Воспитание нравственного поведения младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Человек, взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, определенным образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и с ним совершается»1. Переживание этого отношения составляет сферу чувств и эмоций человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Любое личностно-значимое отношение приобретает эмоциональный характер, и, по тому что именно затрагивает человека или оставляет его равнодушным, радует или печалит, можно выявить истинное его существо2.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственного поведения младшего школьника 5
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста 5
1. 2. Нравственное воспитание как условие развития гармоничной личности 9
1.3. Особенности и пути воспитания нравственного поведения младшего школьника 14
1.4. Методы формирования нравственного поведения младшего школьника. 19
Глава 2. Практическое занятие по формированию нравственного поведения младшего школьника 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Воспитание нравственного поведения младшего школьника.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение

     Человек, взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, определенным образом  к ним относится и «переживает  то, что с ним происходит и с ним совершается»1. Переживание этого отношения составляет сферу чувств и эмоций человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Любое личностно-значимое отношение приобретает эмоциональный характер, и, по тому что именно затрагивает человека или оставляет его равнодушным, радует или печалит, можно выявить истинное его существо2. По силе и длительности эмоциональных переживаний выделяют собственно эмоции (состояния переживания какого-либо чувства) и чувства – наиболее устойчивые эмоциональные состояния, отражающие строение личности человека, его отношение к объекту его стабильных потребностей, выявляющие направленность и установки личности. Чувство организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей и определенных сфер деятельности. Такие чувства обычно называются предметными чувствами и подразделяются на интеллектуальные, эстетические и нравственные.

     По  мнению многих психологов, наибольшее значение для личностного развития человека имеют нравственные чувства. Именно способ отношения к другому становится системообразующей характеристикой человека.

     Нравственная  сфера личности, как и чувства, мышление, восприятие и другие проявления психической деятельности человека, подвержены развитию. Они никогда  не возникают внезапно, в законченном виде, дающем возможность различать добро и зло. Нравственное взросление человека проходит несколько стадий,  скорость прохождения которых зависит от уровня интеллекта, нравственных установок семьи, общества, от принятых в этом обществе традиций.

     В современной психолого-педагогической науке значительное внимание уделяется  нравственному воспитанию подрастающего  поколения. Сегодня как никогда  актуальны проблемы нравственного  поведения, приобщения взрослеющего человека к культурным ценностям.

     Однако, зачастую из общего внимания исследователей упускаются такие важные моменты  как формирование нравственного  поведения и механизмов его мотивации  в младшем школьном возрасте,  когда для ребенка устанавливается  новая социальная ситуация развития. И именно в период младшего школьного возраста очень важно, что стремление  ребенка стать  школьником  может само по себе явиться  хорошим  стимулом  для    воспитания нравственного поведения.

     Необходимость рассмотрения    проблемы воспитания нравственного поведения младших школьников связана с тем что, во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и определенными чертами личности, способствующими их адаптированности в постоянно изменяющемся мире. Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на развивающийся интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания»3. В-четвертых, воспитание нравственного поведения важно и потому, что оно не просто способствует соответствию поведения школьника общепринятым нормам поведения, но и дает представление о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

     По  этому особую важность представляет своевременное воспитание нравственного поведения, которое закладывается еще в раннем и дошкольном возрасте, однако качественно развивается именно в период младшего школьного возраста.

     Цель  исследования – выявить особенности  формирования нравственного поведения  младшего школьника.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить психологические особенности ребенка младшего школьного возраста.
  2. Изучить особенности нравственного поведения и теоретические аспекты его воспитания.
  3. Изучить теоретические аспекты воспитания нравственного поведения с учетом психологических особенностей ребенка младшего школьного возраста.
  4. Выявить оптимальные пути воспитания нравственного поведения младшего школьника.
  5. Разработать урок по формированию нравственного поведения младшего школьника.
 

 

     Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственного поведения младшего школьника

  • 1.1. Психологические  особенности младшего  школьного возраста
  •      Границы младшего школьного возраста, совпадающие  с периодом обучения в начальной  школе, устанавливаются в настоящее  время с 6 - 7 до 10 - 11 лет. Младший школьный возраст определяется важным обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

         С поступления ребенка  в школу устанавливается новая  социальная ситуация развития. Он становится «общественным субъектом»4 и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Центром социальной ситуации развития становится учитель.

         В младшем школьном, возрасте учебная деятельность становится ведущей. Учебная деятельность - особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта учения. 
    Это необычайно сложная деятельность, которой будет отдано много сил и времени – десять или одиннадцать лет жизни ребенка.

         Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. 
    В конце младшего школьного возраста (и позже) проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления.

         Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.  
    Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения5.

         В начале младшего школьного возраста восприятие недостаточно дифференцированно. Из-за этого ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры (например, 9 и 6 или буквы d и b). Хотя он может целенаправленно рассматривать предметы и рисунки, им выделяются, так же как и в дошкольном возрасте, наиболее яркие, "бросающиеся в глаза" свойства - в основном, цвет, форма и величина.

         Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. 
    Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Это легко прослеживается при описании детьми картины: 2-5 лет - стадия перечисления предметов на картине; 6-9 лет - описание картины; после 9 лет - интерпретация (логическое объяснение).

         Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

         Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте даст возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания (деление текста на части, составление плана, приемы рационального заучивания и др.). 
    В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10-20 минут. В 2 раза увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, переключение и распределение.

         Среди преобладающих  мотивов поведения в младшем  школьном возрасте можно выделить внутренние мотивы: познавательные - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний; социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью: стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать "двойки" и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.). Так же в этом возрасте выделяют и внешние мотивы поведения - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

         От  оценки зависит развитие учебной  мотивации, именно на этой почве в  отдельных случаях возникают  тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

         У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях.

         Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается.

         Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения.

         Развитый  младший школьник знает доступные  его разумению нормы поведения. Эти знания усваиваются в практике общения со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов. Ребенок знает свои обязанности и понимает их значение, он может объяснить, почему, для чего и зачем нужно вести себя тем или иным образом. Знание норм поведения само по себе еще не обеспечивает нравственного развития личности. У ребенка в процессе межличностного взаимодействия должны сложиться привычки правильного поведения.  Знание норм поведения и привычки вести себя правильно не существуют сами по себе. В процессе воспитания у ребенка вырабатывают эмоциональное отношение к нравственным нормам.

         

  • 1. 2. Нравственное воспитание  как условие развития  гармоничной личности
  • Информация о работе Воспитание нравственного поведения младшего школьника