Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа
Человек, взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, определенным образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и с ним совершается»1. Переживание этого отношения составляет сферу чувств и эмоций человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Любое личностно-значимое отношение приобретает эмоциональный характер, и, по тому что именно затрагивает человека или оставляет его равнодушным, радует или печалит, можно выявить истинное его существо2.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственного поведения младшего школьника 5
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста 5
1. 2. Нравственное воспитание как условие развития гармоничной личности 9
1.3. Особенности и пути воспитания нравственного поведения младшего школьника 14
1.4. Методы формирования нравственного поведения младшего школьника. 19
Глава 2. Практическое занятие по формированию нравственного поведения младшего школьника 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Разъяснение – метод эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важная черта, отличающая разъяснение от объяснения и рассказа, – ориентированность воздействия на данную группу или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств членов коллектива. Для младших школьников применяются элементарные приемы и средства разъяснения: «Поступать нужно так», «Все так делают» и т. п.
Разъяснение применяется только там и только тогда, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях, так или иначе повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя резать и разрисовывать парту, грубить, плевать и т. д. Здесь необходимы категорические требования. Разъяснение применяется чтобы сформировать или закрепить новое моральное качество или форму поведения; а также для выработки правильного отношения воспитанников к определенному поступку, который уже совершен.
В практике воспитания младшего школьника разъяснение опирается на внушение. Для него характерно некритическое восприятие школьником педагогического воздействия. Внушение, проникая незаметно в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы поведения. Как уже было отмечено, младшие школьники особенно внушаемы. Педагог, опираясь на эту специфику психики, должен использовать внушение в тех случаях, когда воспитанник должен принять определенные установки. Внушение используется для усиления воздействия других методов воспитания.
В работе с учащимися младшего школьного возраста широко применяется этическая беседа. В педагогической литературе она рассматривается и как метод привлечения учащихся для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок, и как форма разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, и как средство формирования системы моральных представлений и понятий, которые в свою очередь выступают в качестве основы для формирования нравственных взглядов и убеждений.
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Этической беседа называется потому, что ее предметом чаще всего становятся нравственные, моральные, этические проблемы. Цель этической беседы – углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных взглядов и убеждений.
Особенность проведения этических бесед в начальных классах в том, что в них можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественных произведений, декламацию, но при этом нельзя забывать, что в этической беседе должен преобладать живой обмен мнениями, диалог. После ее проведения классному руководителю необходимо провести работу по углублению выявленных нравственных понятий, норм поведения, организуя практическую деятельность детей.
При этом необходимо соблюдать ряд условий: беседа должна носить проблемный характер, развиваться спонтанно, не превращаться в лекцию, быть близка к эмоциональному опыту школьников, рассматривала различные точки зрения, стимулировала поиск самостоятельного ответа.
Пример – воспитательный метод на закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – второй. Пример дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей – родителей, воспитателей, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, исторических деятелей, выдающихся ученых.
Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Не всегда подражательность имеет непосредственный характер, часто мы ее наблюдаем в опосредованной форме – это не механический процесс, не автоматическое перенесение черт, качеств, опыта определенной личности, не простое повторение и отражение. Подражательность – деятельность индивида. Иногда очень трудно определить черту, где заканчивается подражание и где начинается творчество. Часто творчество и проявляется в особенном, своеобразном подражании.
Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Согласно данным психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, стройной фигурой, приятной манерой общаться, правильными чертами лица. При выборе моральных примеров, учитывая эти закономерности восприятия личности, следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь. При отсутствии такого соответствия нужны специальные меры по их обеспечению. Высоконравственный, но малосимпатичный персонаж уместно при случае наделить характеристиками и оценками, ослабляющими вызываемое им чувство неприязни, а порочного, но полюбившегося детям «героя» суметь доходчиво и доказательно развенчать. Столь же важно предупреждать возможные случаи появления пассивно-созерцательных идеалов. Они служат не столько побудителем к действию, сколько предметом любования, бесплодной мечтательности28.
В педагогической литературе описывается и такой метод формирования нравственного сознания личности, как диспут. Он представляет собой живой горячий спор на какую-то тему, волнующую воспитанников. Диспуты ценны тем, что убеждения, мотивы вырабатываются при столкновении и сопоставлении различных точек зрения. Этот метод сложный, используется в основном в средних и старших классах. В начальной школе его можно использовать как прием, например, в этической беседе.
Таким
образом, условие становление младшего
школьника как субъекта нравственного
поведения - это развитие его нравственных
убеждений, так как ребенок выступает
как субъект только тогда, когда он может
совершать поступки, руководствуясь собственными
убеждениями29. Существенным для
формирования нравственных убеждений
учащихся является накопление опыта нравственного
поведения, особенно в конфликтных ситуациях,
требующих выбора поступка. С целью формирования
нравственных убеждений, воспитания нравственного
поведения целесообразно ставить школьника
перед необходимостью морального выбора.
Необходимо демонстрировать такие ситуации,
в которых необходимо отказаться от каких-либо
благ в пользу других людей, предпочесть
желаемое развлечение делу, защитить товарища
в конфликтной ситуации, то есть такие
ситуации, в которых наглядно видно предпочтение
положительных в нравственном отношении
поступков. Накопление опыта нравственного
поведения необходимо для того, чтобы
такого рода активность стала привычной
для младшего школьника. Кроме того, через
деятельность, конкретные поступки, младшие
школьники учатся лучше осознавать нормы
надлежащего поведения, способы их выполнения.
Благодаря опыту нравственного поведения
и самокритичности у них появляется готовность
воспринимать требования других, что важно
для развития нравственного поведения.
Среди методов диагностики и исследования нравственной сферы младшего школьника могут быть предложены следующие:
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»30, в которой на примерах, приводимых учениками по различным жизненным поступкам, можно выявить степень сформированности понятий о нравственных качествах и оценить по трех балльной системе (1 – сформировано неправильное представление о нравственном понятии; 2 - представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное; 3 – сформировано полное и четкое представление о нравственном понятии).
Возможно проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом и несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке можешь рассказать ты?» и т.д. Для оценки степени сформированности понятия может использоваться та же трехбалльная система. Возможно использовать методику оценки уровня развития морального сознания Л. Колберга, которая представлена девятью гипотетическими дилеммами.
В соответствии с темой нашей работы, а именно воспитание нравственного поведения младшего школьника нами был разработан урок, направленный на формирование понятий о нравственных качествах, нравственных поступках и на формирование навыков нравственного поведения, план которого приведен далее.
План урока
Группа: учащиеся пятого класса.
Время, отведенное для занятия: два урока – 2 часа с перерывом в 15 минут.
Цель урока:
Задачи:
Преподавателя:
Учеников:
Приемы активизации мышления учащихся:
Содержание
занятия
Этап 1. В начале занятия в процессе монолога учителя предлагается уяснить основные понятия, такие как ответственность и доброжелательность, которые очень актуальны на современном этапе жизни общества.
Анализ теоретической литературы позволил выделить основное содержание этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей. Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется, как стремление видеть в другом человеке положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.
Этап 2. Ученикам предлагается привести примеры: ответственного и безответственного поступка; своего ответственного поступка и ответственного поступка своего знакомого; своего безответственного поступка и безответственного поступка своего знакомого. Тоже самое предлагается сделать с понятием доброжелательность (доброжелательное поведение, недоброжелательное поведение, свое и своего знакомого).
Этап 3. Анализ ответов учащихся. На данном этапе учителю представляются значительно большие возможности для управления процессом формирования у детей нравственных понятий, убеждений и навыков нравственного поведения. Вопросы помогают учителю «вывести наружу» мотивы деятельности и поведения в приведенных учениками примерах. При этом обеспечивается наиболее выгодная позиция учащегося как активного участника приобретения и обогащения знаниями, так как сами учащиеся вовлечены в оценку событий, поступков. При этом убеждающий смысл обсуждаемых в ходе беседы проблем значительно выше, так как эти проблемы опираются в личный опыт ребенка, его дела, поступки и действия, либо поведения знакомых ему людей. Важным моментом является обсуждение последствий нравственного поведения и безнравственного поведения.
Этап 4. Приведение примера ситуации нравственного выбора: «Петя, двенадцатилетний мальчик, очень хотел поехать в лагерь. Отец обещал ему, что он сможет поехать, если сам заработает для этого деньги. Петя усердно работал и скопил 1,5 тысячи рублей, необходимых для поездки в лагерь. Но как раз перед поездкой в лагерь, отец изменил свое решение. Друзья отца решили поехать на рыбалку, а у отца не хватало денег. Он сказал Пете, что бы тот отдал ему накопленные деньги. Петя не хотел отказываться от поездки в лагерь и собирался отказать отцу».
Информация о работе Воспитание нравственного поведения младшего школьника