Взаимодейтвие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей

Автор: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Объект исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
1.1.Сущность понятия психолого-педагогическая компетенция родителей..........................................................................................................
1.2.Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей……………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

взаимодействие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.docx

— 115.28 Кб (Скачать)
align="justify">- Сексуально-эротическая  функция семьи — заключается  в выполнении сексуально-эротических  воспитаний семьи. Исследователи проблем брака и семьи отмечают, что именно семейно-сексуальные дисгармонии нередко являются причиной несогласия в семье, источником напряженности в супружеских отношениях.

- Репродуктивная  функция ¾ функция деторождения или биологического воспроизводства населения. Исследователи выделяют три типа репродуктивности семьи: многодетный, среднедетный, малодетный. [14, 14]

- Нормально  функционирующаяся семья — та семья, которая ответственно дифференцированно выполняет все функции, вследствие чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого ее члена.

- Дисфункциональная семьи — семья, в которой выполнение функции оказывается нарушенным, в силу супружеской, родительской, материально-бытовой и других сфер деятельности не достигается цели общества в целом.

     Структура семьи — состав членов, а также совокупность их взаимоотношений.

     Этот анализ позволяет понять, как семья реализует свои функции: кто выполняет руководство и кто является исполнителем, как распределены права и обязанности.

     Иерархия характеризует отношение доминантности в семье. Она может быть низкой, умеренной и высокой. Доминантность мужчин связана с проявлением полового деморфизма, который участвует в регуляции супружеских отношений. Структура семьи может быть различной, в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности. В современной семье имеет место двоевластие, когда супруги являются лидерами по очереди или в разных сферах деятельности. Отличительные особенности российской семьи, которые могут выступать как причины ее дисфункций:

  1. Сохраняется патриархальная семья, состоящая из нескольких поколений.
  2. Границы между подсистемами прародителей, родителей и детей плохо структурированы диффузны, поэтому нередко власть принадлежит бабушкам и дедушкам.
  3. Во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины, что ведет к задержке развития у детей, их психологической неустроенности и большой чувствительности к состоянию матери, затруднениям полоролевой идентификации, формированию неадекватных стереотипов и установок по отношению к семейной жизни.
  4. Несколько поколений семьи находятся в длительной зависимости друг от друга, не только с духовной, но и с материально- бытовой стороны.

         Нарушение структуры семьи затрудняет выполнение его функций, что ведет к расстройствам, осложнениям. [10, 27]

         Структура семейных ролей предписывает членам семьи что? как? когда? и в какой последовательности они должны делать, вступая друг с другом в отношения. В понятие «роль» включаются также желание, цели, убеждения, чувства,  социальные установки, ценности и действия.

         Члены семьи выполняют разные роли: супруга(и), матери, отца, сына, дочери, бабушки, дедушки, внука, свекра, тещи, невестки, старшего брата(сестры), младшего брата(сестренки).

         Семейные подсистемы — это локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье избирательно выполнять ее функции и обеспечивать ее жизнедеятельность.

         Выделение подсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи. А эти связи характеризуют структуру семьи с позиции ее границ. Границы регулируют отношения между подсистемами, а вместе с тем и внутри них.

         Термин граница используется в описании взаимоотношения между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи.

         Внешние границы — это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены ведут себя по-разному друг с другом и внешним окружением. Например, руководитель организации может в грубой форме отчитать своего подчиненного и через минуту позвонить домой и ласково разговаривать с женой и маленькой дочкой.

         Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.

         В рамках самой семьи встречаются три типа границ: четкие, ригидные и диффузные.

         Четкие границы между семейными подсистемами позволяют членам семьи поддерживать и опекать друг друга.

         Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже общества. Члены семьи автономны, однако с ними трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования.

         Диффузные границы своеобразно  противостоят ригидным чертам. В  семье с диффузными границами  каждый член постоянно заботится  о каждом и постепенно пытается  предлагать и оказывать помощь.

         Семья в трудной жизненной ситуации, которые бывают следствием неблагоприятного воздействия, социальных процессов, в результате различных стрессоров.

         К первой группе относятся следующие факторы:

    - глобальные (войны, терроризм, экологические  катастрофы, природные бедствия);

    - макросоциальные  — национальные и этнические  противоречия, экономические кризисы,  культурные противостояния, отрыв от родной среды;

    - микросоциальные — конфликтные отношения с соседями, образовательными и производственными учреждениями, армией и правовыми институтами;

         Ко второй группе относятся:

    - трудности,  вызванные необходимостью параллельного решения сразу многих проблем на одной стадии жизненного цикла;

    - трудности,  связанные с неблагоприятными  вариантами жизненного цикла  (отсутствие в семье одного  из членов, появлении отчима, рождении  внебрачного ребенка, наличие больного в семье);

         Семья, которая нуждается в психологической помощи:

    - семья,  проживающая в деструктивном  районе (локального вооруженного противостояния, социальных или этнических конфликтов, экологического, экономического неблагополучия);

    - семья  на разных этапах жизненного  цикла (молодые супруги без  детей, ожидающие ребенка, с  новорожденным ребенком, с ребенком  дошкольного возраста);

    - неполная  семья (оставшаяся без матери  или отца в результате смерти);

    - семья  одинокой матери;

    - семья  многодетная;

    - семья  бездетная;

    - семья  с приемными детьми;

    - совокупная  семья (повторный брак);

    - семья  с проблемным членом (инвалидом,  имеющим психическое, инфекционное  заболевание);

    - альтернативная  семья (пробный или гражданский  брак, семья с раздельно проживающими, гомосексуальные отношения) [1, 73]. 

Таким образом, наиболее оптимальным вариантом  формирования психолого-педагогической компетенции родителей является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса формирования психолого-педагогической компетенции родителей. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада

1.2. Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей 

     Существуют традиционные (родительские собрания, консультации, анкетирование по разным вопросам, семинары, посещение семей,  дни открытых дверей, утренники, оформление информационных стендов, буклетов.) и нетрадиционные (защита семейных проектов, участие родителей в творческих конкурсах, массовых мероприятиях детского сада, выставках родительских работ по изодеятельности, организация работы родительского комитета детского сада, презентация детского сада, информация о детском саде на сайте в Интернете.) формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями

[4, 6].

     Традиционные формы подразделяются на  коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

     К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания — это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня собраний может быть разнообразной, с учетом пожеланий родителей. Например, предлагаются такие темы: «Знаете ли вы своего ребенка?», «Воспитание послушание детей», «Методы педагогического воздействия» и др. Традиционно повестка дня включает в себя чтение доклада, хотя от этого следует уходить. По мнению лекторов, «чтение по бумажке вызывает сон с открытыми глазами». Не рекомендуется применять в работе с родителями казенных слов «доклад», «мероприятия», «повестка дня», «явка строго обязательна». Если педагог читает текст, не отрываясь, вкладывается впечатление, что он не компетентен в излагаемых вопросах. В сообщении важно представить особенности жизни группы и каждого ребенка. К выступлению на собраниях могут подключаться специалисты детского сада (врач, логопед, психолог, и др.), а также специалисты среди родителей, которые имеют отношение к дошкольному детству (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней. Тему рекомендует формулировать проблемно, например: «Послушен ли ваш ребенок?», «Нужно ли наказывать детей?» и др. В объявление можно поместить небольшие задания для родителей, например, понаблюдать за поведением детей, сформированными навыками, обратить внимание на детские вопросы и т.д. Задания обусловлены темой предстоящего собрания. Как показывает опыт, родители активнее реагируют на индивидуальные приглашения, особенно если в их подготовке принимали участие дети. Например, на собрание по трудовому воспитанию можно подготовить приглашение в виде фартука или веничка, к Новому году – в виде елочки и др.  Целесообразно провести экскурсию по дошкольного образовательного учреждения ( далее ДОУ), познакомить родителей со специалистами, с объяснением профиля и задач учреждения; можно издать буклет, рекламу, рассказывающие о конкретном учреждении. [2, 13]

     К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Цель педагогической беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу; ее особенность — активное участие и воспитателя и родителей. В результате беседы родители должны получить новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольника. [2, 15]

     Беседа начинается с общих вопросов, надо обязательно приводить факты, положительно характеризующие ребенка. Рекомендуется детально продумать ее начало, от которого зависит успех и ход. Беседа индивидуальна и адресуется конкретным людям. Воспитателю следует подобрать рекомендации, подходящие для данной семьи, создать обстановку, располагающую «излить» душу. Например, педагог хочет выяснить особенности воспитания ребенка в семье. Можно начать эту беседу с положительной характеристики ребенка, показать, пусть даже незначительные его успехи и достижения. Затем можно спросить у родителей, как им удалось добиться положительных результатов в воспитании.

     Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Часть консультации посвящается трудностям воспитании детей. Они могут проводиться и специалистами по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности у ребенка, охране его психики, обучению грамоте и др. педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить. Эта форма помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего она нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации — родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет. [3, 43]

     Существуют и «заочные» консультации. Готовится ящик для вопросов родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучить литературу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос. Эта форма получила отклик у родителей. Они задавали разнообразные вопросы, о которых не желали говорить вслух.

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с  условиями, задачами, содержанием и  методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают  практическую помощь семье. К ним  относятся записи на магнитофон бесед  с детьми, видеофрагменты организации  различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки.

Информация о работе Взаимодейтвие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей