Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:46, дипломная работа
Цель исследования: выявление зависимости влияния телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния телеинформации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных условиях проявление уровня агрессивности дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).
Введение……………………………………….………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния телевидения на уровень детей старшего дошкольного возраста агрессивности ………….6
1.1. Детская агрессивность как психологический феномен…………..6
1.2. Психологические особенности старших
дошкольников………………………………………………………16
1.3.Социально-психологические аспекты средств массовой
информации (на примере телеинформации) ……………………...19
Выводы по 1 главе…………………………………………………...…………38
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы воздействия телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников ………………………………………………………………….40
2.1.Организация и проведение эмпирической работы……………….40
2.2. Анализ результатов исследования ……………………………….44
2.3. Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ……………..55
Заключение… ………………………………………………………. …………59
Источники и литература ……………………………………………………...61
Приложение……………………………………………………………………..65
К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда [10, с.37], который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Он считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. У индивида, пережившего фрустрацию, возникает побуждение к агрессии. Агрессивный позыв может встречать внешние препятствия или подавляться страхом наказания.
Н.Е. Миллер [2, с.13] выдвинул систематизированную модель, в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию, выбор жертвы обусловлен тремя факторами:
1) силой побуждения к агрессии;
2) силой факторов, тормозящих данное поведение;
3) стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.
Л. Берковец считал [6, с.37], что фрустрация вызывает гнев, который создаёт готовность реагировать агрессивно, однако открытая агрессия может не проявляться. Роль посылов к агрессии могут играть провоцирующие реплики, страх и податливость жертвы.
Теория социального научения агрессии А. Бандура [4, с.39], постулирует, что агрессивное поведение представляет собой сложную систему навыков, требующую длительного и всестороннего научения. Чтобы усвоить способы разрушительных действий, человек должен наблюдать их социальные образцы. Поощрение и наказание являются регулятором агрессивного поведения, отвечают за усиление или сдерживание деструктивных тенденций.
По формальным характеристикам в психологии выделяют следующие формы агрессивных действий: [2, с.15]
Негативные – позитивные (деструктивные – конструктивные).
Явные и латентные (внешне наблюдаемая агрессия – скрытая агрессия).
Вербальные – физические (словесное нападение – физическое нападение).
Прямые – косвенные (непосредственно направленные на объект – смещенные на другие объекты).
Враждебные – инструментальные (с целью причинения вреда, боли другому человеку – с иными целями).
Эго – синтонные (принимаемые личностью) – эго-дистонные (чуждые для «я», осуждаемые самой личностью).
Наиболее привычными, явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому – то, причинении вреда.
Агрессия может быть направлена на: [4, с.16]
окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников)
близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку)
животных (птиц, кошек, насекомых)
себя (своё тело или личность, например, в форме выдергивания волос, сдирания кожи, кусания ногтей)
внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества)
символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия) [3].
Наиболее распространёнными целями агрессивного поведения, не связанного с психическими расстройствами, в переходе от враждебности к манипулятивности могут быть:
причинение боли жертве, её страдания;
месть за перенесенное страдание;
причинение ущерба;
доминирование, власть над другим человеком;
получение материальных благ;
аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
отстаивание автономии и свободы;
завоевание авторитета в группе сверстников;
удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
привлечение внимания.
Однако чаще всего агрессия вызывается словами и поступками, т.е. имеет социальный контекст. Чем выше уровень фрустрации, т.е. переживания неудачи, обиды, чем неожиданнее эта помеха, тем сильнее агрессия пострадавшего. Под фрустрацией понимается эмоционально тяжёлое переживание человеком своей неудачи, сопровождающееся чувством безысходности, крушением надежд в достижении определённой желаемой цели[34,с.682]. Фрустрация может вызвать две взаимоисключающие эмоции – страх или гнев и, соответственно два вида реагирования – бегство (уклонение) или нападение. Выбор стратегии реагирования зависит от личностных особенностей, состояния человека, а также от внешнего стимулирования того или иного вида поведения. Вербальная агрессия чаще распространена, чем физическая. Чем более несправедливым кажется проступок другого, тем выше вероятность агрессивной реакции.
Навязывание моделей агрессивного поведения реализуется в масс-медиа и референтными группами. Сцены насилия в средствах массовой информации провоцируют агрессивность зрителя, если выглядят реальными и захватывающими, если зритель отождествляет себя с агрессором или ассоциирует враждебную персону с жертвой агрессии из фильма. Особенно сильно влияние фильмов на рост агрессивных настроений у раздражённой личности.
В реальной жизни бывает довольно сложно определить, направляется ли поведение человека его внутренней агрессивной тенденции, или же оно зависит от каких – либо иных факторов. Агрессивное поведение конкретной личности может дифференцироваться: [2, с.22]
1. По степени личностной вовлеченности:
- ситуативные личностные реакции (в форме краткосрочной реакции на конкретную ситуацию).
- агрессивное состояние (на фоне стресса, возрастного кризиса, дезадаптации)
- устойчивое агрессивное поведение личности.
2. По степени активности:
- пассивное агрессивное поведение (в форме бездействия или отказа от чего – либо)
- активное агрессивное поведение (в форме разрушительных или насильственных действий)
3. По эффективности:
- конструктивное агрессивное поведение (способствующее адаптации , успеху и совладению со стрессовыми ситуациями)
-деструктивное агрессивное поведение (наносящее ощутимый успех самой личности или окружающим её людям).
4. По выраженности психопатологической составляющей:
- нормальное агрессивное поведение
- агрессивное поведение в рамках поведенческих расстройств (например, зависимое поведение)
- агрессивное поведение в рамках личностных расстройств
- агрессивное поведение в рамках психических заболеваний и психопатологических расстройств.
Агрессивное поведение в ряде случаев может выступать как проявление работы защитных механизмов и служить сигналом интенсификации психологической защиты – специализированной регулятивной системой стабилизации личности, направленной на устранение или сведения до минимума чувства тревоги, связанного с осознание конфликта. Таким образом, и само агрессивное поведение ребёнка может быть защитным, и механизмы психологической защиты могут активизироваться для оправдания агрессивного поведения. Но судить о том или ином виде психологической защиты можно только по косвенным проявлениям. Отражаться на поведении может много того, что было воспринято неосознанным образом. [20, с.56]
Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Возрастные кризисы, сопровождаемые естественным ростом агрессивности, связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются существующими отношениями и умениями. Психоаналитические исследования свидетельствуют о частых приступах гнева младенцев, особенно в ситуациях, когда их потребности недостаточно учитываются. Маленькие дети, желая сохранить материнскую любовь, склонны проявлять жестокость по отношению к маленькому брату или сестре. Адаптируясь к требованиям детского сада, дети могут обзываться, щипаться, плеваться, драться, кусаться и даже есть несъедобное. Эти действия они осуществляют импульсивно, неосознанно и открыто. Пассивным проявлением агрессивности в этом возрасте считается негативизм, упрямство, отказы, кусание ногтей, губ. Пик неуступчивости в дошкольном возрасте приходится на 2 года, а пик агрессивности на 3 года. В целом же детская агрессивность является обратной стороной беззащитности. Если ребёнок чувствует себя незащищённым у него рождаются многочисленные страхи. Стремясь справиться с со своими страхами он прибегает к защитно – агрессивному поведению. Другим способ преодоления страха может стать направление агрессии на себя. Аутоагрессия проявляется по – разному, например, в саморазрушительных фантазиях или идеях самонаказания [20, с.69].
Для детей дошкольного возраста наиболее характерными являются такие формы агрессии, как порча игрушек, швыряние предметов, эпизодическое грубое обращение с животными, пассивно – агрессивные реакции протеста, неуступчивость и повышенное упрямство. В целом возрастная динамика соответствует возрастным кризисам в 3 – 4 года и 6 – 7 лет в дошкольном возрасте. Многие исследователи подчеркивают, что систематическое агрессивное поведение детей 3 – 6 лет больше обусловлено биологическими факторами (мужской пол, темперамент ребёнка, перинатальная энцефалопатия)и преимущественными нарушениями в эмоционально – волевой сфере, а также ранней эмоциональной депривацией [20, с.75].
В отечественной психологии в качестве основной причины непатологической агрессии ребёнка дошкольного возраста рассматривается педагогическая запущенность. Педагогическая запущенность – это устойчивые отклонения от нормы в нравственном сознании и поведении детей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибок в воспитании. [20,с.52]
Агрессивность очень сходна с гиперактивностью, при обоих нарушениях проявляется неспособность реализовать моторный покой и релаксацию. А отличается от гиперактивного поведения прежде всего мотивами. Агрессивные дети намеренно причиняют вред с целью исполнения собственных эгоистических интересов. Разрушительность поведения сверхактивных детей обычно ненамеренная. Однако агрессивное расстройство поведения часто соседствует с гиперактивностью. Что касается негативизма, то он является нормой детского поведения особенно в возрасте 1,5 – 2 лет. И он становиться патологическим, если фиксируется в дальнейшем поведении ребёнка [26, с.99].
Согласно позиции отечественных учёных, существует связь между агрессивностью детей и свойствами их нервной системы. Вероятность агрессии повышается, когда нервная система характеризуется повышенной возбудимостью при слабом действии активного торможения. А поскольку свойства нервной системы предаются по наследству, у ребёнка может быть унаследовано и нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения. Вероятность агрессии достаточно высока также в те периоды жизни, когда происходят существенные изменения в деятельности нервной системы. Для маленьких детей характерны трудности торможения, затормозить свои действия или, наоборот, заставить себя делать требуемое – складывается у детей только в младшем школьном возрасте.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что агрессивное поведение детей является неоднородным феноменом, имеет различные формы проявления - в зависимости от возрастных особенностей, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось ещё единого концептуального подхода в типологии агрессивности.
1.2. Психологические особенности старших дошкольников
У ребёнка в старшем дошкольном возрасте идет очень интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы. С одной стороны, дети делаются сильнее, выносливее, с другой стороны, возникает переутомление и эмоциональное перенапряжение. Противоречивость развития 6-летнего ребенка можно с полной уверенностью сравнить с серьезностью противоречий подросткового возраста.
Что касается психических процессов, то внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он перенимает у взрослых. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - к шести-семи годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым [43].
Подобные возрастные закономерности отмечаются и в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший, интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксируемого материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей шести-семи лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. [34, с.254]
Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к шести годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления [14, с.35].