Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 08:18, курсовая работа
В настоящее время в психологии растет интерес к исследованию смысловой сферы личности. Смысловая сфера направляет поведение человека, определяет развитие личности, ее интересы, убеждения, выбор жизненного пути, самоопределение человека, актуализируя его потенциал в будущем.
Каждый человек сам решает, в каком направлении выстраивать свое существование, но каждому хочется сделать это существование осмысленным и ценным. Сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать юношеский возраст. Но часто в это время, когда приходится делать выбор главного жизненного пути, у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний. Современные психологи сходятся в оценке нынешней социальной ситуации как вакуума отношений, ценностей, смыслов, будущего (Леонтьев ДА., Чудновский В.Э., Арсеньев A.C., Братусь Б.С., Герген К., Бьюдженталь Д.).
Наиболее перспективной и вместе с тем малоизученной для решения этих кризисных вопросов остается изучение взаимосвязи эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций. Принято считать, что эмоции отражают наше истинное отношение к предметам и явлениям, другим людям и самим себе. Однако на деле нередко именно эмоции мешают нам быть собой. Попробуем разобраться есть ли взаимосвязь между смысложизненными ориентациями и эмоциональной сферой.
Введение…………………………………………………………………………………………3
Глава I. Теоретические аспекты эмоциональной сферы и смысложизненных ориентации
1.1.Определение понятия эмоциональная сфера………………………………………………5
1.2.Психологические особенности смысложизненных ориентаций………………………...10
1.3.Возрастные и личностные особенности студентов – дизайнеров….……………………15
Глава II. Эмпирическое исследование эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов – дизайнеров.
2.1.Организация эмпирического исследования эмоциональной сферы и смысложизненных ориентаций студентов дизайнеров…………………………………………………………….21
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования ……………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………………………...24
Список литературы……………………………………………………………………………..26
Приложение……………………………………………………………………………………..28
Таблица 2.
СЖО (Тест смысложизненных ориентаций Д. Леонтьев) |
Дифференциальные шкалы эмоций по К. Изарду |
САН (Самочувствие, активность, настроение) |
0,530ρ = 0,094 |
0,406ρ = 0,216 |
Примечание: ** - корреляция является значимой на 1%-ом уровне (ρ≤0,001)
* - корреляция является значимой на 5%-ом уровне (ρ≤0,05)
Следовательно, между показателями уровня эмоционального состояния у испытуемых экспериментальной выборки и показателями смысложизненных ориентаций связь отсутствует. Из данных видно, что выдвинутая нами гипотеза не подтверждена.
Мне
кажется, что я уже говорила: надо
разделить выборку и
Заключение
В
ходе анализа существующих публикаций,
исследований, материалов по теме особенностей
эмоциональной сферы в
Нами
были рассмотрены понятия
Рассмотрев несколько существующих подходов к определению понятия смысложизненных ориентаций личности, а также близких по значению понятий ценностей личности, ценностных ориентаций, личностного смысла и др., мы попытались установить, какое положение занимают смысложизненные ориентации в эмоциональной сфере личности. Условно выделили три основных образующих – смысл, цели и ценности, которые в совокупности составляют смысложизненные ориентации личности и помогают построить собственную «концепцию будущей жизни».
Изучив
научно-литературные источники, мы выявили
и рассмотрели характерные
В
любом случае проблема выбора будущей
жизни связана с личностными
переживаниями как видно из работ
многих авторов. Это и послужило
основой для эмпирического
Эмпирическое
исследование было направлено на рассмотрение
актуальной проблемы, характерной для
юношества в современном
Для
нас очень важно было проследить,
существует ли связь между уровнем
эмоциональной сферы и
В
ходе обработки эмпирического
Выводы:
В
области исследования эмоциональной
сферы и смысложизненных
Список используемой литературы
Приложение 1
Методика «Шкалы дифференциальных эмоций» К. Изард.
1 | Внимательный | Концентрированный | Собранный |
2 | Наслаждающийся | Счастливый | Радостный |
3 | Удивленный | Изумленный | Пораженный |
4 | Унылый | Печальный | Сломленный |
5 | Взбешенный | Гневный | Безумный |
6 | Чувствующий неприязнь | Чувствующий отвращение | Чувствующий омерзение |
7 | Презрительный | Пренебрегающий | Надменный |
8 | Пугающий | Страшный | Сеющий панику |
9 | Застенчивый | Робкий | Стыдливый |
10 | Сожалеющий | Виноватый | Раскаивающийся |
Ряд под №1 в тестовом материале соответствует эмоции №1 – Интерес и т.д.
Подсчитываются суммы баллов по каждой строке, и эти значения проставляются в графу «сумма». Таким образом, обнаруживаются доминирующие эмоции, позволяющие качественно описать самочувствие обследуемого человека в отношении к определяемому типу его характера. В этой связи полезно дополнительно сравнить результаты сложения сумм отдельных эмоций, а именно:
K = (C1 + C2 + C3 + C9 + C10) / (C4 + C5 + C6 + C7 + C8), где
Если показатель К больше 1, то самочувствие в целом более отвечает положительному или гипертимному (с повышенным настроением) типу акцентуации человека,
Если К меньше 1 – самочувствие можно охарактеризовать как отрицательное или соответствующее дистимному (с пониженным настроением) типу акцентуации характера человека.
Дифференциальные
шкалы эмоций (по
К. Изарду)/ Елисеев О.П. Практикум по
психологии личности – СПб., 2003. С.226-227.
«Методика САН» (Самочувствие
Активность Настроение)
В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, В. Б. Шарай
и М. П. Мирошников
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.
Инструкция. Выберите и отметьте цифру, наиболее точно отражающую ваше состояние в данный момент.