Воспитание нравственного поведения младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Человек, взаимодействуя с внешней средой и другими людьми, определенным образом к ним относится и «переживает то, что с ним происходит и с ним совершается»1. Переживание этого отношения составляет сферу чувств и эмоций человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Любое личностно-значимое отношение приобретает эмоциональный характер, и, по тому что именно затрагивает человека или оставляет его равнодушным, радует или печалит, можно выявить истинное его существо2.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания нравственного поведения младшего школьника 5
1.1. Психологические особенности младшего школьного возраста 5
1. 2. Нравственное воспитание как условие развития гармоничной личности 9
1.3. Особенности и пути воспитания нравственного поведения младшего школьника 14
1.4. Методы формирования нравственного поведения младшего школьника. 19
Глава 2. Практическое занятие по формированию нравственного поведения младшего школьника 29
Заключение 34
Список использованной литературы 36

Работа содержит 1 файл

Воспитание нравственного поведения младшего школьника.doc

— 208.00 Кб (Скачать)

     Воспитание  – неотъемлемая часть социализации ребенка, приобретения им человеческого жизненного опыта, нацеленная на формирование человека как личности, его отношения к миру, обществу, людям. Главная задача воспитания – формирование и развитие ребенка как личности, обладающей темя полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе.

     Под  воспитанием, включенным в процесс  обучения, следует  понимать  непосредственно  педагогического  воздействия  на  учащихся,  которое  вызывает  у  них  положительное  отношение  к  этим  воздействиям  и  возбуждает  активное  стремление  к  собственному  развитию  и  формированию  положительных  личностных  черт  и  качеств6.

     Для исследования процесса воспитания нравственного  поведения, необходимо  определить,  в  чем  проявляется  нравственность  человека  вообще.

     Осмысливая  сущность  нравственности  личности,  следует отметить,  что в качестве  синонима  этого понятия зачастую  употребляется термин  «мораль».  В этике эти понятия различаются.  Под моралью в этом  смысле  понимается  система норм,  правил,  требований  к  поведению личности  в различных сферах  жизни и деятельности;  нравственность  же  трактуется  как совокупность  этих  норм,  правил  и требований.  Формирование  нравственности  педагогика  связывает не  только  со  знанием морали,  но  и с ее  неукоснительным  соблюдением7.

     О  нравственности  человека  можно  говорить  только  тогда,  когда  он  нравственно  ведет  себя  в  силу  внутреннего  побуждения  (потребности),  когда  в  качестве  контроля  выступают  его  собственные  взгляды  и  убеждения.  Выработка  таких  взглядов  и  убеждений  и  соответствующих  им  привычек  поведения  и  составляют  сущность   воспитания нравственного поведения8.

     О  нравственности  человека  обычно  судят  по  его  поведению,  но  поведение  –  понятие  весьма  широкое  и  охватывает  все  стороны  жизнедеятельности  личности.  Поэтому  для  раскрытия  его  нравственной  сущности  необходимо  выделить  какую-то  наименьшую  единицу,  которая  сохраняла  бы  свойства  целого.  Такой  наименьшей  единицей  поведения  может  служить  поступок.  Под  поступком  понимают  какое-либо  действие  или  состояние  человека,  но  всякое  действие  или  состояние  становится  поступком  только  при  условии,  если  оно  рассматривается  во  взаимосвязи  с  порождающими его целями,  мотивами  и намерениями личности.  При этом  нравственными должны  быть  как сами  по  себе  действия  или состояния,  так и порождающие их  мотивы  и цели9.

     Таким  образом,  под  поведением  понимают  совокупность  поступков  человека,  выделяя  при  этом  внешние  действия  и  внутреннюю  обусловленность  поступков,  то  есть  их  мотивацию,  переживание10.

     Нравственная  направленность  личности  раскрывается  не  в  отдельных  поступках,  а  в  ее  общей  деятельности,  которая  оценивается,  прежде  всего,  через способность личности  активно проявлять жизненную позицию.  Нравственная  ценность  личности  заключается в ее  готовности  утверждать  этические идеалы  общества  в избранной области деятельности11.

     Таким образом,  основными  критериями  нравственности  человека  являются  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям.  Нравственным  следует  считать  такого человека,  для  которого  нормы,  правила  и  требования  морали  выступают  как  его  собственные  взгляды  и  убеждения  (мотивы),  как  привычные  формы  поведения.

     Привычное  поведение  формируют  многократно  повторенные  действия.  Оно  стабильно,  позволяет  человеку  в одинаковых,  похожих условиях  действовать всегда  так,  как нужно12.

     Однако  нравственное  поведение  характеризуется  не  только  поступком,  но  и  системой  нравственных  привычек.  Они  наряду  с  нравственными  убеждениями  и  чувствами  входят  в  систему  внутренних  регуляторов  поведения.  Нравственная  привычка  –  это  способность  и  умение  произвести  действие  не  только  без  особого  на  то  контроля,  но  и  в  силу  выработанной  потребности  в  данной  деятельности.  Еще  Д.  Локк  отмечал,  что  в  воспитании  главную  роль  играет  формирование  нравственных  привычек.  По  его  мнению,  ни  в  коем  случае  не  следует  обременять  память  детей  правилами  и  предписаниями,  которые  тотчас  забываются.  Гораздо  полезнее  упражнять  их  в  действиях,  желательных  с  точки  зрения  истинной  моральности13.

     Нравственные  привычки  укрепляются  в  деятельности,  и  в  школе  нужна  специальная  работа  по  воспитанию  определенных  привычек  поведения.  С. Л.  Рубинштейн  отметил,  что,  когда  человека  систематически  побуждают  поступать  определенным  образом  (нравственно),  мировоззрение,  мораль  как  бы  оседают  и  закрепляются  в  его  характере  в  виде  привычек  –  привычных  способов  поведения14

     Привычка  к  поведению,  определенному  глубоко  усвоенными  нравственными нормами, – показатель устойчивости морального мотива. Воспитание нравственной  привычки  необходимо  осуществлять  на  основе  положительной  мотивации  поведения  учащихся15.

     Нравственное  поведение  характеризуется  тем, что оно у каждого определяется  сознательным  выбором  тех  или  иных  действий.  Поведение  нравственно,  если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела,  выбирая  единственно  возможный,  верный  путь  решения  стоящей  перед  ним  проблемы.  Уверенному  поведению  соответствует  твердая  внутренняя  убежденность.  Гармония  мыслей  и  дел – гарантия  нравственного  поведения  в  любой  ситуации,  при  возникновении  новых  и  неожиданных  проблем16.

     В период раннего детства, в возрасте до 3 лет, в условиях семейного воспитания, формируются основные черты так  называемого «кодекса поведения», что  является основой нравственного  развития в последующем. Прежде всего, вырабатывается послушание, которое является одобренной семейным коллективом формой нравственного долга.  Послушание имеет непосредственное отношение к восприятию ограничений. Ограничения и запрещения – это формирование системы прав и обязанностей, представлений «Я» и «Мы», то есть в конечном итоге – это проблемы взаимоотношений личности и коллектива. Смысл формирования запретов и ограничений заключается в постоянной тренировке умения соотносить понятие «мы» со своими желаниями, подчинять их требованиям коллектива. В этом же возрасте происходит формирование системы «поощрение/наказание». Но главное внимание в вопросе формирование нравственности уделяется уважению к ребенку как к человеческой личности, которое закладывается в раннем возрасте и идет параллельно с развитием личности ребенка. В данном возрасте закладываются понятия правдивости и честности, справедливости, сдержанности, вежливости. Ранний возраст – важный этап воспитания нравственного поведения, так как именно в этот период закладываются основы нравственного поведения17.

     С приходом в школу изменяется весь образ жизни и деятельности ребенка. Школа предъявляет новые, большие и разнообразные требования к ребенку – интеллектуальные, физические и социальные. Изменяется весь уклад жизни ребенка, на смену играм приходят занятия, а на смену семейному коллективу приходит новый коллектив детей и взрослых.

     В процессе обучения в школе развиваются  не только интеллектуальные, умственные способности ребенка, но и вся  его личность, формируются собственные нравственные убеждения, которые и становятся основой произвольного нравственного поведения.

  •      

  • 1.3. Особенности и пути воспитания нравственного поведения младшего школьника
  •      Учеба в школе обуславливает новые  социальные связи, прививает детям  чувства дружбы и товарищества, ответственности  и долга перед коллективом.  Жизненный опыт школьника быстро обогащается, поэтому его отношение к действительности становится более реальным и конкретным. В 7-11 лет у детей появляются желание помочь слабым, сочувствие попавшим в беду, стремление завоевать уважение родителей, авторитет среди товарищей и педагогов. Школа значительно расширяет кругозор ребенка, вводит его в мир совершенно новых понятий и впечатлений, оказывает глубокое влияние на мировоззрение. Дети начинают более критично воспринимать мир, более остро реагировать на несправедливость, на ущемление чувства собственного достоинства.

         В первые годы учебы особенно отчетливо  проявляются дефекты дошкольного  воспитания: эгоизм, индивидуализм, непослушание, неуважительное отношение к товарищам  и старшим, грубость, нечестность, безразличие к коллективу. Вместе с тем школьная жизнь позволяет выявить и многие положительные черты и качества в детях, заложенные родителями и воспитателями в первые шесть лет жизни18.

         Ускоренное  развитие интеллекта в связи с  обучением в школе создает основу для более совершенного формирования эстетических и нравственных чувств и воспитания нравственного поведения.

         Психологи  установили,  что  младший  школьный  возраст  характеризуется повышенной восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость19.

         Именно  в младшем школьном возрасте  возникает  новый  уровень  самосознания  детей,  наиболее  точно  выражаемый  словосочетанием  «внутренняя  позиция».  Она  представляет  собой  осознанное  отношение ребенка к себе,  к окружающим  людям,  событиям,  делам – такое отношение,  которое он  отчетливо может выразить  словами и делами.  Факт  становления такой позиции внутренне проявляется в том,  что в сознании  ребенка  выделяется  система  нравственных  норм,  которым  он  следует  или  старается  следовать  всегда  и  везде,  независимо  от  обстоятельств.

         Исследованиями, проведенными Ж. Пиаже,  установлено,  что  в  период  жизни от пяти до двенадцати лет  представления  ребенка  о  нравственности  меняются  от  нравственного  реализма  к  нравственному  релятивизму.  Нравственный  реализм,  в  понимании  Пиаже,  –   это  твердое,  непоколебимое  и  однозначное  понимание  добра  и  зла,  разделяющее  все  существующее  только  на  две  категории  –  хорошее  и  плохое  –  и  не  усматривающее  никаких  полутеней  в  нравственных  оценках20.

         Нравственный  релятивизм,  проявляющийся  у  детей  приблизительно  с  одиннадцати  лет,  основан  на  убеждении,  что  каждый  человек  имеет  право  на  справедливое  и  уважительное  отношение  к  себе и  в  каждом  его  поступке  можно  усмотреть  нравственно  оправданное  и  осуждаемое.  Реалист  мыслит  категориями  авторитета  и  полагает,  что  законы  нравственности  установлены  властью  и  незыблемы,  что  они  абсолютны  и  не  имеют  исключений,  что  их  нельзя  менять.  Моральную  дилемму  он  обычно  решает  в  пользу  бездумного  послушания  и  беспрекословного  подчинения  взрослому,  даже  если  его  распоряжения  расходятся  с  общепринятыми  нравственными  нормами.  В  период  нравственного  реализма  дети  судят  о  действиях  людей  по  их  следствиям,  а  не  по  намерениям. Для  них  любой  поступок,  приведший  к  отрицательному  результату,  является  плохим  независимо  от  того,  совершен  он  случайно  или  намерено,  из  плохих  или  хороших  побуждений.  Однако  при  явных  отрицательных  следствиях  поступков  они  способны  в  определенной  степени  принимать  в  расчет  намерения  человека,  давая  нравственную  оценку  его  действиям.

         Позже  Л.  Колберг  расширил,  конкретизировал  и  углубил  эту  идею.  Он  установил,  что  на  доконвенциональном  (доморальном)  уровне  развития  морали  дети  действительно  дают  оценки  поведению  только  по его следствиям,  а не  на  основе  анализа мотивов и содержания  поступков человека.  Сначала,  на  первой  стадии  этого уровня,  ребенок полагает,  что человек должен  подчиняться правилам  для того,  чтобы избежать  наказания за  их  нарушение.  На  второй  стадии возникает  мысль  о  полезности  нравственных  действий,  сопровождающихся  поощрениями.  В  это  время  нравственным  считается  любое  поведение,  за  которое  можно  получить  поощрение,  или  такое,  которое,  удовлетворяя  личные  потребности  данного  человека,  не  мешает  удовлетворять  свои  другому  человеку.

    Информация о работе Воспитание нравственного поведения младшего школьника