Автор: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
Цель иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Объект исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
1.1.Сущность понятия психолого-педагогическая компетенция родителей..........................................................................................................
1.2.Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей……………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………
Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, способствовать взаимопониманию и взаимному интересу родителей и воспитателей, если в ней будут реализованы в единстве следующие задачи:
1. Ознакомление
с материальными условиями
2. Определение
уровня педагогической
3. Выявление трудностей, испытываемых родителями.
4. Изучение
положительного опыта
5. Осуществление
коллективного,
Решать эти задачи можно при помощи различных методов работы с родителями, но наиболее действенной формой для этого является посещение семей.
Профессиональный педагог уже с первого посещения семьи увидит, какие взаимоотношения преобладают между ее членами, каков психологический климат, в условиях которого происходит развитие ребенка. При каждом последующем посещении семьи воспитатель должен заранее определить конкретные цели и задачи, связанные с особенностями развития и воспитания ребенка, с типом семьи. Например, при посещении на дому семьи ребенка раннего возраста выдвигаются следующие цели и темы бесед: «Условия для развития предметной деятельности ребенка», «Соблюдение режима дня ребенка раннего возраста», «Педагогические условия для формирования культурно-гигиенических навыков и самостоятельности ребенка» и др. Цели посещения на дому старших дошкольников иные: «Трудовые поручения и обязанности ребенка в семье», «Формирование первоначальных навыков учебной деятельности будущего школьника в семье», «Воспитание интереса к книге», «Подбор игрушек». К примеру, посещая малообеспеченную семью, можно выяснить, какие конкретно трудности они испытывают; продумать, чем ДОУ может помочь семье (бесплатное посещение детского сада, покупка игрушек и т.п.). Четко поставленная цель посещения обеспечивает готовность педагога к встрече с родителями, ее целенаправленность.
Чтобы посещение на дому было более эффективным, необходимо информировать родителей не только о времени посещения, но и о его основной цели. Практика показывает, что в таком случае беседа и наблюдения проходят более результативно. Нужно отметить еще и то, что в домашних условиях беседа с родителями бывает откровенней, есть возможность ознакомиться с мнением и взглядами на воспитание всех членов семьи, которые повседневно влияют на развитие ребенка. На основе бесед со всеми членами семьи, наблюдений воспитатель может четко определить дальнейшие задачи по вопросам воспитания.
Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки. [19, 106]
Осуществляя педагогическую пропаганду, можно использовать сочетание различных видов наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, доступно и убедительно давать родителям нужную педагогическую информацию. Можно постоянно оформлять групповые стенды «Для вас, родители», содержащие информацию по двум разделам: повседневная жизнь группы - различного рода объявления, режим, меню и т.п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье. [25, 2]
В начале года, как правило, на педсовете обсуждают годовой план работы. Затем педагоги информируют о задачах воспитания по определенному разделу на квартал, сообщают программное содержание занятий, дают советы родителям, как в семье может быть продолжена работа, осуществляемая в детском саду. Под общим заголовком, к примеру, «Чем занимались ваши дети сегодня», помещаются выписки из календарных планов, краткие выписки о выполнении программы.
С большим удовольствием родители рассматривают работы детей, выставленные на специальном стенде: рисунки, лепка, аппликации и т.д. []
В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога помещаются рекомендации по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей, дежурствах.
Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей. В подготовительной группе материалы стенда можно посвятить следующим темам: «Чему должны научиться дети в подготовительной группе к школе», «Совместная подготовка детей к школе в семье и детском саду»и т.д. Для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут практические рекомендации психолога, учителя, учителя-логопеда, дефектолога. Так же можно поместить перечень инстанций, где родители могут получить необходимую помощь и поддержку.[24, 56]
Большое значение следует придавать оформлению общих тематических стендов и выставок. Обычно их готовят к праздникам: «Здравствуй, Новый год!», «У мамы руки золотые», «Скоро в школу» и т.п.
На выставках используются различные материалы, например, на выставке по теме «Радость творчества», размещают работы детей и родителей из природного материала. Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического и т.д.): «Мы трудимся, стараемся», «Красота и дети», «Мы и природа» и др.
Оформление выставок может быть различным, в зависимости от тематики. На выставке на тему «До свидания, детский сад, здравствуй, школа!» размещают предметы, необходимые первокласснику. При знакомстве родителей с физическим воспитанием в семье на выставке можно использовать фотографии, текстовой материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть дошкольники. [11, 3]
Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. К их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов, и социальных педагогов, и психологов. Подготовку к этому дню стоит начинать задолго до намеченного срока: подготовить красочное объявление, продумать содержание воспитательно-образовательной работы с детьми, организационные моменты. Перед началом просмотра занятий необходимо рассказать родителям, какое занятие они будут смотреть, их цель, необходимость проведения. [3, 37]
Открытые просмотры многое дают родителям. Они получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной ситуации, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Наряду с открытыми днями проводятся дежурства родителей и членов родительского комитета. Широкие возможности для наблюдения предоставляются родителям во время прогулок детей на участке, в дни праздников, вечеров развлечений. Эта форма педагогической пропаганды очень действенна и помогает педагогическому коллективу преодолеть еще встречающееся у родителей поверхностное мнение о роли детского сада в жизни и воспитании детей. [4, 67]
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Формы работы могут быть самыми разнообразными, они зависят от возможностей детского сада, творческого уровня коллектива, методического обеспечения.
Предлагаютя следующие примерные темы и формы работы.
1. Творческая работа «Современная семья – какая она?».
2. Педагогический совет «Роль наблюдения в работе педагога. Виды наблюдений».
3.Консультация «Директивы в воспитании детей. Их психологическое значение».
4. Консультация «Воспитане ребенка с проблемами развития в семье».
5. Консультация «Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе».
Круглый стол «Родители и педагогический коллектив: методология взаимодействия».
7. Проблемный семинар «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи».
8. Консультация «Психологический анализ результатов стандартизированного наблюдения стилей детско-родительских отношений, проведенный воспитателями» .
9. Тренинговый семинар «Воспитание толерантности средствами диалогической речи».
10. Консультация «Подготовка ипроведение опроса родителей по теме взаимодействия детского сада и семьи».
11. Тренинговый семинар «Позиция воспитателя во взаимодействии с семьей. Основы педагогической эффективности».
12. Консультация «Методы семейной диагностики в повседневной работе воспитателя».
13. Семинар «Место ребенка в сесье и жизни родителей».
[3, 34].
Таким
образом, Воспитатель в своей работе должен
опираться на помощь семьи, а родители
согласовывать свои действия с работой
детского сада.
Выводы
по I главе
В процессе
изучения психолого-педагогической и
методической литературы по исследуемой
проблеме был сделан вывод, что проблема
взаимодействия ДОУ и семьи и
дошкольного учреждения по формированию
психолого-педагогической компетенции
родителей в современных
Перед большинством детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Именно родителями закладываются основы характера, формируются особенности его взаимоотношений с окружающими людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств и пусть в разной степени, нуждается в квалифицированной педагогической помощи.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом формирования психолого-педагогической компетенции родителей является тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам вопроса формирования психолого-педагогической компетенции родителей. Воспитатель в своей работе должен опираться на помощь семьи, а родители согласовывать свои действия с работой детского сада. С целью достижения общего результата – правильного формирования психолого-педагогической компетенции родителей, которое возможно только в единстве и сотрудничестве детского сада и семьи.
Глава
II. Практическая работа
по взаимодействию дошкольного
образовательного учреждения
и семьи по формированию
психолого-педагогической
компетенции родителей
Практическая работа по изучению опыта работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад
№ 10»
по повышению психолого-
Педагогическая культура родителей — это способность родителей справляться со своими воспитательными функциями, понимать потребности ребенка и создавать условия для их разумного удовлетворения, способность сознательно планировать его образование и вхождение во взрослую жизнь, в соответствии с материальным достатком семьи, способностями ребенка и социальной ситуацией.
Семьи по своему интеллектуальному уровню, нравственному облику, педагогической подготовленности, то есть по своему воспитательному потенциалу, отличны. Используя различные приемы и методы, я провела диагностику воспитательных возможностей семей воспитанников детского сада по следующим направлениям:
Общее изучение семьи (состав семьи, жилищные и материальные условия проживания, возраст, образовательный и культурный уровень родителей) на основе посещения семей, индивидуальных бесед с родителями воспитанников; изучение психолого-педагогической компетенции родителей, используя тестовые методики: «Какие мы родители?», «Какой вы родитель?», «Понимаем ли мы своих детей?» и сочинения родителей «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; изучение воспитательного уровня родителей с помощью опросников для родителей и тестовых методик: «Какой вы воспитатель?», «Стиль воспитания», а также анкеты «Какие формы и методы воспитания Вы используете?»; изучение детско-родительских отношений на основе прективных методик «Кинетический рисунок семьи», «Методика незаконченных предложений».