Влияние телеинформации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 23:46, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: выявление зависимости влияния телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния телеинформации.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных условиях проявление уровня агрессивности дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им массовой информации (в частности, телеинформации).

Содержание

Введение……………………………………….………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния телевидения на уровень детей старшего дошкольного возраста агрессивности ………….6
1.1. Детская агрессивность как психологический феномен…………..6
1.2. Психологические особенности старших
дошкольников………………………………………………………16
1.3.Социально-психологические аспекты средств массовой
информации (на примере телеинформации) ……………………...19
Выводы по 1 главе…………………………………………………...…………38
Глава II. Эмпирическое исследование проблемы воздействия телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников ………………………………………………………………….40
2.1.Организация и проведение эмпирической работы……………….40
2.2. Анализ результатов исследования ……………………………….44
2.3. Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ……………..55
Заключение… ………………………………………………………. …………59
Источники и литература ……………………………………………………...61
Приложение……………………………………………………………………..65

Работа содержит 1 файл

телевидение агрессивность дошкольников есть.doc

— 537.50 Кб (Скачать)


2

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«МНОГОУРОВНЕВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

 

 

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ

 

 

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Влияние телеинформации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

Студента(ки) 6 курса
заочной формы обучения
специальности «Психология»
 

__________________________

Научный руководитель:

к.псих.н., Щербакова Н.А.

___________________________

Дипломная работа

допущена к защите

Зав. кафедрой: д.псих.н., проф.

____________Е.А. Корсунским

«_____»______________ 2007

 

 

ВОРОНЕЖ 2007

 

Оглавление

Введение……………………………………….………………………………….3

Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния телевидения на уровень детей старшего дошкольного возраста агрессивности ………….6

1.1. Детская агрессивность как психологический феномен…………..6

1.2. Психологические особенности   старших

       дошкольников………………………………………………………16                        

1.3.Социально-психологические аспекты средств массовой

      информации (на примере телеинформации) ……………………...19

Выводы по 1 главе…………………………………………………...…………38                                               

Глава II. Эмпирическое исследование проблемы воздействия телеинформации на проявление уровня                  агрессивности старших дошкольников ………………………………………………………………….40

2.1.Организация и проведение эмпирической работы……………….40

2.2. Анализ результатов исследования ……………………………….44

2.3. Рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ……………..55

Заключение… ………………………………………………………. …………59

Источники и литература ……………………………………………………...61

Приложение……………………………………………………………………..65

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Известно, что личность не может полноценно развиваться вне социума, где одно из центральных мест занимают процессы коммуникации. Особенно это касается средств массовой информации и в частности телевидения, занимающего большую часть времени и оказывающего огромное влияние на формирование личности. Наиболее подверженными такому влиянию оказываются дети старшего дошкольного возраста. Ценностные установки ребенка еще не достаточно сформированы для адекватной оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для юного телезрителя стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает достаточно сложно корректировать, преодолевать.

    Большинство дошкольников в считанные секунды могут скопировать повадки и манеру поведения любимого киногероя или ведущего какой-нибудь популярной телепередачи, пропеть рекламную рифмовку, рассказать, что именно они узнали из средств массовой информации. При этом с поведенческими реакциями дошкольники усваивают негативную, агрессивную информацию, которой изобилуют большинство телепрограмм. 

    Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители и воспитатели ДОУ. Родители, играющие большую роль в развитии и воспитании дошкольника, испытывая трудности в преодолении   феномена воздействия телевидения на личность ребенка нуждаются в поддержке и грамотных  психолого-педагогических рекомендациях по профилактике и преодолению агрессивности детей под влиянием средств массовой информации.

Вышеизложенные аспекты актуальности исследования определяют проблему и тему данной дипломной работы «Влияние телевидения на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста».   

    Цель исследования: выявление зависимости влияния телеинформации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.

    Объект исследования: агрессивность детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния телеинформации.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных условиях проявление уровня агрессивности  дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им  массовой информации (в частности, телеинформации).

    Задачи исследования:

1.           Провести теоретический анализ детской агрессивности как психологического феномена;

2.           Выявить психологические аспекты средств массовой    информации на примере телеинформации;

3.           Подготовить и провести эмпирическое исследование по выявлению взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;

4.           Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

   Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование и методики:

           Анкета для родителей, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. [2];

           Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»;

           Структурализированное наблюдение, проводимое воспитателем (методика диагностики агрессивного поведения детей, разработанная Лаврентьевой Г.П.) [2];

           Проективная методика “Рисунок несуществующего животного” (автор Колосова С.Л.) [20].

База исследования: подготовительная группа ДОУ №11  г. Острогожска.

   Практическая новизна исследования. Настоящее дипломное исследование может  стать основанием для дальнейших научных разработок в плане диагностики и коррекции уровня агрессивности дошкольников. Кроме того в работе предложены практические рекомендации родителям и воспитателям ДОУ по профилактике и преодолению агрессивности детей под влиянием средств массовой информации (телевидения).

Положения, выносимые на защиту:

1.           Категория «агрессивность», «агрессия» в науке является малоизученной и противоречивой. Так под агрессивностью мы понимаем  устойчивую черту личности, выраженную в готовности субъекта к агрессивному поведению, с целью причинить неприятности, нанести вред другим. Агрессия – это индивидуальное, мотивационное поведение, акт, который может наносить вред или же физический ущерб другим индивидам. 

2.           Проявление уровня агрессивности старшего дошкольника   зависит от воспринимаемой им  массовой информации (в частности, телеинформации);

   Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложений.

 

Глава I. Теоретические аспекты исследования влияния телевидения на уровень детей старшего дошкольного возраста агрессивности

1.1.    Детская агрессивность как психологический феномен

  Различными исследователями предложено множество определений и классификаций агрессии, но ни одни из них не могут быть признаны исчерпывающими и общеупотребительными. Проследим наиболее характерные тенденции в этом аспекте в контексте основных направлений психологии.

    Во–первых, под агрессией некоторые исследователи понимают  сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер [2, с.7] говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам.

    Под агрессией понимаются также акты враждебности, атаки разрушения, т.е. действия, которые вредят другому лицу и объекту. В тоже время авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторую структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека.

    Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся акцент сделать на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще актов поведения.

     Наиболее общим определением агрессии является поведение, причиняющее ущерб. Причем ущерб может быть как прямым (нападение), так и косвенным (распространение порочащих слухов). В качестве синонимов к понятию агрессии используются понятия «деструктивность», «напористость», «разрушительность», «жестокость». Термин агрессивность обозначает ситуативную или личностную склонность к разрушительному поведению. Н.Д. Левитов [22 с.18] описал состояние агрессивности как стеническое переживание гнева с потерей самоконтроля.

   По форме агрессии подразделяется на физическую (избиение, ранение) и вербальную (оскорбление, отказ общаться); прямую и косвенную.

    А. Басс [2, с.8] ввел понятие враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями намерением причинить зло. Под инструментальной агрессией преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т.е. агрессия становиться инструментом личного обогащения или продвижения.

     Боле логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, на наш взгляд, предлагает Э. Фромм [50, с.35]. Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия, при которой ущерб наноситься ненамеренно.

     Агрессивные действия могут быть как произвольными, так и непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может быть как случайным, так и слабо осознаваемым. Паталогическая агрессия может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.

    А. Басс и А. Дарки выделяют пять видов агрессии: [2, с.10]

1.           Физическая агрессия (физические действия против кого – либо).

2.           Раздражение (вспыльчивость, грубость).

3.           Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).

4.           Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики, топанье).

5.           Негативизм (оппозиционное поведение).

     Ю. Б. Можгинский [28, с.24], в свою очередь, выделяет два вида патологической агрессии – психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия, по его мнению, характеризуется нелепостью разрушительных поступков. При трансформированной агрессии  жестокое поведение в какой–то момент трансформируется в агрессивно – патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия. Трансформированная агрессия часто является патологической компенсацией комплекса ущербности и обиды.

     В психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования природы   агрессии   принадлежат

З. Фрейду. Агрессивная энергия выбрасывается у индивида непрерывно и со временем ищет выход. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно [49, с.65].

     В этологическом подходе положение о врождённой природе агрессии находит свое развитие. К. Лоренц изучил врождённые сдерживающие агрессию начала, к которым относил родство, любовь и дружеские отношения [24].

      Согласно инстинктивным теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы. Согласно К. Лоренцу [24, с.68], агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у детей. Агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, регулярно накапливаясь с течением времени. Чем большее количество агрессивной энергии имеется в данный момент, тем меньшей силы стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне.

    В социобиологическом подходе основной акцент в изучении природы агрессии связывается с влиянием генов, т.к. они обеспечивают адаптивное поведение. Гены вносят свой вклад свой   вклад в успешность репродукции и гарантируют их сохранение у будущих поколений. Таким образом, индивидуумы, скорее всего, будут содействовать выживанию тех, у кого имеются схожие гены (т.е. родственники), проявляя альтруизм и самопожертвование, и будут вести себя агрессивно по отношению к тем, кто от них отличается или состоит в родстве.

Информация о работе Влияние телеинформации на уровень агрессивности детей старшего дошкольного возраста