Взаимодейтвие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей

Автор: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Цель иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Объект исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
1.1.Сущность понятия психолого-педагогическая компетенция родителей..........................................................................................................
1.2.Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей……………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

взаимодействие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.docx

— 115.28 Кб (Скачать)

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей

  1.1.Сущность понятия  психолого-педагогическая компетенция родителей..........................................................................................................

1.2.Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей……………………………………………………………

Выводы  по первой главе…………………………………………………………

Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей

2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...

Заключение………………………………………………………………………

Список  литературы……………………………………………………………….

Приложение……………………………………………………………………..... 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и логопеды постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.

   Ребенок не может быть ограничен только миром  семьи, иначе в последующем возникнут  трудности вхождения в любую  новую социальную среду. Поэтому  и семья и детский сад должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения, учитывая преимущества и недостатки каждого  и возможности взаимной компенсации. А начать этот процесс должны педагоги дошкольного образовательного учреждения как профессионалы своего дела.

   Именно  родителями закладываются основы характера  ребенка, формируются особенности  его взаимоотношений с окружающими  людьми. Каждая семья по-своему определяет для себя процесс воспитания, но каждая же, в силу разных обстоятельств  и пусть в разной степени, нуждается  в квалифицированной педагогической помощи. Не всякий родитель принимает  эту помощь. И задача педагога, непосредственно  наблюдающего ребенка и знающего его проблемы, привлечь родителя к  сотрудничеству. Или, по крайней мере, подвести его к знанию и пониманию  педагогических принципов.

   Перед большинством детских садов стоит  сложная задача – привлечь родителей  к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности, не поощрять принятие родителями позиции  потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

   Изучение  влияния семьи и семейных отношений  на развитие личности отражено в работах  психологов и психотерапевтов: В. К. Мягер, Т. М. Мишиной, В. М. Воловика, А. М. Захарова, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, И. М. Марковской и др., и зарубежных исследователей В. Сатир, Ф. Райса, Н. Аккермана, О. Баха, С. Минухина, А. Адлера, К. Роджерса и др. Именно высокий уровень психолого-педагогической компетенции родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.

   Работа  с родителями на современном этапе  должна проходить на новом уровне, ее задачей становится повышение  качества жизни детей в условиях детского сада и семьи.

   Вместе  с тем, исследователи отмечают, что  детский сад еще остается «обществом в себе», закрытым для родителей. В то же время открытость детского сада может помочь родителям в  повышении их педагогической и психологической  компетенции. Проблема педагогического общения, психолого-педагогической компетенции интенсивно и плодотворно разрабатывается в трудах А. А. Бодалева, В. А. Кан - Калика, С. В. Кондратьевой, А. А. Леонтьева, А. У. Хараша, Л. М. Митиной, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана и др.

   Таким образом, проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей является на данный момент актуальной.

Тема  иссследования: - «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей».

Цель  иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.

Объект  исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.

Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.

Гипотеза  исследования: - если будут использованы на практике наиболее эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей, то процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей будет более эффективным.

Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить  психолого-педагогическую и методическую  литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть  особенности формирования психолого-педагогической  компетенции родителей.

3. Раскрыть содержание, формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах формирования психолого-педагогической компетенции родителей.

4. Изучить опыт работы по изучению опыта работы муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10» по повышению психолого-педагогической компетенции родителей. 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей 
 

1.1.Сущность понятия  психолого-педагогическая компетенция родителей 

     Семья — социальный институт воспитания, в ней осуществляется преемственность поколений, социализация детей, что включает в себя передачу семейных ценностей и стереотипов поведения [10, 68].                                                                                                       

     Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал, что семья является важнейшим элементом социальной ситуации развития [2, 80].                                                                                                 

          Семья — это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот. Не один человек не является в семье абсолютно автономным.

     Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе – научиться в нем первым совестным движениям сердца; и – подняться в нем к дальнейшим формам человеческого единения – родине и государству.

     Семья как любая система — самоорганизующаяся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывает огромные трудности, которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и наблюдательных глаз, семья может создать о себе любой миф (для окружающих), чтобы сохранить иллюзию целостности, от которых страдают сами члены семьи, особенно — дети [3, 112].   

Семья ¾ один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется е только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно. [15, 6]                           

     Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка. Разными будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику как со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не справляется, возникает риск ее дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной, т. е. не справляющейся со своими функциями. Обычно подобная семья попадает в поле зрения специалистов.

Системный подход означает, что семья — не просто сумма ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение — ингредиенты для супа не тоже самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образует суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.

     Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняется их влиянием.

     Благодаря системному подходу специалисты научились помогать изменять взгляды и взаимодействие в семье таким образом, чтобы они перестали быть негативными, пессимистичными, агрессивными, и обучать членов семьи ответственности за свои слова, поступки. [3, 112]                                                                                                                      

     Функция семьи — это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.

А. Г. Харчев, А. И. Антонов, В. М. Медков выделяют две основные группы функций семьи: специфические и неспецифические. Первые вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, а вторые ¾ это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических условиях. [ 13 ,51]

- Воспитательная  функция семьи — удовлетворяет  индивидуальные потребности мужчины  и женщины, в отцовстве и  материнстве, в контактах с  детьми и их воспитателями,  а также в том, что родители  могут реализовать себя в детях.

- Хозяйственно-бытовая (экономическая) функция семьи — удовлетворяет материальные потребности членов семьи (в пище, жилье, одежде и т.д.). Это способствует сохранению их соматического здоровья, восстановлению их затраченных в разных видах деятельности физических сил.

- Эмоциональная  функция семьи — удовлетворяет  потребности ее членов в симпатии, уважении, признании, эмоциональной  поддержке, психологической защищенности. Она выступает основой для психологического здоровья, эмоций и личностной стабилизации.

- Функция  духовного (культурного) общения  — удовлетворяет потребность  совместного проведения досуга, способствует духовному обогащению и развитию членов семьи.

- функция  первичного социального контроля  — обеспечивает выполнение членами семьи социальных норм, особенно теми, кто в силу разных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Информация о работе Взаимодейтвие ДОУ и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей