Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:30, реферат
Современная семья и ее проблемы служат объектом исследования ряда наук – психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. Специалисты изучают динамику эмоциональных отношений в браке, причины одиночества в семье и ее распада, особенности семейного воспитания. В наше время включенность в семью перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменился характер восприятия семейных отношений.
2. Метод
моделирования предполагает
3. Метод
поэтапных изменений основан
на том, что явные изменения
в поведении достигаются в
результате шагов, каждый из
которых является таким
4. Метод
десенсибилизации разработан
В основе этого метода бихевиорального тренинга лежат два принципа: а) сочетание вызывающих тревогу стимулов с переживанием релаксации и удовольствия, которые и должны постепенно вытеснить чувство страха; б) систематическое движение от наименее волнующих ситуаций к наиболее стрессогенным, вызывающим максимальную тревогу. Методика десенсибилизации с большим успехом применялась при коррекции таких состояний, как фобия животных, страх воды, школьная фобия и страх еды. Описано лечение мальчика, который очень боялся собак. Вначале ему предъявляли маленьких пушистых животных, таких как морские свинки, которые почти не вызывали у него тревожных состояний, а затем постепенно, после того как мальчик привыкал к подобной стимуляции, ситуация усложнялась до тех пор, пока он смог без страха встречать и гладить больших и игривых собак.
5. Методика
«выключенного времени», или тайм-аут,
используется в качестве
6. Техника
«гиперкоррекции» направлена
«Гуманистическая» модель семейного воспитания
Один из наиболее известных подходов к пониманию воспитания в семье разработан А. Адлером, автором индивидуальной теории личности, которая иногда рассматривается как предшественник гуманистической психологии.
По А.Адлеру, человек – существо социальное, развитие личности рассматривается в первую очередь через призму социальных отношений. В теории личности, разработанной А.Адлером, подчеркивается, что у каждого человека есть врожденное чувство общности, или социальный интерес (т.е. естественное стремление к сотрудничеству), а также стремление к совершенству, в котором реализуется уникальность личности и творческие свойства человеческого «я». Фундамент личности, или стиль жизни, закладывается и прочно закрепляется в детстве, основан на усилиях, направляемых на преодоление чувства неполноценности, на компенсацию и выработку превосходства. Семейная атмосфера, установки, ценности, взаимоуважение членов семьи и здоровая любовь (прежде всего матери) способствуют развитию у ребенка широкого социального интереса. А. Адлер рассматривает воспитание не только с точки зрения пользы для отдельной семьи и ребенка, но и как деятельность родителей, ощутимо влияющую на состояние общества в целом. Основными понятиями семейного воспитания, по Адлеру, являются: равенство, но не тождественность между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности; сотрудничество; естественные результаты.
В США и в других странах популярна модель семейного воспитания Т. Гордона, получившая название «Тренинг эффективности родителей» (ТЭР). Основу взглядов Т. Гордона на семейное воспитание составляет феноменологическая теория личности К.Роджерса, который верил в изначальную способность человека к добру и совершенству. К. Роджерс утверждал, что человеку свойственны потребность позитивного отношения, которая удовлетворяется, когда ребенок испытывает одобрение и любовь со стороны окружающих, и потребность самоуважения, которая развивается по мере удовлетворения первой потребности. Условием здорового развития ребенка является отсутствие противоречия между Я идеальным (представление о том, как тебя любят) и Я реальным (действительным уровнем любви). Важнейшими понятиями модели семейного воспитания Роджерс считал проявление искренних, истинных чувств (и позитивных, и негативных) всеми членами семьи; безусловное принятие своих чувств и чувств близких; преданность своему внутреннему Я.
Модели
родительско-детских отношений
В последние
годы за рубежом и в нашей стране
усилился интерес к так называемой
народной психологии развития (Folk developmental
psychology). Народная психология развития
изучает взгляды, представления, убеждения
и установки родителей, механизм
их влияния на детское развитие.
Особое внимание уделяется нетрадиционным
системам воспитания, представленным
неформальными объединениями
В их основе
лежат философские и
Движение
«Сознательное родительство»
Педагогика
Б.П.Никитина развивает идеи, к которым
сам автор и его жена, Лена Алексеевна,
пришли еще в 60-е гг. XX в. Испытывая
неудовлетворенность
Лаборатория «Нравственная психология и педагогика» А. Ц. Гармаева возникла в 80-е гг. XX в. Цель ее деятельности – возрождение семейных традиций, укрепление нравственных принципов человеческого общежития. Приоритет принадлежит духовным ценностям, семейным, а не общественным проблемам. Главные достоинства человека – следование долгу и умение помочь тому, кто нуждается в поддержке. Воспитать душу ребенка, по мнению автора концепции, можно лишь через «проживание», через личный пример родителей в повседневной жизни семьи. Самовоспитание родителей, их духовный рост – залог успеха в воспитании ребенка. Своеобразен понятийный аппарат направления: благо, уклад, укладная и неукладная семья, сокровенный человек, проживание. Иерархия семейных отношений, уважение к старшим, дисциплина, послушание и любовь – основные составляющие «укладной» семьи, а эгоизм родителей – следствие проблем, возникающих в семье. Автор предлагает системы занятий, упражнений, направленных на осознание родительского эгоизма и способы его преодоления. Он также большое значение придает беременности и родам, но акцент делается на духовный рост и самосовершенствование матери, ее смирение, кротость, спокойствие. Роды рассматриваются как проявление щедрости или эгоизма матери, готовности или неготовности терпеть, переносить боль, думать прежде всего о ребенке.
Православная
семья строится на христианских принципах.
Брак, супружество – это прежде всего
мученический подвиг каждого из членов
союза. Тяготы мужа и жены увеличиваются
при появлении детей. Однако таинство
брака обещает торжество добра. Мужу и
жене уготованы разные роли в семье, это
две половинки одного целого со своими
достоинствами. Глава семьи – муж, отец,
он осознает свою ответственность за семью
перед Богом. Вторая роль отводится жене.
Ценность женщины – в ее сердечности,
чуткости, гибкости ума, покорности. Цель
семьи – рождение и воспитание детей;
никакие успехи родителей в профессиональной
деятельности не искупят грехов в воспитании
собственных детей. Совершенное дитя только
от совершенного брака.
2.
Родительское отношение
к ребенку: понятие,
типы, влияние на психическое
развитие.
Понятие родительское
отношение имеет наиболее общий
характер и указывает на взаимную
связь и взаимозависимость
Характер и
степень влияния на ребенка определяет
множество отдельных факторов и
прежде всего личность самого родителя
как субъекта взаимодействия:
- его пол (тот же, что и у ребенка, или противоположный);
- возраст (юная, несовершеннолетняя мать,
пожилой родитель, родитель позднего ребенка);
- темперамент и особенности характера
родителя (активный, нетерпеливый, вспыльчивый,
властный, снисходительный, небрежный,
сдержанный и др.);
- религиозность;
- национально-культурная принадлежность
(европейская, английская, немецкая, японская,
американская и другие модели воспитания);
- социальное положение;
- профессиональная принадлежность;
- уровень общей и педагогической культуры.
Учитывая взаимозависимость отношений
в семье, их описывают через те роли, которые
выполняет ребенок. По мнению А.С. Спиваковской,
роль ребенка можно четко выделить в дисгармоничной
семье, где относятся друг к другу шаблонно,
стереотипно, годами сохраняя застывшие,
уже не соответствующие реалиям отношения.
Роль – это набор шаблонов поведения по
отношению к ребенку в семье, сочетание
чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных
ребенку взрослыми.
Наиболее типичны четыре роли: «козел
отпущения», «любимчик», «примиритель»,
«беби». «Козел отпущения» – это объект
для проявления взаимного недовольства
супругов-родителей. «Любимчик» заполняет
эмоциональный вакуум в супружеских отношениях,
забота и любовь к нему чрезмерно преувеличены.
Напротив, при сильной близости супругов
друг к другу ребенок раз и навсегда остается
в семье только ребенком, «беби» с очень
ограниченными правами. «Примиритель»
вынужден играть роль взрослого, регулировать
и устранять супружеские конфликты, и
таким образом занимает важнейшее место
в структуре семьи.
Выделяются и другие роли: «ребенок-обуза»;
«ребенок-раб», «ребенок-любовник» (одинокая,
как правило, мать настаивает на «отношениях
для двоих», закрепощает ребенка в узах
своей любви); «ребенок как оружие» в борьбе
с супругом; ребенок – «заместитель мужа»
(от него требуют постоянного внимания,
заботы, чтобы он был рядом и делился своей
личной жизнью) (В.Н. Дружинин).
Выделяют также три спектра отношений,
составляющих любовь родителей к своему
ребенку: симпатия – антипатия, уважение
– пренебрежение, близость – дальность
(А.С. Спиваковская). Сочетание этих аспектов
отношений позволяет описать некоторые
типы родительской любви.
Действенная любовь (симпатия, уважение,
близость). Формула родительского семейного
воспитания такова: «Хочу, чтобы мой ребенок
был счастлив, и буду помогать ему в этом».
Отстраненная любовь (симпатия, уважение,
но большая дистанция с ребенком). «Смотрите,
какой у меня прекрасный ребенок, жаль,
что у меня не так много времени для общения
с ним».
Действенная жалость (симпатия, близость,
но отсутствие уважения). «Мой ребенок
не такой, как все. Хотя мой ребенок недостаточно
умен и физически развит, но все равно
это мой ребенок и я его люблю».
Любовь по типу снисходительного
отстранения (симпатия, неуважение,
большая межличностная дистанция). «Нельзя
винить моего ребенка в том, что он недостаточно
умен и физически развит».
Отвержение (антипатия, неуважение,
большая межличностная дистанция). «Этот
ребенок вызывает у меня неприятные чувства
и нежелание иметь с ним дело».
Презрение (антипатия, неуважение,
малая межличностная дистанция). «Я мучаюсь,
беспредельно страдаю оттого, что мой
ребенок так неразвит, неумен, упрям, труслив,
неприятен другим людям».
Преследование (антипатия, неуважение,
близость). «Мой ребенок негодяй, и я докажу
ему это!»
Отказ (антипатия, большая межличностная
дистанция). «Я не хочу иметь дела с этим
негодяем».
Оптимальная родительская позиция должна
отвечать трем главным требованиям: адекватности,
гибкости и прогностичности.