Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:46, дипломная работа
Цель исследования: выявление зависимости влияния телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния телеинформации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных условиях проявление уровня агрессивности дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).
Введение……………………………………….………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния телевидения на уровень детей старшего дошкольного возраста агрессивности ………….6
1.1. Детская агрессивность как психологический феномен…………..6
1.2. Психологические особенности старших
дошкольников………………………………………………………16
1.3.Социально-психологические аспекты средств массовой
информации (на примере телеинформации) ……………………...19
Выводы по 1 главе…………………………………………………...…………38
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы воздействия телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников ………………………………………………………………….40
2.1.Организация и проведение эмпирической работы……………….40
2.2. Анализ результатов исследования ……………………………….44
2.3. Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ……………..55
Заключение… ………………………………………………………. …………59
Источники и литература ……………………………………………………...61
Приложение……………………………………………………………………..65
Рис.4
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)
5) По результатам четырёх методик: 0% детей имеют слабый уровень агрессивности, 64% средний, 29% высокий и 79% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.5 и табл.6):
По результатам эксперимента можно сделать вывод, что из 14 детей, в особом внимании нуждаются 5 детей, у которых выявлен высокий и повышенный уровень агрессивности. Этим детям присуще такое поведение: враждебность, гнев; рассказывание историй, с элементами насилия; на приветствие отвечают злостью; портят общественную и личную собственность; негативно относятся к замечаниям; дерутся.
Средний уровень агрессивности у 9 детей, они отличаются тем, что негативно относятся к замечаниям, не соблюдают дисциплины, не послушны, пристают к более слабым.
Слабый уровень агрессивности по результатам четырёх используемых методик не был выявлен у детей экспериментальной группы.
Таблица 6
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по четырём методикам
№ |
Ф.И.Ребёнка | Результаты по методикам | Выводы об уровне агрессивности | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Костя А. | СЛ | СР | СР | В | СР |
2 | Аня Б. | В | СР | В | В | В |
3 | Рустам Г. | В | СР | СЛ | СЛ | СР |
4 | Дима Г. | В | В | В | В | В |
5 | Артём К. | П | СР | СЛ | СЛ | СР |
6 | Катя Л. | СР | СЛ | СР | СР | СР |
7 | Коля Л. | СР | СЛ | СР | СР | ССР |
8 | Антон М. | П | П | П | П | П |
9 | Никита П. | СР | СР | СР | В | СР |
10 | Феликс П. | В | СР | СЛ | СЛ | СР |
11 | Кирилл Р. | СЛ | СЛ | СР | СР | СР |
12 | Лера С. | В | СР | В | СР | В |
13 | Аня С. | В | В | СР | СЛ | СР |
14 | Герман Х. | СР | В | СР | В | В |
П-повышенный уровень агрессивности
В- Высокий уровень агрессивности
СР- Средний уровень агрессивности
СЛ- Слабый уровень агрессивности
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников
по четырём методикам
2.3. Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ
Несмотря на демократизацию жизни в нашей стране (которую многие интерпретируют как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе и ребёнка, родителям необходимо помнить и неукоснительно выполнять следующие ТРЕБОВАНИЯ.
1. В отсутствии цензуры как таковой (как политико–нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители, должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.
1.1. Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.
1.2. К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.
Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:
а) Продолжительность пребывания ребёнка-дошкольника у телевизора должна находиться в чёткой взаимосвязи с его эмоциональным складом, интеллектуальными возможностями, физическими данными и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).
б) Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:
- беседы с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);
- личные и общественные примеры (с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);
- игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);
- образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).
2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.
3. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря, схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).
В любом случае ребёнок соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге - и смыслу жизни.
4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций и лекториев, проводимых ДОУ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное нами теоретическое и эмпирическое исследование, посвященное проблеме агрессивного воздействия средств массовой информации на личность ребёнка-дошкольника, позволяет констатировать следующее.
1. Теоретический анализ феномена детской агрессивности, показал, что в понимании категории «агрессивность», «агрессия» в науке ещё нет единого подхода, так же, как и нет единой классификации относительно агрессивности. Это порождает целый ряд противоречий, как для исследователей-теоретиков, так и для исследователей-практиков. На наш взгляд, в ряду проанализированных, заслуживает внимания точка зрения Н.Д. Левитова, согласно которой «состояние агрессивности представляет собой переживание гнева с потерей самоконтроля».
2. Анализ классификации средств массовой информации и её характерологический анализ показали, что разные научные сферы по-разному рассматривают этот феномен. В частности, такие науки, как эстетика (Киященко Н.И.), психология (Овчарова Р.В.), педагогика (Давыдов В.В), и социология (Фохт – Бабушкин Ю.Г.) весьма существенно расходятся по этому вопросу. Мы отмечаем точку зрения Ю.Г.Фохт-Бабушкина в своём исследовании на телевидение как «средства массовой аудиовизуальной коммуникации», как наиболее достоверную.
3. Теоретический анализ, проведенный нами в рамках второй главы, говорит о том, что в науке (в частности, педагогике и психологии) существует весьма ограниченное количество диагностик, методик, глубоких теоретических исследований, посвящённых влиянию СМИ на личность и психику ребёнка-дошкольника. Поэтому мы взяли на себя определённую смелость в разработке собственного диагностического инструментария: в связи с этим, нами разработан авторский опросник детей-дошкольников, который предваряет собой дальнейшие компоненты экспериментальной работы (наблюдение за детьми и анкетирование родителей по методике Лаврентьевой Г.П., проективные методики известных авторов). Подобранный инструментарий позволил нам в исследовании, на его опытно-экспериментальном уровне добиться большей доли достоверности.
4. Судя по конкретным результатам исследования, проведённого среди детей подготовительной к школе группы ДОУ №11 г.Острогожска, наша первоначальная гипотеза о том, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации) получила своё экспериментальное подтверждение.
Источники и литература
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков/ В.А. Аверин— СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 520 с.
2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
3. Айхорн А. Трудный подросток. - М.: Академия, 2001. — 336 с.
4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений/ А.Бандура – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль/ Л. Берковиц — М.: Владос, 2001. — 512 с.
6. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном/Е.А.Бондаренко - М.: SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
7. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста/Е.А.Бондаренко - М.:SVR-Аргус, 1994.-64 с.
8. Бориснев С.В. Социология коммуникации/ С.В. Бориснев - М., 2003.
9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации/Ю.П, Буданцев- М., 1995.
10. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия/ Р. Бэрон, Д. Ричардсон— СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
11. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми/ К. Бюттер — М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
12. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.
13. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С. Школьник. – М.:изд. АПНСССР, 1990. – 90 с.
14. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
15. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена/ О.Ю.Дроздов // СоцИс. - №8/2001. - 62-68 с.
16. Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения/ О.Ю.Дроздов // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». №483/2000. - с.51
17. Детская психология / В.С. Мухина.-2 изд.-М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000.-352с.
18. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
19. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания/ Н.И.Клященко – М.: ИФРАН, 1998, - 204 с.
20. Колосова С.Л. Детская агрессия/С.Л.Колосова– СПб.: Питер, 2004, - 224 с.
21. Лалаянц И. Энергия агрессивности/И. Лалаянц// Семья и школа. — №6/1995. — С.20-21.
22. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии/Н.Д.Левитов // Вопросы психологии - №6/1967. – с.18-21
23. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми/.Дж. Лешли. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.