Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:46, дипломная работа
Цель исследования: выявление зависимости влияния телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния телеинформации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных условиях проявление уровня агрессивности дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).
Введение……………………………………….………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния телевидения на уровень детей старшего дошкольного возраста агрессивности ………….6
1.1. Детская агрессивность как психологический феномен…………..6
1.2. Психологические особенности старших
дошкольников………………………………………………………16
1.3.Социально-психологические аспекты средств массовой
информации (на примере телеинформации) ……………………...19
Выводы по 1 главе…………………………………………………...…………38
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы воздействия телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников ………………………………………………………………….40
2.1.Организация и проведение эмпирической работы……………….40
2.2. Анализ результатов исследования ……………………………….44
2.3. Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ……………..55
Заключение… ………………………………………………………. …………59
Источники и литература ……………………………………………………...61
Приложение……………………………………………………………………..65
24. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”)/ К.Лоренц — М.: Арко, 1994. —269 с.
25. Майерс Д. Социальная психология/ Д.Майерс - СПб.: Питер, 1997, 617с.
26. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
27. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты/ Г.С.Мельник - СПб, 1996. – 196 с.
28. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм/Ю.Б.Можгинский – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
29. Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред.В.А. Сластенина/А.В.Мудрик – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
30. Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов/ Т.Г. Музрукова, И.В. Нечаева - М.: Рус.яз., 1995.395с.
31. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество/ М.М. Назаров– М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
32. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации/ Т.В. Науменко– СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
33. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации/ А.А. Новикова– Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 168 с.
34. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. / Р. С. Немов— М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с.
35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников/ Р.В. Овчарова– М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
36. Паренс Г. Агрессия наших детей/ Г.Перенс — М.: Юнити, 1997. — 125 с.
37. Паренти М. Media/ М. Паренти – М.:Юнити, 1992.- 120 с.
38. Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. – М., 2002.
39. Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. — М., 1999. — 656 с.
40. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль/ Т.Г. Румянцева// Вопросы психологии. — №5/6/1992. — С.35-40.
41. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии/ Т.Г. Румянцева// Вопросы психологии. — № 1/1991. — С. 81-88.
42. Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.- № 6/1994 - с. 20-26
43. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология/Г.А.Урунтаева — М.: Академия, 2001. — 336 с.
44. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры/ Ю.Н.Усов - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.
45. Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе/ Ю.Н.Усов – SvR – Аргус, 1995. – 223 с.
46. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления/ Л.Н.Федотова – М., 1996.
47. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации/ Л.Н.Федотова – М.: Аспект Пресс, 2002. - 238 с.
48. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации/ Л.Н.Федотова – СПб.: Питер. 2004. - 397 с.
49. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции/З.Фрейд – М.: Наука, 1991. – 455 с.
50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Э.Фром М.: Республика, 1990. – 446 с.
51. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция/ И.А.Фурманов – Минск.:Литера., 1996. – 296 с.
52. Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества/Н.Ф.Хилько – М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. – 96 с.
53. Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга/ Т. А. Цехместренко // Психология. №2/2006. – с.27-28
54. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт/А.В.Шариков - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.
55. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации/ Ф.И. Шарков - М.: Социальные отношения. Перспектива, 2003. – 248 с.
56. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации/ Ф.И. Шарков, А.А. Родинов – М.: Социальные отношения, 2003.
57. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов/Ю.А.Шерковин – М.: Мысль, 1973. – 213 с.
58. Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики/ М.В.Шкондин – М., 1995.
Приложение 1
Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. в 1992 г. [2]
ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
Да____________________________
Нет___________________________
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
Да____________________________
Нет___________________________
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
Да____________________________
Нет___________________________
4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
Да____________________________
Нет___________________________
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
Да____________________________
Нет___________________________
6.Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
Да____________________________
Нет___________________________
7. Он не прочь подразнить животных.
Да____________________________
Нет___________________________
8. Переспорить его трудно.
Да____________________________
Нет___________________________
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
Да____________________________
Нет___________________________
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
Да____________________________
Нет___________________________
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
Да____________________________
Нет___________________________
12. Часто не по возрасту ворчлив.
Да____________________________
Нет___________________________
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
Да____________________________
Нет___________________________
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
Да____________________________
Нет___________________________
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
Да____________________________
Нет___________________________
16. Легко ссорится, вступает в драку.
Да____________________________
Нет___________________________
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
Да____________________________
Нет___________________________
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
Да____________________________
Нет___________________________
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
Да____________________________
Нет___________________________
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Да____________________________
Нет___________________________
Приложение 2
Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»
(авторская разработка В.Д. Пурина)
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1) Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:
а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;
б) Мультфильм «Человек – Паук»;
в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;
г) свой вариант.
2) Какую взрослую передачу по телевизору ты смотришь с большим удовольствием:
а) «В мире животных»;
б) «Пусть говорят»;
в) «Криминальная хроника»;
г) свой вариант.
3) В каком телевизионном фильме ты хотел бы сняться:
а) «Приключения Электроника»;
б) «Менты»;
в) «Мортал Комбат смертельная битва»;
г) свой вариант.
4) Если бы ты был главным режиссёром про что бы ты придумал детскую передачу:
а) про дружбу между людьми;
б) про драки между людьми;
в) детский боевик;
г) свой вариант.
Приложение 3
Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) [2]
Фрагменты:
1. Рассерженный «впадает в бешенство».
2. Держится в дали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем то подозревается.
3. Ведет себя подобно «настороженному животному».
4. Постоянно нуждается в помощи и контроле со стороны педагога.
5. Рассказывает фантастические, вымышленные истории с элементами насилия.
6. В ответ на приветствие выражает злость или подозрительность.
7. Портит общественную и личную собственность.
8. Негативно относится к замечаниям.
9. Раз или два был замечен в воровстве сладостей, ценных предметов.
10. «Дикий взгляд». Смотрит исподлобья.
11. Очень непослушен, не соблюдает дисциплины.
12. Кричит, угрожает, оскорбляет.
13. Ведет себя непристойно.
14. «Играет героя», особенно когда ему делают замечание.
15. Подражает хулиганским проделкам других.
16. Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям.
17. Пристает к более слабым.
18. Дерется не соответствующим образом
Приложение 4
Методика “Рисунок несуществующего животного”
(автор Колосова С.Л.) [20]
Интерпретация методики
Положение рисунка на листе: норма — рисунок расположен по центру листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа — высокая самооценка, недовольство своим положением в социуме, недостаточное признание со стороны окружающих, претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению. Положение рисунка в нижней части — неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная смысловая часть фигуры – голова: голова повернута вправо — устойчивая тенденция к деятельности, действенности. Испытуемый активно переходит к реализации своих планов, наклонностей.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия. Нередко боязнь перед активным действием и нерешительность. Положение "анфас", т.е. голова направлена на рисующего - эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств — уши, рот, глаза. Деталь "уши" — заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ — большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — чувственность; иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный — легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессивность, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Глаза: это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (относительно фигуры в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих. На голове также иногда располагаются дополнительные детали: рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и иногда ориентировка на свою сексуальную роль.