Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа
В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации
1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5
1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10
1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15
Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.
2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………………………………………..28
Приведем
некоторые другие точки зрения. Так,
в русле изъятие эмоциональных
явлений с психологической
Важность роли эмоций в поведении человека отмечал и известный зарубежный специалист по психологии обучения О. Мауэр:"…Эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, что мы называем обучением". Эмоции человека чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вообще не заслуживают противопоставление" ума "[10].
И
в зарубежной, и в отечественной
психологии распространился подход,
согласно которому эмоции создают первичную
мотивационную систему
Гуманистическая психология
Теоретические аспекты
Еще
один практический аспект психологии
эмоций - влияние эмоций на деятельность.
Какую роль выполняют эмоции в
организации или дезорганизации
эмоциональной поведения? Всегда негативные
эмоции дезорганизуют деятельность,
а положительные ее организуют? Эмпирические
исследования свидетельствуют о
высоком уровне самоорганизации
при отрицательных эмоциях. Чрезвычайно
важной является проблема влияния эмоций
на деятельность в экстремальных
ситуациях. Какие механизмы - условно-рефлекторные
или безусловно-рефлекторные - определяют
эмоциональные переживания? Какова
вероятность коррекции, регуляции
этих переживаний? По степени изученности
эмоции, чувства занимают далеко не
первые места среди других психологических
понятий. Это связано со сложностью
их анализа как чрезвычайно
С.Л. Рубинштейн, раскрывая значение эмоций для творческого развития, показывает, что основной мотивационной системой, побуждающей человека к деятельности, признаются эмоции, в которых представлено целостное отношение человека к миру, его личностные смыслы и индивидуальность [18]. Поскольку творческие способности базируются на раскрытии индивидуальности, то именно на основе эмоциональной сферы формируются потребности к творчеству, новизне, индивидуальному своеобразию, поиску новых источников положительных переживаний. [7].
Рассматривая
проблемы духовности и искусства, В.Д.
Диденко отмечает органичное соединение
потребности в индивидуальной свободе
и самореализации в творчестве с
потребностью нахождения индивидуального
смысла во всеобщем, в эмоциональном
контакте с другими людьми. Перевод
уникально-неповторимого, индивидуального
в человеке на уровень общечеловеческого
и универсально-всеобщего
1.2. Психологические особенности смысложизненных ориентаций
В настоящее
время, когда отсутствуют
В психологической литературе смысл жизни обычно характеризуют как феномен, обеспечивающий нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата которого может иметь трагические последствия. К. Обуховский замечает: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл своей жизни» (1972, с. 183). Б.С. Братусь (1988) пишет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью, смертностью индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека.
В.Э.Чудновский [25] в своей статье пишет о том, что смысл жизни – это особое психическое образование, имеющее свое образование и структуру, и выделяет адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. Адекватность, по его мнению, имеет два признака: 1) «реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой – индивидуальным возможностям человека; 2) «конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека. Также автор говорит об оптимальном смысле жизни, под которым понимает «…гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею». [25, с.4]
Можно утверждать, что осознание смысла своей жизни выступает важной исходной предпосылкой жизненного успеха взрослого человека. Практически это связано с четкими ответами в своем самосознании. Для себя как минимум на три вопроса:
Ответ
на эти вопросы превращается
в главную смысложизненную
Препятствием на пути поисков может стать также низкий интеллектуальный и духовный уровень, развития, леность и ограниченность ума, механизм психологической защиты от страха перед осознанием бездны Вселенной и Вечности. Последний побуждает часть молодых людей пускаться во все тяжкие, руководствуясь низменно понимаемым аргументом: «Живем один раз. Надо брать от жизни все».
Говоря
о значении эмоциональной сферы
в контексте смысложизненных
ориентаций важно упомянуть о
том, что в нашей культуре доверять
эмоциям и чувствам на протяжении
долгого времени было не принято.
К ним относились как к чему
– то второстепенному – по сравнению
с разумом, интеллектом, логикой. Лишь
в середине прошлого века наука
обратила внимание на чувства и переживания
человека. Сегодня множество
Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности, однако, вопрос о том, какое влияние оказывает смысл жизни или переживание его отсутствия на жизнь человека (его эмоциональное состояние), а так же проблема психологических причин утраты и путей обретения смысла жизни[].
Смысл жизни – это психологическая реальность независимо от того, в чем конкретно человек видит это смысл [16].
Во многих
работах по теме смысложизненных
ориентаций личности понятия «личностного
смысла», «личностных целей», «ценностей
личности» употребляются как
близкие по значению. Все они являются
составляющими мотивационной
Там же самоосмысление определяется как осмысление собственной жизни, активность особого рода, направленная не просто на осознание ведущих мотивов, но и координацию всей личности в целом.
В психологическом словаре 1983
года под редакцией В.В.
В
психологии личности Л. Первина и
О. Джона [18] цели рассматриваются в
русле социально-когнитивной
В
словаре практического
С точки зрения Н.А.Журавлевой [9], ценностные ориентации являются относительно устойчивой, социально обусловленной направленностью личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций.