Автор: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
Цель иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Объект исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
1.1.Сущность понятия психолого-педагогическая компетенция родителей..........................................................................................................
1.2.Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей……………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………
Анализ результатов полученной информации позволил выделить 4 типа семей с различным уровнем воспитательного потенциала и составить диаграмму по социальному благополучию семей воспитанников МАДОУ. Это дало мне возможность более эффективно и результативно проводить работу с родителями каждого типа по становлению и формированию их педагогической культуры, повышению эмоционально-нравственных взаимоотношений в семье, а, значит, повышению воспитательного потенциала.
Семьи, в которых отмечается позитивный, стабильный уклад семейной жизни, где в целях воспитания учитываются семейные традиции, весьма низкий уровень конфликтности, эмоционально-нравственные взаимоотношения родителей и детей; семьи, в которых воспитание осуществляется целенаправленно, а также, исходя из интересов ребенка, учитываются цели и задачи образовательной работы современного детского сада, относятся к I типу — благополучные семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей.
Работа с такими родителями заключается в дальнейшем совершенствовании умений и знаний в вопросах воспитания.
Родители уверены, что их образовательный уровень играет решающую роль в семейном воспитании. Поэтому семинары и консультации, связанные с просвещением, с участием специалистов разного профиля, они воспринимают как средство повышения их педагогических знаний и легко идут на контакт.
Опыт таких семей мы изучаем, пропагандируем. С этой целью были организованы встречи за круглым столом — «Трудные дети и трудные взрослые», «Родители и дети: властвовать или сотрудничать», вечера вопросов и ответов — «Турнир знатоков и этикета», «Правильно ли мы общаемся с детьми», тренинги. В ходе совместных встреч родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные.
Однако семьи данного типа нуждаются в социальной поддержке в ситуациях ненормативного стресса, при возникновении опасных, но естественных ситуаций, таких как несчастный случай, серьезное заболевание, несчастье, вызванными внешними факторами. В случае возникновения проблем им достаточно разовой однократной помощи в рамках краткосрочных моделей работы.
Ко II типу относятся семьи со средним уровнем психолого-педагогической культуры для подготовки детей к жизни в социуме. Родители осознают цели воспитания, но для их достижения не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Уклад семьи, как правило, противоречивый. Нравственная и трудовая атмосфера семьи являются позитивными, имеют место семейные традиции. Но вследствие занятости, перегрузок, неуравновешенности характеров, недостаточно высокой степени образования родителей возникают конфликты, ссоры, что отрицательно влияет на семейный микроклимат. Большинство родителей готовы взаимодействовать с педагогами дошкольного учреждения для того, чтобы скорректировать воспитание детей.
В работе с родителями, обладающие средней степенью результативности воспитательной деятельности, акцент делаю на расширение и углубление у них недостающих знаний и умений.
Отдельные проблемы выносятся на обсуждение круглого стола с привлечением опытных родителей. В ходе бесед обсуждаются вопросы на воспроизведение каких-либо фактов и явлений, сравнение и анализ конкретных форм поведения детей. Провожу практикумы по решению педагогических задач, где для решения предлагаются примерные проблемные ситуации, побуждающие родителей к поиску наиболее подходящих форм поведения.
Очень важно помочь родителям установить более стабильные взаимоотношения в семье. Эту задачу могут решить индивидуальные беседы, групповые консультации.
Знакомлю родителей с возрастными особенностями детей. Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Семьи III типа характеризуются отсутствием условий по тем или иным причинам для целенаправленного воспитания детей. Нет организации жизни членов семьи. Даже при наличии благоприятных исходных супружеских взаимоотношений в таких семьях постепенно формируются конфликты с детским садом, супругов друг с другом по поводу воспитания. У родителей нет достаточных знаний по педагогике и психологии. В семьях III типа отсутствуют добрые семейные традиции, нередко царит дух авторитаризма. Авторитаризм взрослых выражается в стремлении утвердить свою власть над ребенком, не считаясь с их интересами, потребностями, личностными и индивидуальными особенностями.
Таким родителям показываю на примерах необходимость единства взглядов, равного участия отца и матери в воспитании. Эта работа проводится в форме беседы или консультации с обоими родителями и каждым индивидуально — «Значение семейных отношений в воспитании. Необходимость равного участия отца и матери в воспитании ребенка», «Жестокое обращение с детьми. Что это такое?», «Роль матери (отца) в воспитании ребенка».
В ходе консультирования помогаю осознать причины семейного неблагополучия, характер воспитательных ошибок, корректирую взаимоотношения родителей и детей. Тематика консультирования подсказывается жизненными ситуациями, зависит от результативности воспитательной деятельности родителей. Одну семью необходимо побудить отказаться от суровых наказаний, строгого мелочного контроля за поведением ребенка. Других родителей, напротив, предстоит убедить в пагубности бесконтрольности и вседозволенности в воспитании.
Родителей, относящихся к III типу семей, стараюсь вовлекать в обсуждение проблем воспитания детей, советую им, как руководить процессом воспитания в семье, задаю детям на дом практические задания, сообщая родителям об этих знаниях.
Взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствуют приобретению опыта партнерских отношений, предоставляет родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке, их взгляд на воспитательную проблему расширяется. Они могут даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
После проведенного тренинга «Родителям нельзя быть пугалом», многие родители начали понимать, что нельзя сея в душе ребенка негативных эмоций (злость, гнев, отчуждение), получать взамен его улыбку и любовь.
Педагогически слабые семьи, с низким уровнем воспитательных возможностей, где уклад семейной жизни неустойчивый, неблагоприятный, уровень психолого-педагогической культуры низкий — семьи IV типа, или проблемные семьи. Эта группа родителей очень неоднородна. В семейном укладе чаще всего встречаются такие негативные явления, как пьянство, разлады, жестокость, грубость, насилие и др. отношения между членами семьи неурегулированные, имеют место нарушения правил поведения в быту, высокий уровень конфликтности. Для родителей характерно безответственное отношение к своим детям. Они не занимаются организацией жизни детей, их игр, занятий, не чувствуют ответственности за воспитание детей.
На начальном этапе работа носит в основном индивидуальный характер в форме доверительной беседы, где отцов и матерей убеждаю в необходимости изменения уклада жизни, других — в важности приобретения психолого-педагогических знаний и умений для воспитания детей, стараюсь пробудить интерес к вопросам воспитания. Такие семьи, прежде всего, нуждаются в психолого-педагогической коррекции стиля семейного воспитания и характера взаимоотношений родителей с детьми.
С этой целью совместно с психологом был проведен цикл занятий по психологии общения, а также работа практического характера «Как вести себя с ребенком», помогающая осваивать приемы воспитательного воздействия.
Для оказания помощи в проведении консультаций привлекаю опытных родителей.
Наряду с перечисленными выше формами работы с родителями по каждому типу, мы, совместно с воспитателями детского сада, практикуем и коллективные формы работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей. В них принимают участие родители всех типов семей:
родительские собрания — «Защита прав и достоинств маленького ребенка», «Заповеди семейного воспитания»; лекции «Как подготовить ребенка к школе», «О вас и для вас, родители»; родительские конференции «Семья сегодня»; семинары-практикумы — «Особенности общения родителей и детей»; родительские гостиные — «Что мешает нашим детям быть воспитанными»; «Искусство быть родителем»; устный журнал для родителей «Золотые искорки любви»; наглядная информация в виде стендов, уголков; выставка новой литературы с краткой аннотацией.
В нашем детском саду также проводятся мероприятия, в которых, кроме родителей, принимают участие дети и педагоги. Ценность таких форм работы заключается в том, что они оказывают непосредственное влияние на содержание досуга семьи, помогают родителям глубже понять образовательную работу педагогов дошкольного учреждения с детьми, перенять некоторые методы и приемы этой работы, увидеть собственного ребенка в иной, чем домашняя, среде, системе взаимоотношений. Это:
Спортивные мероприятия — «День здоровья», «Папа, мама, я — спортивная семья»; совместные праздники — «Новый год — семейный праздник», «Масленица», «День матери», «Моя дружная семья», «Папы — Защитники Отечества»; спектакли — «Волк и семеро козлят», «Приключение Буратино»; дни открытых дверей; концерты, развлечения, чаепития.
Активность, творчество и заинтересованность проявляют родители воспитанников при выполнении заданий для участия в конкурсе семейных проектов, организации совместного с детьми труда:
изготовление
герба семьи или
Использование
данных форм и методов работы с
родителями воспитанников позволяет
повысить у них интерес к воспитанию
своих детей, дает возможность родителям
приобщиться к делам детского
сада. Родители стремятся понимать
ребенка, анализировать свои достижения
и ошибки в вопросах воспитания.
Приобретают опыт сотрудничества, как
со своим ребенком, так и со специалистами
дошкольного учреждения.
Заключение
В результате работы над исследованием по теме: «Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей» можно сделать следующие выводы.
Формирование психолого-педагогической компетенции родителей является важным шагом воспитания и обучения дошкольника.
Чаще
всего это происходит в результате
недостаточности
С целью
повышения компетенции
Большое внимание так же уделяется индивидуальным формам работы с родителями с целью обмена мнениями по проблемным вопросам. Использование наглядно-информационных методов позволяют оказывать практическую помощь семье. Данные формы работы активизируют деятельность родителей в вопросе повышения компетенции.
Таким
образом, гипотеза о том, если использовать
на практике наиболее эффективные формы
и методы взаимодействия ДОУ и семьи по
формированию психолого-педагогической
компетенции родителей, то процесс формирования
психолого-педагогической компетенции
родителей будет более эффективным, подтвердилось.
Следовательно, цель курсовой работы в
ходе решения поставленных задач достигнута,
гипотеза доказана.
Список литературы
1. Агавелян М. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
2. Зверева О. Л. Общение педагога с родителями в ДОУ : Методический аспект / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
3. Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей : Методические рекомендации / Р. П. Дешеулина, А. В. Козлова. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 112 с.
4. Осипова Л. Е. Работа детского сада с семьей / Л. Е. Осипова. – М. : Издательство Скрипторий 2003, 2008. – 72 с.
5. Ивлева В. В. Семейная психология / В. В. Ивлева. – М. : Издательство Современная школа, 2006. – 352 с.
6. Ермолова М. В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста / М. В. Ермолова. - М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.