Автор: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
Цель иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Объект исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
1.1.Сущность понятия психолого-педагогическая компетенция родителей..........................................................................................................
1.2.Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей……………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………
7. Соколова Е. И. Если ребенку от 3 до 7 лет. Советы родителям / Е. И. Соколова, Т. И. Тарибарина. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 160 с.
8. Доценко Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях : методики, тесты, опросники / Е. В. Доценко. – Волгоград:
Учитель, 2008. – 297 с.
9. Буре Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. – М. :
Просвещение, 2000. - 167с.
10. Прохорова О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие / под общей ред. В. С. Торохтий / О. Г. Прохорова. - М. ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
11. Борисова Н. П. Детский сад и родители. Поиск активных форм взаимодействия / Н. П. Борисова, С. Ю. Занкевич // Детский сад. Управление. – 2007. – № 2. – 5 с.
12. Гуров В. Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. – М. : Педагогическое общество России, 2003. – 160 с.
13. Дивицына Н. Ф. Семьеведение: учебное пособие (краткий курс лекций для вузов) / Н. Ф. Дивицына. – Издательство ВЛАДОС- ПРЕСС, 2006. - 325с.
14. Целуйко В. М. Психология современной семьи: книга для педагогов и родителей / В. М. Целуйко. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 287 с. : ил.
15. Зритнева Е. И. Семьеведение: учебное пособие для студентов вузов /
Е. И. Зритнева, Н. П. Клушина. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 246 с.
16. Доронова Т. И. Дошкольное учреждение и семья ¾ единое пространство развития: методическое руководство для работников ДОУ / Т. И. Доронова, А. Е. Жичкина, С. И. Мусиенко, Е. В. Соловьева. – М. : Ликна – пресс, 2001. – 224 с.
17. Нефедова Л. Г. Взаимодействие ДОУ и семьи как основа гуманизации педагогического процесса // Первое сентября Сайт Фестиваля, 2004-2005
18. Морчукова О. А. Программа сотрудничества специалистов ДОУ с семьей: Клуб "Молодая семья" // Первое сентября Сайт Фестиваля, 2004-2005
19. Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие / Е. Г. Силяева. – М. : Академия, 2005 - 192 с.
20. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю. Е. Алешина. М. : Независимая фирма класс, 2000 – 208 с.
21. Роджерс К. Р. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы: монография / перевод О. П. Кондрашовой, Р. Р. Кучкаревой / К. Р. Роджерс. – М. : Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
22. Овчарова Р. В. Психология родительства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р. В. Овчарова. – М. : Издательский центр «Академия», 2005 – 362 с.
23. Богославец Л. Г. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход / Л. Г. Богославец, О. И. Давыдова, А.А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 144 с.
24. Кротова Л. В. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 9. – 108 с.
25. Как научить родителей активно и заинтересованно заботиться о своих детях // Детский сад. Управление. – 2007. – № 7. – 2 c.
26. Е. С.
Евдокимова Педагогическая поддержка
семьи в воспитании дошкольника. – М.:
ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Приложение
Приложение
1.
Опросник родительского отношения А. Я. Варги, В. В. Столина
Уважаемые
родители!
Приглашаем
вас принять участие в
Прочитайте
приведенные ниже высказывания. Если
вы согласны с какими-либо из них, обведите
их в кружочек. В этом тесте нет
правильных или непрвильных ответов,
существует только ваше мнение относительно
воспитания своего ребенка, которое
поможет персоналу лучше понять
психологические особенности
Я всегда сочувствую своему ребенку
2. Я считаю своим долгом знать всё, что думает мой ребенок.
3. Я уважаю своего ребенка.
4. Мне
кажется, что поведение моего
ребенка значительно
5. Нужно
подолье держать ребеенка в
стороне от реальных жизненных
проблем, если они его
6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто неприятен мне.
9. Я всегда стараюсь помочь своему ребеенку.
10. Бывают
случаи, когда издевательское
11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не заслуживают.
15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16. Мой
ребенок ведет себя плохо
17. Всё дурное мой ребенок впитывает в себя как губка.
18. Моего
ребенка при всем старании
трудно научить хорошим
19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20. Я
люблю, когда друзья моего
21. Я
принимаю участие в своем
22. К моему ребенку «липнет» всё дурное.
23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне хотелось бы.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27. Я с удовольствием провожу с ребенком всё свое свободное время.
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29. Я
часто ловлю себя на
30. Я
мечтаю о том, чтобы мой
31. Родители
должны приспосабливаться к
32. Я
стараюсь выполнять все
33. При
принятии семейных решений
34.Я
очень интересуюсь жизнью
35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39. Основные
причины капризов моего
40. Невозможно
нормально отдохнуть, если
41. Самое
главное – чтобы у ребенка
было спокойное и беззаботное
детство, все остальное
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я
разделяю увлечения своего
44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45. Я
понимаю огорчения своего
46. Мой ребенок часто раздражает меня.
47. Воспитание
ребенка – сплошная
48. Строгая
дисциплина в детстве
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое воспитание дети потом благодарят.
51. Иногда
мне кажется, что ненавижу
52. В
моем ребенке больше
53. Я
разделяю интересы своего
54. Мой
ребенок не в состоянии что-
55. Мой
ребенок вырастет
56. Мой ребенок мне нравится таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здровья своего ребенка.
58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я
невысокого мнения о
61. Желательно, чтобы ребенок дружил с теми, кто нравится его родителям.
При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается согласие рспондента с высказыванием.
Ключи
к опроснику
Шкала «Принятие - отвержение»
Утверждения, относящиеся к этой шкале: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 55, 56.
Как принятие
оцениваются положительные
Как отвержение: 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 24, 26, 29, 39, 40, 42, 44, 46, 47, 49, 52, 55.
Шкала
отражает интегральное эмоциональное
отношение к ребенку. На полюсе принятия
родителю нравится ребенок таким какой
он есть, родитель уважает индивидуальность
ребенка, симпатизирует ему, стремится
проводить много времени вместе с ребенком,
одобряет его интересы и планы. Другой
полюс (отвержение): родитель воспринимает
своего ребенка плохим, неприспособленным,
неудачливым. Ему кажется, что ребенок
не добьется успеха в жизни из-за каких-то
способностей, дурных наклонностей, небольшого
ума. По большей части, родитель испытывает
к ребенку злость, досаду, раздражение,
обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает
его.
Шкала «Кооперация»
Утверждения, относящиеся к этой шкале: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.
«Кооперация»
- социально желательный образ
родительского отношения. Содержательно
эта шкала раскрывается так: родитель
заинтересован в делах и планах
ребенка, старается во всем помогать
ребенку, сочувствует ему. Родитель
высоко оценивает интеллектуальные
и творческие способности ребенка,
испытывает чувство гордости за него.
Он поощряет инициативу и самостоятельность
ребенка, старается быть с ним
на равных. Родитель доверяет ребенку,
старается встать на его точку
зрения в спорных вопросах.
Шкала «Симбиоз»