Адекватность
позиции взрослого основывается на реальной
точной оценке особенностей своего ребенка,
на умении увидеть, понять и уважать его
индивидуальность. Родитель не должен
концентрироваться только на том, чего
он хочет в принципе добиться от своего
ребенка; знание и учет его возможностей
и склонностей – важнейшее условие успешности
развития.
Гибкость родительской позиции рассматривается
как готовность и способность изменения
стиля общения, способов воздействия на
ребенка по мере его взросления и в связи
с различными изменениями условий жизни
семьи. «Закостенелая», инфантилизирующая
позиция ведет к барьерам общения, вспышкам
непослушания, бунта и протеста в ответ
на любые требования.
Прогностичность
позиции выражается в ее ориентации на
«зону ближайшего развития» ребенка и
на задачи завтрашнего дня; это опережающая
инициатива взрослого, направленная на
изменение общего подхода к ребенку с
учетом перспектив его развития.
Более точно охарактеризовать родительское
отношение и соответствующее поведение
позволяет учет сочетания крайних вариантов
проявления этих факторов (критериев).
Выделяются четыре типа воспитания (Г.
Крайг, 2000).
- Авторитетный (теплые отношения, высокий
уровень контроля).
- Авторитарный (холодные отношения, высокий
уровень контроля).
- Либеральный (теплые отношения, низкий
уровень контроля).
- Индифферентный (холодные отношения,
низкий уровень контроля).
Типы негармоничного
семейного воспитания: потворствующая
гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция,
повышенная моральная ответственность,
эмоциональное отвержение ребенка,
жестокое обращение, гипопротекция. Современные
родители должны обладать важнейшей способностью
к рефлексии на индивидуальные и возрастные
особенности ребенка, готовностью к сознательному
поиску наиболее эффективного стиля его
индивидуального воспитания. Именно в
наше время так много возможностей обучаться
и продвинуться в выработке собственного
неповторимого стиля, культуры семейного
воспитания.
3.
Возрастная динамика
детско-родительских
отношений.
Становление родительского
поведения, приспособление к роли родителя
– одно из главных направлений
личностного развития взрослого
человека. Главными характеристиками
оптимальной родительской позиции
считаются адекватность, гибкость и
прогностичность. Важно, чтобы духовное
развитие ребенка гармонировало с жизненным
созреванием его родителей и других воспитателей,
чтобы эти процессы были ритмичными и
слаженными», – отмечает чешский психолог
З.Матейчек, глубоко исследовавший проблему
психического здоровья детей. Родительская
любовь, даже материнская, не является
врожденной, инстинктивной. Родительские
чувства начинают складываться задолго
до рождения ребенка.
Главным психологическим новообразованием
благополучно протекающей беременности
можно считать возникновение у будущей
матери интрацептивного сенсорного опыта
взаимодействия с плодом, чувства «мой
ребенок», развитие позитивного образа
ребенка. Нежеланные дети, живущие в семье
(их матери хотели прервать беременность,
но им не разрешили), при неоднократных
обследованиях характеризуются наличием
множества мелких признаков плохой адаптации
к школе, большими претензиями к ним со
стороны родителей. Замечено, что позиция
отца в своем формировании по времени
несколько отстает по сравнению с материнской.
Наибольшее значение для ее складывания
имеет отношение к жене – любовь, уважение,
нежность, разделенность чувств. Соучастие
будущего отца традиционно связывается
с созданием для женщины ощущения счастья,
радости, безопасности, надежности. Однако
все больше современных отцов проявляют
желание более активно участвовать в эмоциональном
«вынашивании» ребенка, присутствовать
при его рождении, видеть его в первые
минуты после появления на свет, что, по
признанию ученых и врачей, способствует
укреплению семьи. Позиции других членов
семьи и близких родственников – старших
братьев и сестер, бабушек и дедушек –
также небезразличны для создания благоприятной
ситуации развития малыша.
Новорожденность. Некоторые психологи
придают особое значение бондингу – раннему
естественному контакту с ребенком сразу
после рождения. Взаимное пристальное
«разглядывание», телесный контакт, поглаживание,
прикасание способствуют появлению у
всех членов семьи особого теплого отношения
к ребенку, которое отличается устойчивостью
и оказывает развивающий эффект в долговременном
плане. Недоношенные дети нуждаются в
специальных условиях выхаживания, что
приводит к длительной послеродовой разлуке
матери и ребенка. Поведение недоношенных
детей в первые месяцы характеризуется
так называемым синдромом «дефицитарности
ключевых сигналов»: дети избегают зрительного
и эмоционального контакта; напрягаются
и отстраняются при взятии на руки; они
начинают улыбаться в более поздние сроки,
причем улыбки обычно стертые, невыраженные;
инициатива в контакте с взрослым отсутствует,
а ответная реакция очень слаба; в первом
полугодии жизни наблюдается доминирование
отрицательных эмоций, быстрая истощаемость
и высокая утомляемость ребенка при взаимодействии
с взрослым, запаздывание в появлении
и бедность вокализаций (О.Р.Ворошина).
В норме в ответ на опережающую инициативу
близких ребенок уже в конце первого –
начале второго месяца жизни начинает
реагировать зрительным сосредоточением
на лице и глазах взрослого и так называемой
«социальной улыбкой». Эмоциональное
оживление, двигательное устремление
к взрослому, вокализации, смех – все эти
признаки детского поведения дают родителям
и другим близким ощущение разделенности
чувств, симпатии, укрепляют взаимную
привязанность.
Младенчество. Непосредственно-эмоциональное
общение с взрослым (прежде всего с матерью)
составляет основу психического развития
в младенчестве. Обмениваясь выражениями
внимания, радости, интереса и удовольствия
от взаимодействия, ребенок и родитель
находятся в ситуации неразрывного эмоционального
единства. При неблагоприятных условиях
в семье, когда взрослые заняты экономическими,
материальным вопросами или собственными
конфликтами, или в условиях, когда ребенок
оказывается психологически «не принятым»
матерью по какой-либо причине, например
из-за несоответствия его пола ожидаемому,
у ребенка возможны нарушения поведения,
отставание в развитии как проявления
«синдрома госпитализма». Возникают своеобразные
искажения контакта с взрослым. При знакомстве
такой ребенок слишком боязлив, длительно
адаптируется, присматривается или, наоборот,
мгновенно, некритично, даже навязчиво
вступает во взаимодействие с незнакомым
человеком. В дальнейшем наблюдаются разнообразные
эмоциональные и волевые нарушения, трудности
установления избирательных контактов,
любви и близости с людьми. Родитель с
пониманием относится к возникновению
тенденций самостоятельного действования,
к раздроблению эмоционального единства,
к психологическому отделению ребенка
от взрослого.
Ранний возраст. Родитель поддерживает
и одобряет новые способности самостоятельного
передвижения ребенка – ходьбы, бега,
лазания и спуска по лестнице. На втором-третьем
году жизни возникают новые виды деятельности
ребенка – игровая, продуктивная. Родитель
может помочь зарождению игры – подобрать
игрушки и подходящие предметы, показать
игровые (замещающие, символические) действия,
проявить живой интерес, соучастие, посоветовать,
как усложнить, разнообразить игру. Второй-третий
годы жизни – сенситивный период для речевого
развития. Необходимо поощрять активность,
самостоятельность ребенка как субъекта
общения и познания, его тенденцию к волевой
форме поведения («Я сам»).
Дошкольный возраст. Дошкольный возраст
– сенситивный период развития образного
познания окружающего мира: восприятия,
наглядно-образного мышления, воображения.
Дети любопытны, задают множество вопросов
о жизни животных, о причинах природных
явлений, о внутреннем устройстве предметов.
Это попытки осмыслить законы физического
и социального мира, это первая исходная
форма теоретического мышления ребенка.
Развитие любознательности, познавательных
интересов, воображения, образного мышления
лежит в русле основных возрастных тенденций
и достижений. Складывание первой обобщенной
картины мира невозможно вне особых типов
общения с взрослым – внеситуативно-познавательного
и внеситуативно-личностного. Взрослый
сохраняет свое центральное положение
в мире ребенка, который стремится подражать
ему и одновременно испытывает потребность
в уважительном и серьезном к себе отношении.
Родитель выступает как эрудит, источник
познания, партнер по обсуждению причин
и связей в мире природы и техники; как
целостная личность, обладающая знаниями,
умениями, нравственными нормами.
Младший школьный возраст. Задача родителей
– способствовать восприятию ребенком
будущего поступления в школу как желанного
и значимого события, свидетельства взросления;
способствовать созданию реального образа
школы и правильного отношения к учебной
деятельности – отношения взятой на себя
ответственности. Оказывая помощь ребенку
в решении одной из основных задач младшей
школы – формировании «умения учиться»,
надо обратить его внимание на выделение
учебной задачи (что именно необходимо
освоить), использование подходящих учебных
действий (способов, методов понимания
и заучивания), навыков планирования, самоконтроля
и самооценки. Но при этом не предъявлять
завышенных требований, не ждать стремительных
результатов.
Подростковый возраст. Этот возрастной
период детей требует особого внимания
родителей к тем переменам, которые происходят
с растущим ребенком, особой гибкости
их педагогической тактики, огромного
терпения, взвешенности, умения видеть
позитивное и истинное в вызывающем поведении
подростка. Родитель должен учитывать
сложность подросткового периода и для
самого подростка, характерные для этапа
гормональной перестройки организма неустойчивость
настроения, физического состояния и самочувствия,
ранимость, неадекватность реакций. Родители
должны помнить о таких существенных аспектах
развития в переходный период, как:
•
неравномерность физического и
физиологического развития подростков
и возможность болезненных переживаний
из-за задержки или чересчур стремительного
изменения пропорций тела;
•
повышенная чувствительность подростка
в отношении изменений собственной
внешности, физического облика, которая
требует корректности и осторожности
в высказываниях по этому поводу;
•
ярко выраженная потребность подростка
быть «значимым» в глазах сверстников,
утвердиться среди них;
•
частое возникновение отклонений самооценки
и уровня притязаний в сторону
чрезмерного занижения или завышения;
•
склонность к немотивированному
риску, к неадекватному реагированию
(вплоть до попыток суицида) по, казалось
бы, незначительным поводам, неумение
предвидеть последствия своих поступков;
•
повышенная вероятность обострения
или возникновения патологических
реакций, психических заболеваний (именно
в этот период наиболее часто манифестирует,
например, шизофрения) (А.Е.Личко, 1990).
Юношеский
возраст. Молодость
детей. Социальная ситуация «порога
взрослой жизни» требует от молодого человека
решения важнейших, в прямом смысле судьбоносных
вопросов профессионального и социального
самоопределения. Этот период называют
иногда временем «вырывания корней», некоторого
дистанцирования молодежи от родителей,
вынужденных с пониманием относиться
к растущей эмоциональной независимости
детей. Однако многочисленные исследования
показывают, что и подростки, и юноши по-прежнему
остро нуждаются в контакте со взрослым,
более опытным человеком. Для родителей
наступает подготовка к новому периоду
жизни, связанному с отрывом взрослеющего
ребенка от семьи, с его вступлением в
реальную взрослость (вспомним стадию
«опустевшего гнезда»). Необходимо заранее
готовить себя к новой ситуации, когда
супружеские отношения подвергаются определенной
проверке, возникает шанс обновления или
опасность разочарования. Общность интересов
супругов, активное участие в профессиональной,
общественной и культурной жизни не позволят
жизни семьи стать скучной, бесцветной,
когда дети выросли. Взрослость детей
не всегда сопровождается уходом из родительского
дома. Часто, напротив, семья увеличивается
за счет новых членов, пришедших в нее
через брачные связи. Взрослые дети, давно
ставшие родителями сами, глубоко в душе
несут надежду на то, что в любых жизненных
ситуациях они всегда получат утешение
и помощь под родительским кровом. Однако
лишь родители, не превратившиеся в рабов
и слуг своих детей, а состоявшиеся, реализовавшие
себя как личности, живущие собственной
полнокровной жизнью, смогут долгие годы
быть нравственной опорой своих детей,
незаменимыми и душевно близкими людьми.
4.Прародители
(бабушки и дедушки)
в системе семейных
отношений.
Исторический
аспект взаимоотношений старшего и
младшего поколений в обществе. В
так называемых традиционных обществах
образ человека старшего поколения
был тесно связан с категорией
жизненного опыта, его постепенного
накопления и передачи молодым. Обычаи,
традиции, преемственность, наследие –
все эти механизмы общественного
бытия предполагают уважение к предкам
и высокий авторитет старших.
Однако характер отношений между
поколениями не остается неизменным.
Представитель старшего поколения – «законченный
образец жизни, как она есть», прожитое
им – схема будущего для его детей. Взаимоотношения
возрастных слоев четко регламентированы,
каждый знает свое место. Темпы развития
современного общества стремительны.
Авторитет старших уже не может служить
главной опорой для молодых. События, необратимо
изменившие отношение человека к миру
природы и к человеку (компьютеризация,
атомная энергетика, глобальная информатизация,
открытия в области генетики вплоть до
клонирования живых существ, космические
исследования и оружие массового уничтожения),
привели к разрыву преемственности жизни,
к конфликту между поколениями. Общество
поставлено перед необходимостью выработать
новые нормы отношений между людьми разных
поколений. Признание авторитета и мудрости
старших, уважение к их опыту должно дополняться
осознанием ценности инноваций. В целом
к прародителям испытывают более интенсивные
чувства, чем к родителям: «к прародителям
относятся с благоговением или ужасом,
тогда как родители вызывают восхищение
или страх». Воздействие бабушек и дедушек
на младших членов семьи, их вклад в воспитательный
потенциал семьи трудно оценить однозначно.
Сложные и противоречивые отношения связывают
подчас родителей и их взрослых детей
и внуков. Оптимальная готовность бабушек
и дедушек состоит в осознании своей собственной
особой роли. Прародители понимают ценность
внуков, появление которых означает новый
этап их жизненного пути, повышает общественный
престиж, удлиняет жизненную перспективу,
создает новые источники удовлетворенности
жизнью. Наряду с оказанием некоторой
помощи – бытовой, материальной, бабушки
и дедушки выступают в роли связующего
звена между прошлым и настоящим семьи,
передают традиции и проверенные ценности,
окружают внуков поистине безусловной
любовью. Незрелость, неготовность прародителей
выражается в ром, что они вообще отказываются
от новой позиции, защищаются против нее
(«ребенок ваш», «нам тоже никто не помогал»)
либо, напротив, «с восторгом и усердием»
захватывают, узурпируют родительскую
роль, лишая ее молодых родителей. А. С.
Спиваковская приводит примеры двух типов
бабушек, не нашедших удачного сочетания
ролей: «бабушка-жертва» и «бабушка-соперница».
«Бабушка-жертва»
воспринимает роль бабушки как центральную
для себя, взваливает на свои плечи груз
хозяйственно-бытовых и воспитательных
забот, отказавшись от профессиональной
деятельности, ощутимо ограничив дружеские
контакты и досуг. Сделав заботы о семье,
детях и внуках смыслом своего существования,
пожертвовав другими сторонами личной
жизни, эта женщина Периодически испытывает
противоречивые чувства, включающие недовольство
близкими, обиду за недостаточную благодарность
с их стороны, тоску и раздражение. Характерная
позиция внуков такой бабушки – любовь
к ней и вместе с тем зависимость, привычка
к опеке и контролю, трудности самоконтроля
и общения с другими детьми.
«Бабушка-соперница»,
на первый взгляд, более рационально совмещает
свои разноплановые обязанности, продолжает
работать, посвящая внукам выходные и
отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства
состоит в соперничестве с дочерью или
невесткой в том, чтобы быть лучшей, более
успешной «матерью» внуку. В этом случае
идет поиск ошибок и промахов родителей
ребенка, а все успехи в воспитании приписываются
ею себе, хотя иногда и возникает чувство
вины и раскаяния за непримиримость по
отношению к собственным взрослым детям.
Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений
взрослых членов семьи и либо винят себя
за это, остро ощущая свою неполноценность,
либо прагматически используют противоречия
позиций взрослых. Выделяют три основных
типа бабушек: «формальная», или «обычная»;
«активная», или «увлеченная»; «далекая»,
или «отстраненная», «символическая».
«Обычные
бабушки» принимают участие в уходе
за внуками и в их воспитании, однако под
воспитанием они скорее подразумевают
помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление
обедов, кормление, гуляние, купание и
т.д.) и/или материальное обеспечение семьи.
Согласно проведенному опросу, каждая
вторая бабушка относится к типу «обычной».
В качестве наказаний «в случаях плохого
поведения», непослушания предпочитают
не общаться с ними или поругать.
«Активные»,
«увлеченные бабушки» имеют высокую степень
вовлеченности в досуг и проблемы своих
внуков. Они заботятся о внуках, балуют
их, помогают делать уроки, играют с ними,
ходят в театры и на выставки, что требует
больше усилий, моральных и физических.
Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают
у внуков проявления доброты, сочувствия,
помощи; чувствительны к моментам, когда
внукам требуется поддержка, ободрение.
В качестве наказания за «вранье, лень,
грубость» ругают, запрещают смотреть
телевизор или ходить в гости, могут дать
подзатыльник или не общаться, т. е. они
проявляют большую активность в наказаниях
по сравнению с бабушками предыдущего
типа и считают, что имеют на это право.
«Далекие»,
«отстраненные бабушки» затрачивают
на внуков гораздо меньше времени. Внуки
таких бабушек с рождения воспитывались
или только родителями, или с помощью старшего
поколения «с другой стороны», т. е. бабушки
«отстраненного» типа не имели и продолжают
не иметь каких-либо обязанностей по отношению
к внуку. В высказываниях отстраненных
бабушек очень часто встречаются противоречия.
Такая бабушка, например, считает, что
ее главная роль в семье – воспитание
внуков, но под воспитанием она подразумевает
только чтение и прогулки на свежем воздухе;
или, утверждая, что у нее есть обязанности
по отношению к внуку, видится с ним один-два
раза в году, когда телефонные разговоры,
воспоминания – единственный вид совместной
деятельности.
Первый – «молодая
бабушка» – начинается для женщины
в возрасте 47–51 года. Как правило, она
продолжает активно трудиться, однако
берет на себя долговременные обязанности
по уходу и/или помощи в уходе за внуком
по мере сил и возможностей; становится
«обычной» бабушкой, реже «активной» или
«далекой». В основном занимается обслуживанием
семьи и внуков, т. е. «кормлением», «прогулками»
и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую
направленность, помогает материально.
Молодая бабушка редко проживает одиноко,
в основном с мужем или вместе с детьми
и внуками.
Второй – «старая
бабушка» – наступает после того, как
внук достигает 10–11 лет, бабушке обычно
58–62 года. Если она имеет нескольких внуков,
то часто остается в группе «молодых»
до тех пор, пока младшему не исполнится
10 –11 лет. Появляется новый вид общения
с внуками, более равноправный. Если «молодую»
бабушку больше волнует здоровье внука,
то у «старой» появляются тревоги и опасения
в отношении его образования, выбора будущей
профессии, друзей, любимых, будущего в
целом. На этой стадии уже не имеет особого
значения, от кого внуки – от дочери или
сына. Она больше, чем молодая бабушка,
заинтересована в сохранении семейных
традиций, ценностей и в этом видит свою
основную роль в семье.
Третий – «пожилая
женщина», «старая женщина» – начинается
после достижения внуками 18-летнего возраста,
когда у взрослых детей и выросших внуков
появляются обязанности по отношению
к старшим членам семьи, которые сами теперь
нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением
здоровья. На этой стадии происходит «переворот»
ролей – меняется баланс независимости
и автономии членов семьи. Таким образом,
этапы прародительства зависят от возраста
внуков, социального статуса пожилых женщин
и состояния их здоровья. Основной вывод
исследования заключается в том, что вклад
старшего поколения в семейную жизнь и
спектр ролей зависят не только от возраста,
образования, условий проживания пожилого
человека и видов родственных связей,
но также от социальных и личностных норм
его жизни, от общественных потребностей
и ожиданий. Анализ подходов к рассмотрению
проблемы взаимоотношений разных поколений
в семье показывает, что она скорее поставлена,
сформулирована, чем исследована и решена.
Связь между поколениями, преемственность
опыта имеют важнейшее значение, хотя
и не всегда осознаются самими членами
семьи, детьми и внуками.