Воспитание нравственного поведения младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Человек, взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, определенным образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и с ним совершается»1. Переживание этого отношения составляет сферу чувств и эмоций человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Любое личностно-значимое отношение приобретает эмоциональный характер, и, по тому что именно затрагивает человека или оставляет его равнодушным, радует или печалит, можно выявить истинное его существо2.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственного поведения младшего школьника 5
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста 5
1. 2. Нравственное воспитание как условие развития гармоничной личности 9
1.3. Особенности и пути воспитания нравственного поведения младшего школьника 14
1.4. Методы формирования нравственного поведения младшего школьника. 19
Глава 2. Практическое занятие по формированию нравственного поведения младшего школьника 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Воспитание нравственного поведения младшего школьника.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     На  уровне  конвенциональной  морали  большое  значение  вначале  придается  тому,  чтобы  быть  «хорошим»,  соответствовать  извне  заданному  образцу  такого  человека.  Затем  на  первый  план  выступает  идея  общественного  порядка  или  пользы  для  людей. На  высшем  уровне  постконвенциональной  морали  люди  вначале  оценивают  поведение,  исходя  из  абстрактного  представления  о  нравственности,  а  затем  на  основе  осознания и принятия  общечеловеческих  нравственных  ценностей21.

     Нравственное  развитие  младших  школьников  отличается  заметным  своеобразием.  В  их  моральном  сознании  преобладают  императивные  (повелительные)  элементы,  обусловливаемые  указаниями,  советами  и  требованиями  учителя.  Оно  фактически  функционирует  в  форме  этих  требований,  причем  при  оценке  поведения  дети  исходят,  главным  образом,  из  того,  что  не  надо  делать.  Именно  поэтому  они  замечают  малейшие  отклонения  от  установленных  норм  поведения  и  немедленно  стремятся  доложить  о  них  учителю.  С  этим  же  связана  и  другая  черта.  Остро  реагируя  на  недочеты  в  поведении  своих  товарищей,  дети  зачастую  не  замечают  собственных недочетов и некритически  относятся к себе.  Самосознание  и самоанализ  у младших школьников  находятся на  низком  уровне,  и их  развитие  требует от  учителей  внимания  и специальной педагогической  работы.

     Ориентированность  морального  сознания  вовне  и  недостаточный  уровень  самосознания  имеют  своим  следствием  то,  что  их  регулирующая  роль  в  поведении  младших  школьников  оказывается  слабой.  Поступки  детей  зачастую  носят  подражательный  характер  или  вызывается  импульсивными  возникающими  внутренними  побуждениями. 

     Это  необходимо учитывать  в  процессе  воспитания.  Весьма  важно,  в  частности,  развивать  нравственное  сознание  ребят  и  обогащать  их  яркими  нравственными  представлениями  по  различным  вопросам  поведения.  С  другой  стороны,  следует  умело  использовать  нравственные  упражнения  для  выработки  и  закрепления  у  детей  устойчивых  форм  поведения22.

     Планирование  воспитательной работы зависит от возраста ребенка, особенностей его психического и эмоционального развития. Результат воспитания оценивается по выработанным привычкам и навыкам, а так же по поступкам и поведению человека.

     В результате семейного и общественного  воспитания формируются представления  и оценка собственного «Я», и в  связи с этим раскрываются возможность понимания значимости собственных поступков для окружающих и выработка линии поведения, усвоение идеалов и общепринятых ценностей, приобретение внутренней стойкости и убежденности, а в конечном итоге вырисовывается моральный облик человека.

     Воспитание  нравственного поведения  это  не просто эпизод в становления жизни  человека, а планомерно проводимая в жизнь система. Известно, что  подчас не совсем правильная, но последовательная система воспитания оказывается  эффективнее, чем влияние двух, а иногда и более противоречащих друг другу подходов.

     Невозможно  внушать нравственные правила, а  самим вести себя иначе: нельзя стараться  правильно воспитывать детей, а  сами допускать нарушения установленных  правил. Отрицательно влияют на воспитание нравственного поведения ситуации, когда в школе внедряются морально-этические принципы и воспитываются нравственные привычки, а дома их никто не поддерживает или ребенок видит противоположное тому, чему его обучали в школе23.

     Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми (родителями и учителями). Каждое направление воспитания нравственного поведения  имеет свою структуру, свои задачи, располагает своими формами и средствами. Однако, человека нельзя воспитывать «по частям», необходимы согласованность и единство всех направлений. Нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий24.

  • 1.4. Методы формирования  нравственного поведения  младшего школьника.
  •      Среди общих методов формирования нравственного поведения младшего школьника можно выделить следующие:

         1. Создание правильного режима как основы воспитания: организованный процесс воспитания не только служит здоровью, но и является важным фактором в развитии личности ребенка. Ставший привычным правильный образ жизни воспитывает чувство ответственности и дисциплинированности. Если ребенок испытывает трудности в соблюдении режима, ему необходима организованная помощь, поддержка и внушение уверенности в том, что он достигнет цели. Это имеет важное значение не только в укреплении психики, но и в формировании нравственного поведения.

         2. Целенаправленное межличностное общение как средство педагогического внушения. В педагогической системе В.А. Сухомлинского слово – одно из главнейших воспитательных средств: пользование им требует высочайшей культуры. «Педагогическое бескультурье зачастую выражается в том, что учитель-воспитатель знает 2-3 цели словесного обращения к воспитаннику – запрет, разрешение, порицание. У мастера-воспитателя обращение к воспитаннику имеет множество целей, и одна из самых важных – разъяснение нравственной истины, понятия «нормы». Слово должно дать ребенку этические знания, что есть добро и зло, что значит быть гражданином, нравственно развитым человеком. Специально организованные внеклассные  (внеучебные) мероприятия должны проходить с использованием яркой эмоциональной доверительной беседы. В данном случае необходим творческий подход со стороны учителя, который заключается в передаче воспитанникам специальных ситуаций, историй, приведении примеров из собственной жизни, жизни литературных героев, телевизионных передач, где показаны различные стороны жизни с точки зрения нравственного и безнравственного поведения. Главным моментом здесь является последующее обсуждения применения различных линий поведения и их результативность.  В конечном итоге такая специально организованная беседа должна достигнуть мобилизации нравственных и умственных сил ребенка.

         3. Создание благоприятных условий семейного воспитания как основы формирования нравственного поведения. Богатую практику человеческих   взаимоотношений дети черпают в семье. Правильно поступают те родители, которые подчеркивают хорошие качества у каждого из знакомых и друзей. Таим образом. У детей формируется привычка видеть, прежде всего, хорошие качества в каждом человеке, добрые побудительные мотивы в каждом поступке. Это способствует формированию доброжелательности и отзывчивости, искренности чувств. Пример родителей – эффективное воспитательное средство.  Поэтому организация семейной жизни должна способствовать  эффективному нравственному воспитанию. Для этого необходимо, прежде всего, чтобы вся окружающая ребенка психологическая обстановка была высоконравственной и чтобы необходимые примеры были всегда «под рукой». Дети должны каждодневно видеть положительные примеры, понятные для них и посильные для повторения.  Обязательным условием поэтому должно стать частое, но в тоже время понятное и ненавязчивое объяснение каждого нравственного примера и поступка любого члена семьи.

         4. Формирование эмоциональной сферы личности младшего школьника как основы становления нравственных качеств личности. Жизнь ребенка в решающей степени определяется чувствами, для них характерна быстрая смена эмоций, их избыточность и импульсивность. Одни чувства создают бодрое настроение, повышают продуктивность деятельности, другие вызывают тяжелые переживания, иногда негативные реакции, понижают результативность. У детей с неустойчивыми эмоциями под влиянием даже несильного, но для них чрезмерного внешнего воздействия, возможны импульсивность в проявлении чувств, непредсказуемая реакция на поведение окружающих людей. У детей младшего школьного возраста эмоциональная жизнь тесно связана с характером двигательной активности. Так, длительно сдерживаемые от возможность проявить свою активность, дети становятся агрессивными, неуправляемыми. Важным фактором снижения неблагоприятных воздействий внешних раздражителей на психику ребенка является воспитание чувств. Смысл его в том, что появление отрицательной эмоции должно стать сигналом для положительной эмоции. Выбрав какой-либо стрессорный раздражитель, необходимо показать ребенку, как нужно реагировать на него, и стараться сделать этот  способ реагирования привычным. 

         5. Формирование навыков саморегуляции и самовоспитания – регуляция собственного поведения подготавливает самовоспитание, необходимое для того, чтобы ребенок мог осуществлять свою деятельность на уровне предъявляемых обществом требований, обновляя, изменяя себя под влиянием жизненных обстоятельств. Эти взаимосвязанные процессы оказывают непосредственное влияние на формирование убеждений, позволяют закреплять нравственные убеждения, создавая возможность как для принятия требований других, так и для осуществления собственных намерений.  Развитие нравственного поведения у младших школьников, с одной стороны, характеризуется развитием способности регулировать свое поведение с учетом внешних обстоятельств, с другой стороны, развитием способности регулировать свое поведение самостоятельно. В данном возрастном периоде начинает формироваться способность разработки программы своей деятельности и поведения, появляется отдаленная по времени выполнения цель поведения, возникают внутренние стимулы, регулирующие деятельность, формируется потребность в самовоспитании и повышенная чувствительность к требованиям других.

         6. Специально организованные школьные мероприятия. Педагогическая задача заключается в том, чтобы помочь учащимся, которым еще не полностью либо малодоступна регуляция поведения, преодолеть трудности и тем самым содействовать формированию у них устойчивого нравственного поведения. Педагогическая оценка учителя, взаимооценка товарищей по классу, сравнение себя с героями литературных произведений, развитие самостоятельности как предпосылки формирования устойчивого нравственного поведения – это основные пути решения данной педагогической задачи.

          В нашей работе мы подробнее остановимся именно на методах формирования нравственного поведения младшего школьника в процессе специально организованных школьных мероприятий, то есть в процессе взаимодействия ученика и учителя.

          Формирование  нравственного поведения при  специально организованных школьных мероприятиях может идти по двум механизмам. Первый механизм «снизу вверх» заключается  в  том,  что  стихийно  сложившиеся  или  специально  организованные  воспитателем  условия  учебной  и  трудовой  деятельности  и  взаимоотношений  избирательно  актуализируют  отдельные  ситуативные  побуждения к нравственному поведению,  которые  при  систематической  актуализации  постепенно  переходят  в  устойчивые  мотивационные  образования нравственных поступков.  Второй механизм   «сверху  вниз»  заключается  в  усвоении  воспитуемым  предъявляемых  ему  в  готовой  форме  нравственных требований,  содержания  направленности  личности,  которые  по  замыслу  воспитателя  должны  у  него  сформироваться  и  которые  сам  воспитуемый  должен  постепенно  превратить  из  внешне  понимаемых  во  внутренне  принятые  и  реально  действующие нормы нравственного поведения. Полноценное  формирование  нравственного поведения личности младшего школьника в специально организованных школьных мероприятиях  должно  включать  в себя  оба механизма25.

         Научные представления  о  сути  нравственного  воспитания  школьников  изменяются  не  только  под  влиянием  новых  научных  концепций,  но  и  реальных  достижений  в  области  воспитания.  Распространенный  в  недавние  годы  подход  к  воспитательной  работе  ориентировал  учителя  на  словесные  формы  передачи  ценностей.  Поэтому  преобладали  длительные  монологи  в сочетании с отдельными  мероприятиями.  Явно  не  хватало  индивидуального  подхода,  опоры  на  жизненный  опыт  ребенка,  учета  его  личных  особенностей26.

         В настоящее время с учетом индивидуального  подхода к личности каждого ученика  методы  взаимодействия учителя с младшими школьниками по формированию нравственного поведения  можно  разделить  на два  класса: влияния,  создающие  нравственные  установки,  мотивы,  отношения,  формирующие  представления,  понятия,  идеи и влияния,  создающие  привычки,  определяющие  тот  или  иной  тип  поведения.

         Наиболее  последовательной  и  современной  представляется  классификация,  разработанная  Щукиной  Г.  И. 27,  в которой выделяют  такие группы  методов:

    1. методы  разностороннего  воздействия  на  сознание,  чувства  и  волю  учащихся  в  интересах  формирования  у  них  нравственных  взглядов  и  убеждений  (методы  формирования нравственного сознания  личности);
    2. методы  организации  деятельности  и  формирования  опыта  общественного  поведения;
    3. методы  стимулирования  поведения и деятельности.

          К первой группе методов относятся  методы  словесно-эмоционального  воздействия:  рассказ,  разъяснение,  этическую  беседу  и  метод  наглядно-практического  воздействия  –  пример.

          В  младших  классах  часто  используется  рассказ  на  этическую  тему.  Это яркое  эмоциональное  изложение  конкретных  фактов и  событий,  имеющих  нравственное  содержание.  Воздействуя  на  чувства,  рассказ  помогает  воспитанникам  понять  и  усвоить  смысл  моральных  оценок  и  норм  поведения.  Хороший  рассказ не  только  раскрывает  содержание  нравственных  понятий,  но  и  вызывает  у  школьников  положительное  отношение  к  поступкам,  соответствующим  нравственным  нормам,  влияет  на  поведение.

          У  рассказа  на  этическую  тему  несколько функций: служить  источником  знаний, обогащать  нравственный  опыт  личности  опытом  других  людей, служить  способом  использования  положительного  примера  в  воспитании. К  условиям  эффективности  этического  рассказа  относятся  следующие: соответствие рассказа  социальному опыту школьников (краткость,  эмоциональность,  доступность,  соответствие  переживаниям  детей), сопровождение рассказа  иллюстрациями (произведения  живописи,  художественные  фотографии,  изделия  народных  умельцев),   соответствие эмоционального  воздействия  окружающей  обстановки  замыслу и содержанию  рассказа, профессиональное выполнение, стимулирование длительных переживаний. 

    Информация о работе Воспитание нравственного поведения младшего школьника