5.Семья
как развивающая
среда для ребенка
с ограниченными
возможностями.
В психолого-педагогической
литературе при описании проблем
«ребенка–инвалида», «дефективного
ребенка» все чаще используются понятия
«особый ребенок», «ребенок с ограниченными
возможностями», «ребенок с особыми
нуждами». Это свидетельствует о
том, что больного ребенка воспринимают
как человека, которому с самого
раннего детства пришлось столкнуться
с труднейшими проблемами и который
нуждается в особой поддержке
и помощи. Именно семья должна стать
развивающей средой для такого ребенка.
Здоровый психологический климат служит
гарантией его гармоничного развития
и позволяет полнее раскрыть потенциальные
возможности. Во многом это зависит
от принятия родителями информации о
заболевании ребенка, выбора стиля
и тактики его воспитания, адекватного
восприятия заболевания на всех этапах
развития ребенка и сохранения уважительных
отношений между всеми членами
семьи. Экстравертированные матери, как
правило, винят в случившемся себя. Они
впадают в отчаяние и проявляют депрессивные
реакции. Настроение их преисполнено печалью,
а в сознании доминирует мысль о случившемся
горе. С течением времени матери становятся
более замкнутыми, теряют интерес к окружающим
людям, прежние привязанности. В эмоциональной
сфере отмечается обидчивость, раздражительность,
несдержанность аффектов, слабодушие
и слезливость при разговорах о детях.
Интровертированные матери, напротив,
склонны обвинять медицинский персонал
в недосмотре, некачественной работе и
т.д. Они неадекватно воспринимают болезнь
ребенка, считая, что она вполне излечима,
– так проявляется механизм психологической
защиты от травмирующих переживаний. В
большинстве случаев из-за различных физических,
эмоциональных и социальных нагрузок,
обусловленных нарушениями развития у
детей, матери страдают и переживают гораздо
сильнее и острее, чем отцы. У некоторых
из них возникают суицидальные мысли.
Обвинения родителями себя и других в
случившемся, агрессивные проявления
и периоды упадка жизненных сил перемежаются
повседневными заботами о ребенке. Никакое
описание заболевания ребенка не дает
полного представления о тех переживаниях
и трудностях, с которыми сталкиваются
родители, воспитывая своего малыша и
обеспечивая его необходимым лечением.
Зачастую семья оказывается своеобразной
замкнутой микросредой со специфической
деформированной системой отношений между
родственниками. Часто семья оказывается
не в состоянии принять сложившуюся ситуацию.
Родители испытывают страх за будущее
своего ребенка. Перспектива собственного
будущего (планы родителей по поводу учебы,
работы, друзей) связывается с возможными
изменениями состояния здоровья ребенка.
Сплоченность всех членов семьи, уважительное
отношение друг к другу, наличие общих
целей и единой системы ценностей, желание
максимально проявить и реализовать собственные
возможности, помочь в этом своим близким
– все это позволяет прогнозировать наиболее
оптимальный и эффективный путь построения
активной жизненной позиции больного
ребенка. Гармоничное развитие ребенка
во многом зависит от стиля воспитания,
которого придерживаются родители. В семьях
с детьми, страдающими детским церебральным
параличом, преобладающим типом воспитания
является гиперопека. Вся ее жизнь вращается
вокруг ребенка, можно сказать, он объединяет
семью. Госпитализация или поступление
в специальное образовательное учреждение
(детский сад, интернат) являются мощнейшим
стрессорным фактором для ребенка, симбиотически
привязанного к матери. Эмоциональные
переживания разлуки вызывают негативное
поведение, отражаются на всем ходе психического
развития ребенка. По мере взросления
сына или дочери гиперопека (гиперпротекция)
усиливается. Родители стараются удовлетворять
все запросы ребенка и не наказывать его.
Кроме того, увеличивается их страх за
ребенка. Родители продолжают видеть в
нем малыша, даже когда он повзрослел,
и пришло время пересмотреть детско-родительские
отношения, расширить сферу самостоятельности.
Они оказывают давление на подростка и
в мировоззренческом плане. Таким образом,
кроме «симбиотического единства» при
анализе детско-родительских отношений
можно выделить и «эмоциональную изоляцию»,
которая проявляется в виде явного или
скрытого отвержения больного ребенка
в семье. Он постоянно ощущает себя помехой
для родителей. В случае скрытого эмоционального
отвержения родители понимают свое негативное
отношение к ребенку и пытаются компенсировать
его подчеркнутой заботой. В семьях, где
кроме ребенка с ограниченными возможностями
есть и другие, обычные дети, у родителей
возникают особые трудности. Им приходится
использовать различающиеся методы воспитания
и поведения по отношению к здоровым и
больным детям. Из опыта известно, что
отношение обычного ребенка к своему брату
или сестре, имеющему какие-либо нарушения,
в огромной степени зависит от установки
родителей. Если их поведение разумно
и ясно, то именно в здоровых детях они
найдут старательных помощников. А неосознанные
и неразрешенные конфликты по поводу больного
ребенка могут подействовать на других
детей негативно. Чаще всего к больному
брату или сестре дети относятся не агрессивно,
а скорее отстраненно. Иногда их поведение
регрессирует, у них бывают эмоциональные
срывы, складываются невротические состояния.
Если ребенок с ограниченными возможностями
единственный в семье, то и в этом случае
возникают сложности. Необходимо отметить,
что родители очень тяжело переживают
наличие физического или интеллектуального
дефекта у ребенка. По мере взросления
малыша расширяются представления матери
о последствиях заболевания. Родители
испытывают беспокойство и неуверенность
в том, что могут оказать необходимую помощь
своему ребенку. Более того, многие из
них переживают моменты безысходности
и ощущения неэффективности всех тех педагогических
и медицинских мероприятий, на которые
уходит много сил, времени и средств. Сложность
ситуации усугубляется тем, что «эффект
в развитии», достижения ребенка подготавливаются
длительно, постепенно, скрытно от внешнего
наблюдения, и это ослабляет уверенность
в том, что путь выбран правильно. Развитие
и воспитание больного ребенка требуют
большей информированности родителей
о заболевании, причинах болезни, последствиях
и потенциальных возможностях как самого
ребенка, так и родителей. Семье необходима
социальная и психологическая помощь,
которая должна осуществляться одновременно
в нескольких направлениях. Родители должны
расставить приоритеты в стратегии воспитания
ребенка: либо погрузиться в борьбу с заболеванием,
чтобы лишь потом, когда-нибудь, в будущем
сын или дочь могли войти в общество, либо
помогать ребенку уже сегодня жить в нем,
развивать чувство собственного достоинства,
мужество. Необходимо научить родителей
воспринимать собственного ребенка с
ограниченными возможностями как человека
со скрытыми возможностями. Специалисты
должны помочь родителям составить адекватное
представление о потенциальных возможностях
больного ребенка, раскрыть его перспективы,
построить научно обоснованную систему
занятий.
Заключение
Проблема поколений
относится к числу вечных, и
проблема эта не биологическая (на таком
уровне она существует и у животных)
и даже не демографическая, а социокультурная
или культурно-историческая. В этом
смысле сам термин «поколение» неопределен.
Он передает, прежде всего, сопричастность
людей к тем или иным общественным событиям
(процессам), существенно влияющим на жизнь
общества, и связанную с этим общность
целей, социально-психологических установок,
ценностных ориентаций, характеризующих
специфику их менталитета. Речь идет об
изменениях способов и типов преемственности,
культурно-исторический смысл которых
высвечивается отношением к традиции.
В условиях резких социальных переломов,
разумеется четче обнаруживается конфликт
поколений, поскольку возрастные особенности
сказываются на способности адаптироваться
к изменениям, так что социокультурные
характеристики как бы переплетаются
с демографическими. Но это не означает
их отождествление.
Такое отождествление
чревато нигилизмом, то есть подменой
изменения типов и способов преемственности,
уничтожением традиции, а значит и
разрушением культуры (пример тому
- возникновение "контркультуры"
на базе молодежных движений 60-70-х годов),
потому что культура может развиваться
опираясь только на традиции.
Поколение - категория
временная. Смена поколений - это
тот поток, который идет в истории,
обеспечивая передачу социальной информации,
культуры, накопленного опыта от одного
поколения к другому. Но конкретный
характер взаимосвязи зависит от
исторических условий. Поэтому исторический
подход к проблеме чрезвычайно важен.
Каждое общество, каждая эпоха вырабатывает
определенный тип взаимосвязи поколений
и определенные механизмы передачи культуры
во времени.
В традиционных
обществах место каждого человека
было определено с момента рождения,
проблема личности там не стоит как
самостоятельная, способы взаимосвязи
поколений, передачи опыта определены
и неизменяемы. Иная картина в
современном динамичном обществе, которое
постоянно ставит перед каждым новом
поколением проблемы и задачи самоутверждения,
выбора путей своего развития. В
таком обществе опыт предыдущих поколений
не может полностью отвечать задачам
настоящего и будущего. Не остаются
неизменными и сами механизмы
трансляции опыта, соответственно формируется
"образ" каждого поколения.
Поскольку поколение
- категория временная, неизбежна
проблема, связанная с отношением
каждого поколения к прошлому,
настоящему и будущему. Для России
это проблема особой остроты. Отказ
от идеологии прошлого привел к распаду
"связи времен", чувства сопричастности
к истории своей страны, своей
родины.
Анализ ценностных
аспектов взаимосвязей и взаимоотношений
поколений тоже очень важен, так
как изменилась система ценностей.
Меняются и механизмы "социального
наследования", и способы самоутверждения
новых поколений. Сейчас молодежь обрела
большую самостоятельность, в том
числе и в выборе того, что она
воспринимает из прошлого, и, вместе с
тем, усилилось в детерминации ее
поведения влияние материальных
соображений и экономических
факторов. Ломается прежний, преимущественный
традиционалистский механизм социального
наследования, а новый механизм,
способный ограждать молодежь от
антиобщественных влияний, настроений,
поступков, еще не сформировался.
Таким образом,
сфера взаимоотношений поколений
в современном государственном
обществе является сложной для анализа
и здесь необходим комплексный
подход: она должна рассматриваться
с философской, психологической, культурологической
и конкретно-социологической точек
зрения. Основной круг современных проблем
взаимоотношений поколений в нашем обществе
задается российской историей и переходным
состоянием самого общества. Перемены
в России, полностью отвергающие опыт
предыдущих поколений, ведут к конфликту
и разрыву между поколениями. В настоящее
время идет процесс освоения идеи индивидуальности
как важнейшего социального достояния.
Этот процесс идет в двух направлениях:
с одной стороны экономическая предприимчивость,
с другой - сфера частной жизни, персональных
связей и отношений. Молодежь при этом
имеет некоторые стартовые преимущества
- пластичность, свободу от стереотипов,
реальный запас дружественных форм общения.
Наибольшие же социальные, культурные,
эмоциональные дефициты испытывают на
себе старшие. Существуют различия в ценностных
ориентациях и предпочтениях молодых
и пожилых, которые проявляются в предпочтениях
частной и государственной сферы производства
и потребления. Разделению поколений способствует
тот факт, что молодое поколение использовало
предоставленные шансы на восходящую
мобильность, а старшее поколение скатилось
по статусной лестнице вниз.
Итак, реформы, произошедшие
в России, не внесли в жизнь пожилых
людей каких-либо улучшений.
Дистанцированность
поколений повлияла на изменение отношения
молодежи к пожилым людям. Так как молодое
поколение не имеет ясного представления
о жизни пожилых, оно склонно драматизировать
их социальное положение. Так рождаются
стереотипы, когда вероятностный характер
сведений о реальности трансформируется
в категорическое суждение детерминистического
характера. Пожилых людей воспринимают
как больных, бедных, одиноких, не имеющих
социальной значимости, не способных воспринимать
новое.
В.Д. Альперович
делает вывод о том, что ненависть
к старикам никогда не была характерной
чертой массового сознания в России.
Однако дестабилизация социальной ситуации
в нашей стране, фрустрированность
сознания людей, живущих в режиме выживания,
влияют на то, как молодежь воспринимает
пожилых людей.
В современной
российском обществе, хотя и в меньшей
степени, чем в западных странах, вступивших
в эпоху модернизации, формируется отношение
к пожилым людям, как ненужным обществу.
Наш европейский менталитет смягчает
это утилитарное отношение к пожилым людям
как отработавшим свой ресурс и место
которым - на свалке. Правда, и на Западе
культура полезности людей с ограниченными
возможностями, к каким относится и большинство
стариков, эволюционирует в сторону культуры
достоинства.
Для эффективного
взаимодействия поколений необходимо
сделать попытку изменить негативные
представления о старости и о
пожилых людях в лучшую сторону.
Одним из способов изменения стереотипов
является повышение уровня осведомленности
о геронтологических проблемах
других возрастных групп, в частности
молодежи. Частые контакты между поколениями
также стимулируют положительное
отношение к старости и старым
людям, и чем раньше дети начинают
взаимодействовать с пожилыми людьми,
тем лучше отношения между
ними.
Современные социальные
проблемы обременительны не только для
молодых и пожилых, но и для
среднего поколения, часто ответственного
за заботу и поддержку других возрастных
групп. Очевидно, что недостаток межпоколенных
контактов воздействует на все возрастные
группы.
В сегодняшней
ситуации всеобщего разобщения и
непримиримости возобновление межпоколенных
контактов могло бы стать стабилизирующим
фактором в современном обществе.
Библиография
- Авдеева Н.,
Ашмарин И., Степанов Г. Человеческий потенциал
//Человек №1,1997. С29-34.
- Актуальные
проблемы социальной геронтологии. Самара,1997.
- Альперович
В.Д. Социальная геронтология. Серия “
Учебники и учебные пособия”. Ростов н/Д:
Феникс,1997.576 с.
- Альперович
В.Д. Старость. Социально философский анализ.Ростов
н/Д: изд-во СКНЦ ВШ, 1998.
- Александрова
Т. Годы и заботы. М.: издательство политической
литературы.1990.
- Ариес Ф. Возрасты
жизни // Философия и методология истории.
М.:Прогресс,1977.
- Афанасьева
А.Н. Исторический процесс и смена поколений.
-В кн.: Преемственность поколений как
социальная проблема. М. 1973. С.20-24.
- Белова Е.А.
Институт социальной работы. Саратов.1997.
- Беликова
М.Г. Клуб пожилых людей: опыт работы отделения
дневного пребывания Октябрьского ЦСОН
г.Саратова //Международный Год Пожилых
Людей: социальные исключения по полу
и возрасту/ Материалы межрегиональной
конференции. Саратов: “Параход”, 2000.
С.59.
- Бернштам
А. Молодежь в обрядовой жизни русской
общины Х!Х- начала ХХ века.: Половозрастной
аспект традиционной кул-ры /АН СССР, Ин-т
этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Л.:
Наука. Ленингр. отд-ие, 1988.
- Бобахо В.А.,
Левикова С.И. Современные тенденции молодежной
культуры: конфликт или преемственность//
Общественные науки и современность. 1996.№3
С.61-69.
- Борзикова
Л., Семенов А. Аттитюды и их связь с поведением
// Социальная психология за рубежом. М.:1974.
- Бреев Б.Д.
К вопросу о постарении населения // Социс
№2, 1998.
- Васильев
В.А. Общность интересов-основа общественного
согласия // Социально-гуманитарные знания.
1999.№1. С.48-61.
- Виктор К.
Старость в современном обществе: руководство
по социальной геронтологии //современные
исслед-я: Реферативный сборник. М.:РАН
ИНИ по общ-м наукам, 1994.С.51.
- Волков А..Г.,
Почему изменилась российская семья.//
Семья в России.№1-2, 1999.С.40-53.
- Гаман. О.
Преемственность поколений.// Человек.№
5,1996.
- Геронтология
социальная// Росс-я энц-я соц. раб. М.: Ин-т
соц. работы, 1997.
- Глинка Т.В.
Дом или место жительства? М.1989.
- Гордин В.Э.
Чем старость обеспечим.,М.,1998.
- Громыко
М.М. Традиционные нормы поведения и формы
общения русских крестьян Х1Х века. М.:
Наука,1986. С.276.
- Дубин Б.
Старшие и младшие: Три поколения на переходе
(По материалам вопросов Всерос. центра
изуч. общ. мнение ВЦИОМ) //Дружба народов.1994.
№2.С.159-170.
- Егоров В.К.
История есть смена поколений. М.: Молодая
гвардия,1986.С.255.
- Егорова
Е.А. Эволюция процесса постарения России
// Проблемы социального и демографического
развития. М.1995.
- Елютина
М.Э. Социальная геронтология в структуре
профессиональной подготовки социальных
работников // Российский журнал социальной
работы №2/4,1996.С.86-95.
- Елютина
М.Э. Старость в пространстве культурно-исторического
бытия//Актуальные проблемы социальной
геронтологии: Материалы междисциплинарной
научной конференции /Под ред.М.Э. Елютиной.-Саратов:
Сарат. гос. техн. ун-т, 1998. С.3-15.
- Елютина
М.Э. Социокультурный колорит старости//
Социокультурные проблемы нетипичности
/ Под ред. Е.С. Смирновой. Саратов: Сарат.
гос. ун-т,1997.С.58-63.
- Елютина
М.Э. Социогеронтологические теории //
Российский журнал социальной работы.
1997.№2/6.С.9-15.
- Елютина
М.Э. Геронтологическое направление в
структуре человеческого бытия. Саратов:
Сарат. гос. тех. ун-т, 1999.
- Елютина
М.Э. Мир старости как форма социокультурного
текста. Автореферат. Саратов: Сарат. гос.
тех. ун-т.1999.
- Елизаров
В.В. Демографическая ситуация и проблемы
семейной политики // Социс №2, 1998.
- Ерасов Б.С.
Социальная культурология. Часть 1.М.: АО
“ Аспект Пресс”,1994. 384с.
- Жизненное
пространство человека и общества. Саратов:СГУ.1996.
- Жукова С.А.
Культура межпоколенных взаимоотношений
// Культура, власть, идентичность: новые
подходы в социальных науках. Под ред.
Е.Р. Ярской-Смирновой.. Саратов: Издательско-комерческое
предприятие “Волжский сад”, 1999.С.313-317.
- Жукова С.А.
Технология межпоколенных коммуникаций
// Международный Год Пожилых Людей : социальные
исключения по полу и возрасту / Материалы
межрегиональной конференции. Саратов:
“Параход”,2000. С.48-51.
- К международному
году пожилых людей //Работник соц. службы.1998.№1.
- Колосов
А.В., Альтшулер Е.А. Наука о долголетии.М.:
Искусство,1984.
- Коринфский
А.А. Народная Русь: Круглый стол сказаний,
поверий, обычаев и пословиц русского
народа. М.: Моск. Рабочий, 1994.560с.
- Кон И.С. Социология
личности. М., 1967.
- Корнеев
П.В. О понятии жизненного опыта// Философские
науки. 1980.№1.
- Краснова.
О. В. Бабушки в семье. // Социс.2000.№ 11.С.108-116.
- Молевич
Е.Ф. К анализу сущности и формы социальной
старости.//Социс.2001.№4.С.61-64.
- Мид. М. Культура
и мир детства.М.: “Наука”, 1988. С.429.
- О. Грегер.
Жить не старея. М.:Физ-ра и спорт.1991.
- Патрушев
В.Д. Пенсионер: его труд, быт и отдых //Социс.1998.№10.
С.108.
- Популярная
медицинская энц-я.М.: “Советская энц-я”.1992.
- Преемственность
поколений: круглый стол //Человек. 1996.№
5. Российская социологическая энциклопедия.
Под ред. Г.В. Осипова. М.: Изд-во “Норма-инфо”,
1998.
- Саралиева
З.М. Балабанов С.С. Пожилой человек в центральной
России //Социс.1999.№12.
- Симонова
Н.Н. Пожилые в семье: взаимоотношения
между поколениями.//Социально-экономические
проблемы нетрудоспособных. М., 1991.С79-87.
- Сонин М.Я.,
Дыскин А..А.. Пожилой человек в семье и
обществе// Социальная защита. 1996.№ 2.
- Солник С.
Истоки и следствия нового конфликта “
отцов и детей” //Социс.1992.№6. С54-63. Соловьева
Л. Пожилые люди и общество // Полис.1991.№6.С.144-148.
- Спасибенко
С.Г. Поколения как субъекты общественной
жизни// Социально-политический журнал.
1995.№4. С.101-122; №5. С.101-121.
- Старшее
поколение в России: Современная ситуация.//Россия
и современный мир. 2000.№2(27). С.3 6-38.
- Старость:
популярный справочник под редакцией
Яцинина-М.:Большая Российская Энциклопедия.1996.
- Торнстон
Л. Геронтол-я в динамич-м общ-ве //Соц-я
гер-я: современные исследования: Реферативный
сборник. М.: РАН ИНИ по общ-м наукам,1994.
С.68.
- Толстых
А.В. Возрасты жизни.М.1988.
- Условия
жизни и пожилой человек/ Под. ред. Д.Ф.
Чеботарева. М.: Медицина, 1978.С.312.
- Чеботарев
Д.Ф. Слово о старости. М. 1992. 1996. №2.С.123.
- Шапиро В.Д.
Социальная активность пожилых людей
в СССР. М.: Наука,1983.
- Фиглин Л.
Трудовой потенциал: проблема старения.//
Человеческие ресурсы.2000.№3. С29-31.
- Франкл В.
Человек в поисках смысла. М.,1990.
- Фролькис
В.В. Старение и биологические возможности
организма. М.:1975.
- Элизабет
Паркер Барш. Семь возрастов женщины. Москва.
“ННН”1994.
Список
литературы