Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа
Человек, взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, определенным образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и с ним совершается»1. Переживание этого отношения составляет сферу чувств и эмоций человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Любое личностно-значимое отношение приобретает эмоциональный характер, и, по тому что именно затрагивает человека или оставляет его равнодушным, радует или печалит, можно выявить истинное его существо2.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственного поведения младшего школьника 5
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста 5
1. 2. Нравственное воспитание как условие развития гармоничной личности 9
1.3. Особенности и пути воспитания нравственного поведения младшего школьника 14
1.4. Методы формирования нравственного поведения младшего школьника. 19
Глава 2. Практическое занятие по формированию нравственного поведения младшего школьника 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Обсуждение ситуации нравственного выбора происходит в свободной форме, однако включает в себя ответы на ряд обязательных вопросов:
Такая практическая подача материала проблемы нравственного выбора более выгодна, чем простое чтение рассказа на данную тему, так как практическая ситуация из обыденной жизни наводит учащихся па размышления, результатом которых является распознавание определенного качества личности, стоящего за тем или иным поступком. Распознавание и правильная оценка качеств личности требуют умения вычленять мотивы и цели поведения человека и сопоставлять их с общепринятыми нормами, анализировать факты, выделять существенные признаки каждого усвоенного понятия, отвлекать их от всех сопутствующих, но второстепенных в данном случае проявлений личности.
Этап 5. Заключительное слово учителя. В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует на их основе наиболее рациональное, с точки зрения проблемы нравственности, решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы.
Таким образом, главное назначение такого урока - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах нравственного выбора и нравственных убеждений, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой лично нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе таких уроков необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Такие уроки в период младшего школьного возраста должны строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Это метод наиболее эффективен для привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.
Проблема воспитания нравственного поведения всегда была одной из актуальных проблем. Необходимость исследования возрастных особенностей формирования нравственного поведения связана с тем, что на различных возрастных этапах воспитание детей различно и должно строиться с учетом этих особенностей, что позволяет максимально ускорить продвижение детей в нравственном развитии. С поступлением в школу для ребенка открывается мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные и учебные дела, общественную жизнь. В связи с чем, в младшем школьном возрасте, в период собственно нравственного развития детей, их моральная сфера (начало формирования которой закладывается в раннем детстве) претерпевает изменения. Игру как ведущий тип деятельности сменяет теперь повседневное выполнение ребенком разнообразных школьных обязанностей, что создает благоприятные условия для углубления его нравственного сознания и чувств, укрепления его нравственной воли. Доминирующая у дошкольника непроизвольная мотивация поведения уступает в новых условиях первенство мотивации произвольной, социально направленной. Вместе с тем даже самым высоким уровнем нравственного развития младшего школьника присущи свои возрастные ограничения. В этом возрасте дети еще не способны к достаточно полноценной выработке собственных нравственных убеждений. Усваивая то или иное моральное требование, младший учащийся все еще полагается на авторитет родителей, педагогов, более старших учеников. Относительная несамостоятельность морального мышления и большая внушаемость обуславливают легкую восприимчивость, как к положительному, так и к дурному влиянию. В связи с этим, условие становление младшего школьника как субъекта нравственного поведения - это развитие его нравственных убеждений, так как ребенок выступает как субъект только тогда, когда он может совершать поступки, руководствуясь собственными убеждениями31. Поэтому, основное педагогическое воздействие на личность младшего школьника должно быть направлено на процесс формирования способности к собственным нравственным убеждениям, в соответствии с которыми и будет формироваться его нравственное поведение.
В соответствии с поставленными в начале исследования задачами были проанализированы теоретические аспекты проблемы нравственного поведения, психологические особенности младшего школьника. Было выявлено, что нравственное поведение характеризуется тем, что оно у каждого определяется сознательным выбором тех или иных действий, в связи с чем основное педагогическое воздействие на личность младшего школьника должно быть направлено на процесс формирования способности к собственным нравственным убеждениям, в соответствии с которыми и будет формироваться его нравственное поведение.
Так как младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм, а младшие школьники начинают активно самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, при этом их оценка событий, поступков носит ситуативный характер, то наиболее эффективными методами формирования нравственного поведения в младшем школьном возрасте будет выступать межличностное общение учителя и ученика в процессе специально организованных школьных мероприятий и включающее в себя: рассказ на этическую тему, разъяснение, внушение, этическую беседу и пример.
Информация о работе Воспитание нравственного поведения младшего школьника