смысловое отношение к  действительности, художественно-композиционные, конструктивные способности, деятельностный подход к решению творческих задач, способность к графическому и  технологическим средствам выражения  творческого замысла, владение современными информационными средствами, коммуникативность  в деятельности. Формирование перечисленных  профессионально важных качеств  рассмотрено с позиции психологической  теории деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна [7, 18] и личностно ориентированного подхода к процессу образования В.В. Краевского, В.А. Сластенина, В.В. Серикова.

      Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. [5]

     Социальное  самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием  мировоззрения.

     Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих  принципах и основах бытия, жизненная  философия человека, сумма и  итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.[9]

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров