Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации

1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5

1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10

1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.

2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая леон. Мих31.06.11.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

     Приведем  некоторые другие точки зрения. Так, в русле изъятие эмоциональных  явлений с психологической теории и экспериментальных исследований показателен подход к эмоциям  как к организмического возбуждения. 3. Фрейд, основатель психоанализа, считал эмоции, или аффект единственной побудительной  силой психической жизни на основе инстинктивных ощущений. Однако последователи  Фрейда начали рассматривать аффект как интрапсихический фактор, пробуждает фантазии или желание индивида. Осознание  человеком себя как личности, которая  живет и активно взаимодействует  с окружающим миром, предполагает желание, эмоции [2].

     Важность  роли эмоций в поведении человека отмечал и известный зарубежный специалист по психологии обучения О. Мауэр:"…Эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, что мы называем обучением". Эмоции человека чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вообще не заслуживают противопоставление" ума "[10].

     И в зарубежной, и в отечественной  психологии распространился подход, согласно которому эмоции создают первичную  мотивационную систему человека. И вообще - именно с эмоции начинается поведение. Эмоции запускают познавательные процессы и управляют ими. Теоретически не решенным остается вопрос о постоянстве  присутствия эмоций в структуре  психического. Или это эпизодический  феномен, который не всегда имеется  в психике, или эмоция всегда присутствует, всегда ощущается человеком, без  нее нет действий и поступков? Неоднозначным является и понимание  того, в какой плоскости психического - сознательной или подсознательной - формируются эмоции. Классический психоанализ выводит их из бессознательного, нередко подчеркивая необходимость  их контроля, подавления, поскольку  они связаны с разрядкой сексуальной  энергии [2].

       Гуманистическая психология концентрирует  внимание на естественной взаимодействия  эмоций с другими подсистемами  личности, свободном раскрытии переживаний,  эмоционального потенциала личности. Представители данного направления  ищут ответы на вопросы: Какова  роль личности в создании эмоциональных  переживаний? Есть ли эмоции  простой реакцией на раздражители  внешнего мира? Как актуальные  эмоции связаны с эмоциональными  чертами личности? Как связаны  эмоции и волевая активность? Какое место эмоций в построении  структуры личности? Здесь мы  выходим на серьезную проблему - связь эмоций с волевыми процессами, личностью в целом. Большинство теорий эмоций и теорий личности не связаны друг с другом. Авторы теорий личности могут даже не вспоминать о проблеме эмоций. Авторы теорий эмоций могут не соотносить свои концепции с данными теорий личности, теряя необходимую информацию о влиянии эмоций на поведение личности: ее деградацию или личностный рост. Если рассмотреть эмоцию как психическое явление, которое всегда существует в трех ипостасях - процесс, состояние, свойство, то каждый из подходов характеризуется более пристальным вниманием к какой из ипостасей [2].

       Теоретические аспекты эмоциональной  сферы тесно связаны с практическими.  Речь идет, прежде всего, о роли  психологии эмоций в воспитании  личности и личностном росте.  Проблемы развития интеллектуальных  чувств удивления, любопытства,  еще древние философы считали  пусковыми для человеческого  познания, очень важны в построении  учебного процесса. Формирование  же эстетических чувств дает  человеку возможность найти красоту  в мире, красоту в себе, без  чего невозможна гармония в  жизни человека, в семье, в обществе[7].

     Еще один практический аспект психологии эмоций - влияние эмоций на деятельность. Какую роль выполняют эмоции в  организации или дезорганизации эмоциональной поведения? Всегда негативные эмоции дезорганизуют деятельность, а положительные ее организуют? Эмпирические исследования свидетельствуют о  высоком уровне самоорганизации  при отрицательных эмоциях. Чрезвычайно  важной является проблема влияния эмоций на деятельность в экстремальных  ситуациях. Какие механизмы - условно-рефлекторные или безусловно-рефлекторные - определяют эмоциональные переживания? Какова вероятность коррекции, регуляции  этих переживаний? По степени изученности  эмоции, чувства занимают далеко не первые места среди других психологических  понятий. Это связано со сложностью их анализа как чрезвычайно интимных образований. Развитие современной  психологии, появление и укоренение гуманистического направления, онтологически  ориентированных подходов, разработка основ духовной психологии позволяют  все глубже постигать субъективные измерения эмоций и чувств человека, его эмоциональных свойств и  состояний.

     С.Л. Рубинштейн, раскрывая значение эмоций для творческого развития, показывает, что основной мотивационной системой, побуждающей человека к деятельности, признаются эмоции, в которых представлено целостное отношение человека к  миру, его личностные смыслы и индивидуальность [18]. Поскольку творческие способности базируются на раскрытии индивидуальности, то именно на основе эмоциональной сферы формируются потребности к творчеству, новизне, индивидуальному своеобразию, поиску новых источников положительных переживаний. [7].

     Рассматривая  проблемы духовности и искусства, В.Д. Диденко отмечает органичное соединение потребности в индивидуальной свободе  и  самореализации в творчестве с  потребностью нахождения индивидуального  смысла во всеобщем, в эмоциональном  контакте с другими людьми. Перевод  уникально-неповторимого, индивидуального  в человеке на уровень общечеловеческого  и универсально-всеобщего происходит в искусстве параллельно и, подчас, одновременно с процессом индивидуализации, т.е. переводом духовных ценностей, выработанных человечеством, внешних  условий бытия, в ценностный мир  субъекта, его индивидуальное бытие. «Эмпатические способности позволяют  художнику проживать жизнь любого явления как свою, поднимая свое «Я» до универсально-всеобщего» [2].

1.2. Психологические  особенности смысложизненных  ориентаций 

В настоящее  время, когда отсутствуют сформированные традицией представления о нормах отношения к себе, другим людям  и своей жизни, особенно актуальным является исследование проблем смысложизненных  ориентаций. Современные психологи  сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев Д.А., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь  Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.). Наиболее перспективной и вместе с тем  малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается психология смысловых образований.

В психологической литературе смысл жизни обычно характеризуют как феномен, обеспечивающий нормальную и продуктивную жизнь человека, утрата которого может иметь трагические последствия. К. Обуховский замечает: «Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл своей жизни» (1972, с. 183). Б.С. Братусь (1988) пишет о смысле жизни как о насущной потребности, которая зиждется на фундаментальном противоречии между ограниченностью, смертностью индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека. 

      В.Э.Чудновский [25] в своей статье пишет о том, что смысл жизни – это особое психическое образование, имеющее свое образование и структуру, и выделяет адекватность смысла жизни как одну из основных его характеристик. Адекватность, по его мнению, имеет два признака: 1) «реалистичность» смысла жизни, т.е. соответствие смысла жизни, с одной стороны, наличным, объективным условиям, необходимым для его реализации, с другой – индивидуальным возможностям человека; 2) «конструктивность» смысла жизни, т.е. степень его позитивного (или негативного) влияния на процесс становления личности и успешность деятельности человека. Также автор говорит об оптимальном смысле жизни, под которым понимает «…гармоническую структуру смысложизненных ориентаций, существенно обусловливающую высокую успешность в различных областях деятельности, максимальное раскрытие способностей и индивидуальности человека, его эмоциональный комфорт, проявляющийся в переживании полноты жизни и удовлетворенности ею». [25, с.4]

      Можно утверждать, что осознание смысла своей жизни выступает важной исходной предпосылкой жизненного успеха взрослого человека. Практически  это связано с четкими ответами в своем самосознании. Для себя как минимум на три вопроса:

    • Зачем дана жизнь ( «Я в мире»)?
    • Как прожить жизнь («Я – творец своей жизни»)?
    • Каким быть («идеальное Я»)?

 Ответ  на эти вопросы превращается  в главную смысложизненную ориентацию, проходящую через всю личную  жизнь человека, причем диктат  ее повышается с возрастом.  Сделать это в молодые годы  – значит своевременно приобрести  главную побудительную силу, основу  мотивов достижения,  ответственных  за ориентацию на конкретные  успехи в жизни.

Препятствием  на пути поисков может стать также  низкий интеллектуальный  и духовный уровень, развития, леность и ограниченность ума, механизм психологической защиты от страха перед осознанием бездны Вселенной и Вечности. Последний  побуждает часть молодых людей  пускаться во все тяжкие, руководствуясь низменно понимаемым аргументом: «Живем один раз. Надо брать от жизни все».

Говоря  о значении эмоциональной сферы  в контексте смысложизненных  ориентаций важно упомянуть о  том, что в нашей культуре доверять эмоциям и чувствам на протяжении долгого времени было не принято. К ним относились как к чему – то второстепенному – по сравнению  с разумом, интеллектом, логикой. Лишь в середине прошлого века  наука  обратила внимание на чувства и переживания  человека. Сегодня множество психологических  тренингов и курсов учат развивать  чувствительность, понимать свои эмоции. Так как мы больше не видим в них опасности – наоборот, убеждены, что, лишь доверяя им ,можно жить подлинной жизнью, 

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, не входит в компетенцию психологии. В сферу интересов психологии личности, однако, вопрос о том, какое  влияние оказывает смысл жизни  или переживание его отсутствия на жизнь человека (его эмоциональное  состояние), а так же проблема психологических  причин утраты и путей обретения  смысла жизни[].

Смысл жизни – это психологическая  реальность независимо от того, в чем  конкретно человек видит это  смысл [16].

Во многих работах по теме смысложизненных  ориентаций личности понятия «личностного смысла», «личностных целей», «ценностей личности» употребляются как  близкие по значению. Все они являются составляющими мотивационной сферы. Рассмотрим вышеперечисленные понятия  более подробно. В словаре практического  психолога под редакцией С.Ю. Головина [23] под личностным  смыслом понимается переживание повышенной субъективной значимости предмета, действия или  события, оказавшихся в поле действия ведущего мотива; или одна из главных  образующих сознания, индивидуализированное  отражение действительного отношения  личности к объектам, ради которых  развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение  для меня» усваиваемых  безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, социальные нормы, роли, идеалы и ценности.

     Там же самоосмысление определяется как  осмысление собственной жизни, активность особого рода, направленная не просто на осознание ведущих мотивов, но и координацию всей личности в  целом.

       В психологическом словаре 1983 года под редакцией В.В.Давыдова [8] личностный смысл определяется как выражающий отношение субъекта к явлениям объективной действительности. Именно  отношение мотива к цели, как указывает А.Н.Леонтьев [17], порождает личностный смысл, подчеркивая при этом, что смыслообразующая функция в этом отношении принадлежит мотиву. Возникая в деятельности, смыслы становятся единицами человеческого сознания, его «образующими». В рамках сознания смысл вступает в отношения с другими его образующими, в частности со значениями, выражаясь через последние.

     В психологии личности Л. Первина и  О. Джона [18] цели рассматриваются в  русле социально-когнитивной теории и определяются как желаемые события  будущего, которые мотивируют человека на протяжении длительного времени  и дают ему силы преодолевать сиюминутные  влияния. Ценность – понятие, используемое в философии  и социологии для  обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих  в себе общественные идеалы и выступающих  благодаря этому как эталон должного. Для личностных ценностей характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ценностных ориентаций и служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношений людей  и поведения индивида.

     В словаре практического психолога [8] ценностные ориентации определяются как: 1) идеологические, политические, моральные, эстетические и др. основания оценок субъектом действительности и ориентации в ней; 2) способ дифференциации объектов индивидом по их значимости. Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре деятельности они тесно связаны с ее познавательными и волевыми сторонами. Их система образует содержательную сторону направленности личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности.

     С точки зрения Н.А.Журавлевой [9], ценностные ориентации являются относительно устойчивой, социально обусловленной направленностью личности на те или иные цели, имеющие для нее смысложизненное значение, и на определенные способы их достижения, выражающиеся в виде каких-либо личностных качеств, образцов (способов) поведения и являющиеся относительно независимыми от социальных ситуаций.

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров