Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:30, реферат
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений.
Современная семья
и ее проблемы служат объектом исследования
ряда наук – психологии, педагогики,
социологии, демографии, экономики. Специалисты
изучают динамику эмоциональных
отношений в браке, причины одиночества
в семье и ее распада, особенности
семейного воспитания. В наше время
включенность в семью перестала быть необходимым
фактором духовного и физического выживания.
Личность получила относительную независимость
от семьи, изменился характер восприятия
семейных отношений. Наиболее значимыми
стали не родственные, объективно заданные
отношения, а супружеские, основанные
на свободном выборе, именно они являются
центральными в семье. В учебном пособии
дается систематизированное представление
о психологии семейных отношений как разделе
науки, имеющем свои теоретико-методологические
позиции, закономерности, понятийный аппарат,
характеризуются типичные проблемы супружеских
и родительско-детских взаимоотношений.
В книге реализован целостный подход к
исследованию современной семьи, обобщен
большой массив информации о ее жизнедеятельности.
Рассматриваются тенденции развития семьи,
связанные с поляризацией общества, девиантные
и нетрадиционные формы семейной организации,
отраженные в международной классификации
новых типов семей, и другие вопросы. Изменения
в сфере супружества влекут за собой трансформацию
взаимоотношений старшего и младшего
поколений в семье. В учебном пособии представлены
психолого-педагогические методы, а также
схемы анализа отношений между родителями
и детьми. Изучение различных аспектов
супружеской жизни обеспечивает всестороннее
видение семейной ситуации и позволяет
обосновать программу психологической
помощи семье.
1.Психолого-педагогические модели родительско-детских отношений.
В современном
мире семья часто оказывается
на перекрестье социальных и экономических
проблем общества; она – главный
защитник личности, убежище и фундамент,
хотя сама при этом испытывает внутренние
болезненные противоречия. Связи
«родитель–ребенок» имеют важнейшее
значение для понимания сложившейся
структуры семьи, ее актуального
состояния и направлений
• теоретические
истоки, психологические теории, лежащие
в основе данного взгляда на сущность
родительско-детских
• представители направления, авторы программ по «воспитанию» родителей, книг, тренингов и т.п.;
• ключевые понятия;
• основные задачи, главные цели, которые должны иметь в виду родители как ведущие лица семейного воспитания;
• методы воспитания и конкретные методические приемы воздействия на поведение и личность ребенка, предлагаемые авторами данного направления;
• особые моменты, на которые считают нужным обратить пристальное внимание разработчики направления; характерные особенности поведения детей, которые необходимо учитывать родителям, или принципиально важные трудности, и т.д.
«Психоаналитическая» модель семейного воспитания.
В классическом
психоанализе З.Фрейда влиянию родителей
на психическое развитие ребенка
отводится центральное место. В первые
годы жизни ребенка родители (и особенно
мать) – это те лица, с которыми связаны
самые важные ранние переживания.
Способ и полнота удовлетворения биологических
потребностей младенца на стадии грудного
вскармливания, предоставление ему возможности
получения удовольствия от сосания закладывают
основы доверия, привязанности, активности
в отношении других людей на всю последующую
жизнь. Гибкость, терпимость, разумная
требовательность родителей в процессе
приучения ребенка к туалету, к опрятности,
поддержка стараний ребенка контролировать
себя способствуют появлению адекватных
форм саморегуляции, позитивной самооценки,
даже творческого мышления.
Чрезмерное, недостаточное или неадекватное
удовлетворение потребностей и предъявление
требований на ранних стадиях психосексуального
развития приводит, по мнению 3. Фрейда,
к явно выраженным своеобразным отклонениям
в личностном развитии (например, надолго
фиксируются формы инфантильного, «остаточного»
поведения, складывается «орально-пассивный»
или «анально-удерживающий» тип личности).
Особенное значение для складывания структуры
личности, для возникновения суперэго
имеет характер отношений с родителями
в трех–шестилетнем возрасте. Доминирующий
психосексуальный конфликт этой стадии
«Эдипов комплекс» (у девочек – «комплекс
Электры») состоит в переживании чувства
любви, неосознанного желания обладать
родителем противоположного пола и устранить
родителя своего пола. К преодолению комплекса,
к складыванию более зрелой структуры
личности приводит, по мнению Фрейда, идентификация
с родителем собственного пола, заимствование
его норм и ценностей, увеличение сходства
в поступках и интонациях.
Именно
первые три стадии развития личности
имеют ключевое значение. Общение
с родителями в ранние годы, их влияние
на способы решения типичных возрастных
противоречий, конфликты и неудачи
адаптации сказываются
Американский
психолог Э. Эриксон рассматривал становление
личности человека на протяжении всей
его жизни от рождения до смерти. Исходя
первоначально из психоаналитических
посылок, он пришел к заключению о более
рациональной адаптации человека к социальному
окружению, о необходимости для каждого
индивида решать, скорее, не психосексуальные,
а психосоциальные конфликты, преодолевать
жизненные трудности. При этом в ранние
годы человек испытывает существенное
влияние со стороны семьи, а позже – со
стороны более широкого социального окружения:
соседей, одноклассников, школы и других
социальных институтов, культурных и исторических
условий. Важно отметить, что в зрелом
возрасте выполнение родительской функции
(в узком смысле – по отношению к собственным
детям и в широком – заботы о младших поколениях
общества, об их будущем) составляет одно
из главнейших направлений личностного
развития. Продуктивность, генеративность
взрослого человека, понимаемая как помощь
детям в их становлении, противостоят
инертности, застою, личностной деградации
в зрелости. Достижения потомков, детей,
внуков, учеников вносят важный вклад
в чувство личностной самореализации
человека в старости. Ключевые понятия
программы воспитания с психоаналитической
точки зрения: привязанность, безопасность,
установление близких взаимоотношений
детей и взрослых, создание условий для
налаживания взаимодействия ребенка и
родителей в первые часы после рождения.
В работах педагога-психоаналитика Д. В. Винникота главное внимание отводится профилактической работе с родителями, выработке у них правильных базисных установок. Речь не идет о какой-то строгой системе, скорее, напротив, – это советы родителям, обескураженным книжной мудростью и многочисленностью новейших педагогических рекомендаций. Родителям предлагается больше доверять «интуитивной мудрости», быть естественными, но последовательными и предсказуемыми. Важно не игнорировать находки других родителей в сходной ситуации, делиться с кем-то своими переживаниями, что позволит взглянуть на них более реалистично, как на то, с чем встречаются многие. Винникот обсуждает такие препятствия во взаимоотношениях с детьми, как периодическое раздражение на ребенка и последующее чувство вины из-за этого. Он убежден, что это нормальное явление, из-за которого не стоит корить себя; просто «достаточно хорошие родители», искренние люди важнее механического совершенства. Автор останавливается на трансформации взаимоотношений с ребенком по мере его взросления. По его мнению, развивающееся родительство предполагает прохождение этапов от полной потери личностной независимости родителя (матери) при появлении маленького ребенка до ее восстановления в борьбе с притязаниями подростка. В результате рядом с личностью родителя формируется независимая полноценная личность ребенка. В качестве конкретных методов психолог обращает внимание на соотношение воспитания в базисе «да» (нахождение возможностей разрешения ситуаций) и в базисе «нет» (введение понятия «нельзя»), между которыми должен быть найден оптимальный баланс. Отец не должен подменять мать, у него своя роль и в воспитании мальчика, и в воспитании девочки. Принципиальными автор считает следующие вопросы:
• безопасность ребенка (внешняя со стороны мира и внутренняя, личностная);
• ревность к братьям и сестрам;
• моменты переходов ребенка из одной ситуации развития в другую (из семьи в детский сад, в школу);
• инфантильные привычки, которые предлагается рассматривать как подпорки в сложных ситуациях и не искоренять их, а выяснять причины задержки развития;
• подростковые
провокации (кражи, поведенческие нарушения)
как проверка надежности родительского
контроля и надзора, который еще
востребован.
«Бихевиористская» модель семейного воспитания
Корни данного направления уходят в бихевиористскую психологию (Дж. Уотсон, Б.Ф.Скиннер). Основной упор в модели делается на технику поведения и дисциплину ребенка.
Экспериментальное изучение появления новых форм поведения у «живого кусочка мяса, способного давать небольшое число простых реакций», позволило Дж. Уотсону и другим бихевиористам прийти к выводу о том, что психика человека имеет минимум врожденных компонентов. Ее развитие зависит в основном от социального окружения и условий жизни, т.е. от стимулов, поставляемых средой. Среда рассматривалась как непосредственное окружение ребенка, обстановка, складывающаяся из конкретных жизненных ситуаций, которые в свою очередь состоят из наборов различных стимулов и могут быть разложены на цепочки раздражителей. Внешние, средовые воздействия определяют содержание поведения ребенка, характер его развития. Отсюда главное – особая организация окружения ребенка. Уотсон подчеркивает необходимость научного подхода к воспитанию: «Человечество несомненно значительно улучшилось бы, если бы могло приостановить лет на двадцать рождение детей (кроме детей, воспитываемых с экспериментальными целями) и посвятить эти годы интенсивному изучению законов развития детей, а затем на основе приобретенных знаний начать новое воспитание, более научное и более совершенными методами».
А. Бандура
– необихевиорист, представитель
социально-когнитивного направления
в изучении личности, отвечая на
вопрос о механизмах социализации,
особую роль отводил научению посредством
наблюдения, подражания, имитации, идентификации
и путем моделирования. Для него
родительское поведение – преимущественно
модель для извлечения некоторых общих
черт, правил поведения, образец для подражания
ребенка в попытках выстроить собственное
поведение. Подкрепление необходимо для
сохранения поведения, возникшего на основе
подражания.
Методы и приемы воспитательного воздействия
1. Метод
модификации, переучивания. Искусство
и наука при данном подходе
заключаются в том, чтобы