Влияние телеинформации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление зависимости влияния телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния телеинформации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных условиях проявление уровня агрессивности дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Содержание

Введение……………………………………….………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния телевидения на уровень детей старшего дошкольного возраста агрессивности ………….6
1.1. Детская агрессивность как психологический феномен…………..6
1.2. Психологические особенности старших
дошкольников………………………………………………………16
1.3.Социально-психологические аспекты средств массовой
информации (на примере телеинформации) ……………………...19
Выводы по 1 главе…………………………………………………...…………38
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы воздействия телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников ………………………………………………………………….40
2.1.Организация и проведение эмпирической работы……………….40
2.2. Анализ результатов исследования ……………………………….44
2.3. Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ……………..55
Заключение… ………………………………………………………. …………59
Источники и литература ……………………………………………………...61
Приложение……………………………………………………………………..65

Работа содержит 1 файл

телевидение агрессивность дошкольников есть.doc

— 537.50 Кб (Скачать)

Цель: выявить склонность к агрессивному поведению у детей старшего дошкольного возраста.

Оборудование: карта наблюдений, включающая 18 фрагментов - фиксированных форм поведения, в данном случае агрессивного (испытатель  в течении учебного занятия в ДОУ наблюдает за ребёнком и фиксирует результаты по его окончании).

Инструкция. В ответах следует лишь проставить «+» (что означает ДА, присутствуют); или «-» (что означает НЕТ, отсутствуют).

Каждый «+» соответствует 1 баллу (ответ «-» соответствует 0 баллов). Подсчитывается итоговая сумма балов, на основании чего делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

                                  Шкала оценок результатов:

                  Повышенный уровень агрессивности - 15 - 18 баллов

                  Высокий уровень агрессивности - 10 – 14 баллов.

                  Средний уровень агрессивности - 6 -9 баллов.

                  Слабый уровень агрессивности - 0-5 баллов.

4. Методика “Рисунок несуществующего животного” (автор - Колосова С.Л.)

Цель: оценить уровень агрессивного поведения ребенка.

Инструкция:  “Дети, придумайте и нарисуйте животное, которого в природе не существует, и которого Вы не видели ни в книжках, ни в мультфильмах. Вы его нарисуйте и назовите несуществующим именем!”

Оборудование: простой карандаш средней твердости; стандартный белый лист бумаги, но не глянцевой. Ручки и фломастеры использовать нельзя.

Таблица 1

Симптомокомплексы теста для оценки агрессивности детей

 

Симпто-комплекс

Симптом

Балл

1

Сильная, уверенная линия рисунка

0,1

2

Неаккуратность рисунка

0,1

3

Большое количество острых углов

0,1

4

Верхнее размещение углов

0,1

5

Крупное изображение

0,1

6

Голова обращена вправо или анфас

0,1

7

Хвост поднят вверх, пышный

0,1

8

Угрожающее выражение

0,1

9

Угрожающая поза

0,1

10

Наличие орудий нападения (зубы, рога, когти)

0,1

11

Хищник

0,1

12

Вожак или одинокий

0,1

13

При нападении дерется традиционным способом

0,1

14

Ночное животное

0,1

15

Другие признаки

0,1

 

На основании анализа каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

                  Повышенный уровень агрессивности – 11-15 баллов

                  Высокий уровень агрессивности — 7-10 баллов.

                  Средний уровень агрессивности —4-6 баллов.

                  Слабый уровень агрессивности —0-3 баллов.

 

 

2.2. Анализ результатов исследования

 

     Каждая из обозначенных выше методик имеет шкалу уровня агрессивности (повышенный, высокий, средний, слабый уровень агрессивности).  По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

    1) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 14% детей имеют слабый уровень агрессивности, 30% средний, 42% высокий и 14% повышенный уровень агрессивности (см. таблицу 3 и Рис.1):



2

 

Таблица 2. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.

Ф.И.О. родителей

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

 

Антонова Я.В.

Костя А.

5

 

 

 

 

 

Белов В.В.

Аня Б.

11

 

 

 

 

 

Годжаев Э.Г.

Рустам Г.

13

 

 

 

 

 

Ларионова Е.Г.

Дима Г.

13

 

 

 

 

 

Конюшок А.А.

Артём К.

16

 

 

 

 

 

Лавская И.В.

Катя Л.

7

 

 

 

 

 

Лашкова С.М.

Коля Л.

10

 

 

 

 

 

Морозов А.А.

Антон М.

17

 

 

 

 

 

Полонникова Л.В.

Никита П.

10

 

 

 

 

 

Полонникова Л.В.

Феликс П.

11

 

 

 

 

 

Ротай И.И.

Кирилл Р.

5

 

 

 

 

 

Смирнова А.В.

Лера С.

11

 

 

 

 

 

Спиридонова Ю.А.

Аня С.

13

 

 

 

 

 

Хрусталёва Ю.О.

Герман Х.

7

 

 

 

 

ИТОГО:

2 ребёнка

14%

4 ребёнка

30%

6 детей

42%

2 ребёнка

14%

 

Рис.1
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.



2

 

 

    2) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»: 20% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 20% высокий и 10% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.2 и табл.3):

 

 

 

Рис.2

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике 

«Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4. Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

 

Костя А.

4 б.

 

 

 

 

 

Аня Б.

4 б.

 

 

 

 

 

Рустам Г.

3 б.

 

 

 

 

 

Дима Г.

6 б.

 

 

 

 

 

Артём К.

3 б.

 

 

 

 

 

Катя Л.

2 б.

 

 

 

 

 

Коля Л.

2 б.

 

 

 

 

 

Антон М.

8 б.

 

 

 

 

 

Никита П.

4 б.

 

 

 

 

 

Феликс П.

3 б.

 

 

 

 

 

 

Кирилл Р.

2 б.

 

 

 

 

 

Лера С.

4 б.

 

 

 

 

 

Аня С.

5 б.

 

 

 

 

 

Герман Х.

6 б.

 

 

 

 

ИТОГО:

3 ребёнка

20%

7 детей

50%

3 ребёнка

20%

1 реб.

10%

 

   3) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П. (структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем): 21% детей имеют слабый уровень агрессивности, 50% средний, 21% высокий и 8% повышенный уровень агрессивности (см. Рис3 и табл.4):

 

 

 

 

 

 

 

 



2

 

Таблица 4
Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

Ф.И.

Компоненты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

И т о г

1. А.К.

+

-

-

-

+

-

+

+

-

-

+

-

-

+

-

+

-

-

7

2. Б.А.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

11

3. Г.Р.

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

3

4. Г.Д.

-

-

+

+

+

+

+

-

-

-

+

+

+

-

+

-

+

+

11

5. К.А.

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

6. Л.Катя

-

+

-

-

-

-

-

+

-

+

+

-

+

+

+

+

-

+

9

7. Л.Коля

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

2

8. М.А.

+

+

-

+

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

+

+

15

9. П.Н.

-

+

-

+

+

-

-

-

-

+

-

-

+

-

+

+

-

-

6

10. П.Ф.

-

+

-

-

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-

-

+

4

11. Р.К.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

9

12. С.Л.

+

-

-

+

+

-

+

+

-

-

+

+

+

+

-

+

-

+

11

13. С.А.

-

+

+

+

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

9

14. Х.Г.

-

+

+

-

-

+

-

+

-

-

+

-

+

-

-

-

+

+

8

 

 

 

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике Лаврентьевой Г.П.

 

 

 

 

 



2

 

4) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова): 28% детей имеют слабый уровень агрессивности, 28% средний, 35% высокий и 9% повышенный уровень агрессивности (см. Рис.4 и табл.5):

Таблица 5

Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников по методике  «Несуществующее животное» (автор С.Л. Колосова)

 

Ф.И. ребёнка

Кол-во баллов

Уровень агрессивности

Слабый

Средний

Высокий

Повышенный

1.

Костя А.

9 б.

 

 

 

 

2.

Аня Б.

8 б.

 

 

 

 

3.

Рустам Г.

3 б.

 

 

 

 

4.

Дима Г.

9 б.

 

 

 

 

5.

Артём К.

1 б.

 

 

 

 

6.

Катя Л.

6 б.

 

 

 

 

7.

Коля Л.

4 б.

 

 

 

 

8.

Антон М.

11 б.

 

 

 

 

9.

Никита П.

7 б.

 

 

 

 

10.

Феликс П.

2 б.

 

 

 

 

11.

Кирилл Р.

5 б.

 

 

 

 

12.

Лера С.

6 б.

 

 

 

 

13.

Аня С.

1 б.

 

 

 

 

14.

Герман Х.

8 б.

 

 

 

 

ИТОГО:

4 ребёнка

28%

4 детей

28%

5 ребёнка

35%

1 реб.

9%

Информация о работе Влияние телеинформации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста