Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации

1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5

1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10

1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15

Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.

2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22

Заключение……………………………………………………………………………………...24

Список литературы……………………………………………………………………………..26

Приложение……………………………………………………………………………………..28

Работа содержит 1 файл

Курсовая леон. Мих31.06.11.docx

— 83.52 Кб (Скачать)

     Таблица 2.

 

     СЖО (Тест смысложизненных  ориентаций Д. Леонтьев)

     Дифференциальные  шкалы эмоций по К. Изарду

     САН (Самочувствие, активность, настроение)

     0,530

     ρ = 0,094

     0,406

     ρ = 0,216

    Примечание: ** -  корреляция является значимой на 1%-ом уровне (ρ≤0,001)

                         * - корреляция является  значимой на 5%-ом уровне (ρ≤0,05)

Вывод: Статистически значимая ( между чем???) корреляция отсутствует. О чем это говорит? Как это интерпретируется в контексте их профессионализации???

     Следовательно, между показателями уровня эмоционального состояния у испытуемых экспериментальной выборки и показателями смысложизненных ориентаций связь отсутствует. Из данных видно, что выдвинутая нами гипотеза не подтверждена.

     Мне кажется, что я уже говорила: надо разделить выборку и сопоставить  результаты подгрупп. 

     Заключение

     В ходе анализа существующих публикаций, исследований, материалов по теме особенностей эмоциональной сферы в контексте  смысложизненных ориентаций студентов - дизайнеров  удалось сделать  несколько выводов.

     Нами  были рассмотрены понятия эмоциональной  сферы. Сравнив определения данных понятий в различных источниках, мы выявили общие черты. В итоге, мы определили, что нас интересует, прежде всего, эмоции, которые, отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой и поэтому очень важно научиться их распознавать и не позволять им влиять на наши смысложизненные ориентиры.

     Рассмотрев  несколько существующих подходов к  определению  понятия смысложизненных  ориентаций личности, а также близких  по значению понятий ценностей личности, ценностных ориентаций, личностного  смысла и др., мы попытались установить, какое положение занимают смысложизненные  ориентации в эмоциональной сфере  личности. Условно выделили три основных образующих – смысл, цели и ценности, которые в совокупности составляют смысложизненные ориентации личности и помогают построить собственную  «концепцию будущей жизни».

     Изучив  научно-литературные источники, мы выявили  и рассмотрели характерные психологические  особенности студентов - дизайнеров возраста и попытались синтезировать  все полученные знания о эмоциональной  сфере и смысложизненных ориентациях. Мы предположили, что между эмоциональной  сферой и уровнем смысложизненных ориентаций у студентов- дизайнеров существует взаимосвязь.

     В любом случае проблема выбора будущей  жизни связана с личностными  переживаниями как видно из работ  многих авторов. Это и послужило  основой для эмпирического исследования.

     Эмпирическое  исследование было направлено на рассмотрение актуальной проблемы, характерной для  юношества в современном обществе. Предметом исследования являлись  взаимосвязь эмоциональной сферы  и смысложизненных ориентаций в  структуре личности студентов - дизайнеров.

     Для нас очень важно было проследить, существует ли связь между уровнем  эмоциональной сферы и смысложизненными ориентациями, поскольку это дает возможность определить является ли достоверным утверждение о том, что человек с неблагоприятным  эмоциональным состоянием не способен почувствовать вкус к жизни, осмыслить  свое существование.

     В ходе обработки эмпирического исследования гипотеза опровергнута.

     Выводы:

  1. Смысл, цели и ценности, которые составляют основу смысложизненных ориентаций личности помогают сформировать представления о том, как построить собственную «концепцию будущей жизни».
  2. Между показателями уровня эмоционального состояния и показателем смысложизненных ориентаций не существует взаимосвязи.
  3. Мы не можем утверждать, что, уровень эмоционального состояния влияет на смысложизненные ориентации, или наоборот, смысложизненные ориентации влияют на уровень эмоционального состояния.

     В области исследования эмоциональной  сферы и смысложизненных ориентаций еще множество неразрешенных  вопросов. Например, было бы интересно  узнать, что же является детерминирующим  фактором: эмоциональная сфера или  смысложизненные ориентации. Или, как  проявляется возрастная динамика в  построении смысла жизни и насколько  меняется уровень эмоционального состояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Акимова Н.Н. Исследование динамики смысложизненных ориентаций студентов вуза. [Электронный ресурс] Режим доступа: /http:// HPSY. ru
  2. Анохин П.К. Эмоции. Психология эмоций. - М.: Педагогика, 1984, с.214-276
  3. Бибичкова-Павлова И.М. Психологические аспекты смысла жизни в ранней юности. [Электронный ресурс] Режим доступа: /http:// HPSY. ru
  4. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии, 2002, №2, С.28-39.
  5. Волочков А.А., Ермоленко Е.Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. – 2004. - том 25. -  №2. -  С.17-33.
  6. Волынская А.Б. Социальные ориентиры жизненных смыслов в юношеском периоде жизни. [Электронный ресурс] Режим доступа: /http:// HPSY. ru
  7. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1984. С. 92—318;
  8. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова и др.; Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. Пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. – 808 с.
  9. Дацишина И.А. Смысл жизни как объект психологического исследования. [Электронный ресурс] Режим доступа: /http:// HPSY. ru
  10. Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-экономических изменений // Психологический журнал. -  2006. -  том 27. -  №1. -  С.35-53.
  11. Изард К.Э. Психология эмоций / Пер. с англ. – СПб., 2000. – 464с.
  12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.226-227.
  13. Ковалев П.А. Методы математической статистики в психологических исследованиях: Учебное пособие – Уссурийск: Издательство УГПИ, 2004. – 176 с.
  14. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  15. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: «СМЫСЛ», 1992. – 16 с.
  16. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
  17. Леонтьев Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке // Вопр. Психол., 1989, №3.
  18. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн., 1992, №2.
  19. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2003. – 713 с.
  20. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие / В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др.; Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - СПб.: Питер, 2000. – 560 с.
  21. Савченко Н.А. Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте. [Электронный ресурс] Режим доступа: /http:// HPSY. ru
  22. Смысл жизни и акме: 10 лет поиска: в 2ч. / Под ред. А.А. Бодалева, Г.А. Вайзер, Н.А.Карповой, В.Э. Чудновского. Часть 1. М.: Смысл, 2004. - 328 с.
  23. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учебное пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 288 с.
  24. Степанов С. Популярная психологическая энциклопедия. - М.: изд-во Эксмо, 2003. – 646 с.
  25. ХI Симпозиум «Психологические проблемы смысла жизни и акме» // Психологический журнал. – 2006. -  том 27. - №6. - С.111-116.
  26. Чудновский В.Э. Проблема становления смысложизненных ориентаций  личности // Психологический журнал. – 2004. - том 25. - №6. -  С.5-11.
  27. Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. -  2003. -  №3. - С.3-14.
  28. Чудновский В.Э., Бодалев А.А., Вайзер А.А., Вахромов Е.Е., Карпова Н.Л., Суворов А.В. Роль смысложизненных ориентаций и акме в профессиональной деятельности (опыт теоретико-экспериментального исследования) // Психологический журнал. – 2004. - том 25. - №1. С.37-44.
  29. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
 
 
 
 
 
 
 

      Приложение 1

      Методика  «Шкалы дифференциальных эмоций» К. Изард.

     Назначение  теста: диагностика самочувствия испытуемого.
     Инструкция  к тесту: Оцените, пожалуйста, по 4-балльной шкале то, в какой степени каждое понятие описывает ваше самочувствие в данный момент, проставив подходящую для вас цифру справа:
  • «1» –  совсем не подходит;
  • «2» – пожалуй, верно;
  • «3» – верно;
  • «4» – совершенно верно».
Тестовый материал
1 Внимательный Концентрированный Собранный
2 Наслаждающийся Счастливый Радостный
3 Удивленный Изумленный Пораженный
4 Унылый Печальный Сломленный
5 Взбешенный Гневный Безумный
6 Чувствующий неприязнь Чувствующий отвращение Чувствующий омерзение
7 Презрительный Пренебрегающий Надменный
8 Пугающий Страшный Сеющий  панику
9 Застенчивый Робкий Стыдливый
10 Сожалеющий Виноватый Раскаивающийся
Ключ к тесту: 1- интерес, 2- радость, 3- удивление, 4- горе, 5- гнев, 6- отвращение, 7- презрение, 8- страх, 9- стыд, 10- вина.

Ряд под  №1 в тестовом материале соответствует  эмоции №1 – Интерес и т.д.

     Обработка результатов теста

     Подсчитываются  суммы баллов по каждой строке, и  эти значения проставляются в  графу «сумма». Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:

     K = (C+ C+ C+ C+ C10) / (C+ C+ C+ C+ C8), где

  • K – самочувствие,
  • C1, C2, C3 – эмоция под №1, №2, №3, №… соответственно.

     Если  показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,

     Если  К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.

     Источник:

    Дифференциальные  шкалы эмоций (по К. Изарду)/ Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб., 2003. С.226-227. 

    «Методика САН» (Самочувствие Активность Настроение) В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай и М. П. Мирошников 

     Тест  предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

     Испытуемых  просят соотнести свое состояние  с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между  тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

     Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.

Информация о работе Взаимосвязь эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров