Автор: p***************@gmail.com, 26 Ноября 2011 в 18:11, курсовая работа
Цель иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Объект исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Введение...................................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
1.1.Сущность понятия психолого-педагогическая компетенция родителей..........................................................................................................
1.2.Формы работы по формированию психолого-педагогической компетенции родителей……………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...
Заключение………………………………………………………………………
Список литературы………
Содержание
Введение......................
Глава I. Теоретические основы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
1.1.Сущность понятия психолого-педагогическая
компетенция родителей.....................
1.2.Формы
работы по формированию психолого-педагогической
компетенции родителей………………………………………………………
Выводы по первой главе…………………………………………………………
Глава II. Практическая работа по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей
2.1. Изучение опыта работы по повышению психолого-педагогической компетенции родителей дошкольного образовательного учреждения ………...
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Дошкольными учреждениями накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях повышения эффективности нравственного, трудового, умственного, физического, художественного воспитания и развития детей. Воспитатели детских садов, методисты и логопеды постоянно совершенствуют содержание и формы этой работы, стремясь добиться органичного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности.
Ребенок не может быть ограничен только миром семьи, иначе в последующем возникнут трудности вхождения в любую новую социальную среду. Поэтому и семья и детский сад должны объединить свои усилия в деле воспитания подрастающего поколения, учитывая преимущества и недостатки каждого и возможности взаимной компенсации. А начать этот процесс должны педагоги дошкольного образовательного учреждения как профессионалы своего дела.
Именно
родителями закладываются основы характера
ребенка, формируются особенности
его взаимоотношений с
Перед
большинством детских садов стоит
сложная задача – привлечь родителей
к педагогическому
Изучение влияния семьи и семейных отношений на развитие личности отражено в работах психологов и психотерапевтов: В. К. Мягер, Т. М. Мишиной, В. М. Воловика, А. М. Захарова, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера, В. Юстицкиса, И. М. Марковской и др., и зарубежных исследователей В. Сатир, Ф. Райса, Н. Аккермана, О. Баха, С. Минухина, А. Адлера, К. Роджерса и др. Именно высокий уровень психолого-педагогической компетенции родителей поможет им избежать ошибок в воспитании детей.
Работа с родителями на современном этапе должна проходить на новом уровне, ее задачей становится повышение качества жизни детей в условиях детского сада и семьи.
Вместе с тем, исследователи отмечают, что детский сад еще остается «обществом в себе», закрытым для родителей. В то же время открытость детского сада может помочь родителям в повышении их педагогической и психологической компетенции. Проблема педагогического общения, психолого-педагогической компетенции интенсивно и плодотворно разрабатывается в трудах А. А. Бодалева, В. А. Кан - Калика, С. В. Кондратьевой, А. А. Леонтьева, А. У. Хараша, Л. М. Митиной, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана и др.
Таким образом, проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей является на данный момент актуальной.
Тема иссследования: - «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей».
Цель иссследования: - выявить эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Объект исследования: - процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
Предмет исследования: - формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей.
Гипотеза исследования: - если будут использованы на практике наиболее эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по формированию психолого-педагогической компетенции родителей, то процесс формирования психолого-педагогической компетенции родителей будет более эффективным.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить
психолого-педагогическую и
2. Раскрыть
особенности формирования
3. Раскрыть содержание, формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах формирования психолого-педагогической компетенции родителей.
4. Изучить
опыт работы по изучению опыта работы
муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения «Детский
сад № 10» по повышению психолого-педагогической
компетенции родителей.
Глава
I. Теоретические основы
взаимодействия дошкольного
образовательного учреждения
и семьи по формированию
психолого-педагогической
компетенции родителей
1.1.Сущность
понятия психолого-педагогическая
компетенция родителей
Семья — социальный институт воспитания,
в ней осуществляется преемственность
поколений, социализация детей, что включает
в себя передачу семейных ценностей и
стереотипов поведения [10, 68].
Известный отечественный психолог Л. С.
Выготский писал, что семья является важнейшим
элементом социальной ситуации развития
[2, 80].
Семья — это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников, и наоборот. Не один человек не является в семье абсолютно автономным.
Семья есть первичный, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости. Он призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе – научиться в нем первым совестным движениям сердца; и – подняться в нем к дальнейшим формам человеческого единения – родине и государству.
Семья как любая система — самоорганизующаяся. Иначе говоря, она стремится сохранить свою целостность, встречаясь с требованиями общества в виде правил, норм. Например, в глазах воспитателя, психолога семья может выглядеть благополучной, но на самом деле испытывает огромные трудности, которые до поры до времени скрывает от не слишком внимательных и наблюдательных глаз, семья может создать о себе любой миф (для окружающих), чтобы сохранить иллюзию целостности, от которых страдают сами члены семьи, особенно — дети [3, 112].
Семья ¾ один из важнейших социальных институтов общества и одновременно малая социальная группа, имеющая первостепенное влияние на личность. Семья меняется е только под воздействием социально-политических и социально-экономических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Нередко эти изменения приводят к проблемам, которые семья не в состоянии разрешить самостоятельно. [15, 6]
Семья в своем развитии проходит разные стадии. Переход семьи на новую стадию развития предъявляет ко всем ее членам новые требования. Например, в семье с младенцем требования к родителям одни, а в семье, где растет подросток, от родителей ожидают совсем другого поведения, равно как и от ребенка. Разными будут требования к ребенку-дошкольнику и ребенку-первокласснику как со стороны членов семьи, так и со стороны общества. Если семья не справляется, возникает риск ее дисгармонии. Такая семья становится дисфункциональной, т. е. не справляющейся со своими функциями. Обычно подобная семья попадает в поле зрения специалистов.
Системный подход означает, что семья — не просто сумма ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Простая аналогия может лучше иллюстрировать это положение — ингредиенты для супа не тоже самое, что сам суп, именно последовательность, способ приготовления и сочетаемость, «взаимосвязь» за время кипения образует суп как нечто особое, самостоятельное, чем отдельно взятые картошка, морковь, капуста и бульон.
Непослушание ребенка, например, влияет на другие семейные проблемы и одновременно само объясняется их влиянием.
Благодаря системному подходу специалисты
научились помогать изменять взгляды
и взаимодействие в семье таким образом,
чтобы они перестали быть негативными,
пессимистичными, агрессивными, и обучать
членов семьи ответственности за свои
слова, поступки. [3, 112]
Функция семьи — это жизнедеятельность семьи, связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов.
А. Г. Харчев, А. И. Антонов, В. М. Медков выделяют две основные группы функций семьи: специфические и неспецифические. Первые вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, а вторые ¾ это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических условиях. [ 13 ,51]
- Воспитательная
функция семьи — удовлетворяет
индивидуальные потребности
- Хозяйственно-бытовая (экономическая) функция семьи — удовлетворяет материальные потребности членов семьи (в пище, жилье, одежде и т.д.). Это способствует сохранению их соматического здоровья, восстановлению их затраченных в разных видах деятельности физических сил.
- Эмоциональная
функция семьи — удовлетворяет
потребности ее членов в
- Функция
духовного (культурного)
- функция
первичного социального