Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:48, дипломная работа
Цель: изучение связи успешности обучения и самооценки детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Задачи:
дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
описать особенности самооценки младшего школьника;
проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Объект: процесс развития самооценки младших школьников.
Предмет: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Планирование в маркетинге решает следующие основные задачи:
Определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация продовольственных товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сроков финансирования в зависимости от маркетинговых целей).
Задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации изготовленных продуктов питания по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов).
Возьмём
для сравнения средние
Средние показатели самооценки умственных способностей у хорошо успевающих детей – 61,2 балла; у плохо успевающих – 61,7 балла. Это на 0,5 балла выше у плохо успевающих, чем у хорошо успевающих детей. Данные показатели практически не отличаются друг от друга.
Но если рассмотреть средние показатели самооценки авторитета у сверстников, то у хорошо успевающих детей этот показатель равен 60,2 балла, а у плохо успевающих – 44,6. В этом случае самооценка авторитета у сверстников у хорошо успевающих детей оказалась заметно выше (на 15,6 балла). Обратимся к результатам по частным самооценкам уверенности в себе и внешности. Если посмотрим таблицу, то заметим, что в обоих случаях самооценка у хорошо успевающих детей выше, чем у плохо успевающих на 10,6 – 12,4 баллов. Возьмём для сравнения самооценку умелости рук. В данном случае самооценка выше у плохо успевающих детей, чем у хорошо успевающих на 1,3 балла.
Средняя (общая) самооценка оказалась на 7,2 балла выше у хорошо успевающих детей.
Итак, если взять частные самооценки, например, самооценку умственных способностей или умелости рук, характера, то они примерно одинаковые (разница 0,5 – 1,3 балла). Но если посмотреть на самооценку авторитета, то мы видим, что есть разница в самооценке между хорошо и плохо успевающими детьми (на 15,6 балла).
Самый низкий средний балл у хорошо успевающих детей по диагностике самооценки – самооценка характера (57,4 балла), самый высокий – самооценка уверенности в себе (64,4 балла). Вероятно, что данные дети уверенны в себе, в своих способностях, возможностях, но характер при этом оценивают низко.
Сравним показатели самооценки
у плохо успевающих детей:
Сравним Х-среднее по сигме (стандартное отклонение) у хорошо успевающих детей. По всем показателям получилось, что сигма намного меньше Х-среднего. Это говорит о смешанном характере групповой и индивидуальной тенденции
Сравним Х-среднее по сигме у плохо успевающих детей. Также по всем показателям сигма меньше Х-среднего. Самый наименьший отрыв получили такие показатели: самооценка авторитета и самооценка уверенности. Это опять же говорит о смешанном характере групповой и индивидуальной тенденции.
На следующем этапе исследования были изучены личностные свойства, влияющие на самооценку по методике «Личностный дифференциал» (показатель оценки, показатель силы, показатель активности). Результаты представлены в таблицах 7 и 8.
Сравним Х-среднее у хорошо успевающих детей с нормой. Показатель оценки в норме – 1,5 балла; у нас получилось по Х-среднему - 1,03 балла. Это указывает на критическое отношение человека к себе, неудовлетворённость своим поведением, особенностей личности. Показатель силы в норме – 1,09 балла; получилось Х-среднее - 0,46 балла. Это свидетельствует о низком самоконтроле, тревожности и утомляемости. Показатель активности в норме – 0,63 балла; получили Х-среднее - 0,78. Данный показатель указывает на общительность, межличностную активность, импульсивность. Видим, что показатели оценки и силы ниже нормы, но если посмотрим на показатель активности – выше.
Сравним Х-среднее у плохо успевающих детей с нормой. Показатель оценки в норме – 1,5; у нас получилось по Х-среднему = 1,01. Так же как и у хорошо успевающих детей указывает на критичное отношение к самому себе. Показатель силы в норме – 1,09; получилось Х-среднее = 0,09 . Это очень низкий результат, который указывает на остенизацию и тревожность. Показатель активности в норме – 0,63; получили Х-среднее = 0,44. Это говорит об определённой пассивности, эмоциональной уравновешенности. Видим, что по всем показателям полученные результаты ниже нормы.
Сравним Х-среднее по сигме у хорошо успевающих детей. Возьмём для сравнения фактор оценки. Сигма меньше среднего показателя – это говорит о смешенной тенденции; показатель силы: сигма больше на 0,04 среднего показателя – наблюдается групповая тенденция; показатель активности: сигма больше на 0,01 – это говорит о групповой тенденции.
Сравним
Х-среднее по сигме у плохо успевающих
детей, возьмём для сравнения фактор оценки,
получилось, что сигма больше среднего
показателя – это говорит о групповой
тенденции; показатель силы: сигма больше
среднего показателя – наблюдается групповая
тенденция; показатель активности: сигма
равна Х-среднему – это говорит об индивидуальной
тенденции.
Заключение
В практике современной школы учителя часто ограничиваются формированием у ребёнка знаний, умений и навыков, не придавая большого значения внутреннему миру ребёнка, его переживаниям, проблемам, отношению к себе и к окружающим.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, её ядру. Это явилось причиной пристального внимания психологов к проблематике, связанной с самооценкой и отношением личности к себе. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчёт в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. В структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Взаимовлияние самооценки и успешности обучения имеет определённые возрастные различия. Поскольку важнейшей особенностью детей младшего школьного возраста является их безграничное доверие ко взрослым, главным образом учителям, влияние оценок учителя, его отношение к ребёнку, успешности обучения на становление самооценки оказывается довольно существенным. В младшем школьном возрасте обнаруживаются первые успехи и неуспехи детей в учении. Причём следует отметить, что в эти годы отставание ребёнка в учебной деятельности ещё может быть успешно ликвидировано. Тем самым можно также предупредить и закономерное снижение самооценки ребёнка, которая много труднее поддаётся коррекции, нежели элементарные учебные навыки и умения.
В ходе практического исследования изучалась связь между самооценкой и успешностью обучения. Выявлено, что успешность обучения оказывает влияние на самооценку младшего школьника, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Но следует учитывать, что на самооценку влияет не только успешность обучения, но и другие факторы, например, семья, взаимодействие с окружающими.
Проанализировав результаты по диагностическим методикам, данные которых представлены выше, можно сделать следующие выводы:
- полученные результаты совпадают с описываемыми в литературе закономерностями;
- успешность обучения влияет на самооценку младшего школьника, и, значит, гипотеза подтвердилась.
Выявлены значительные различия в самооценках хорошо успевающих и неуспевающих детей.
На первом этапе были изучены уровни самооценки детей по методике Дембо-Рубинштейна. Умственные способности выше у плохо успевающих детей. А вот общая самооценка – у хорошо успевающих детей.
Далее изучались личностные свойства, влияющие на самооценку, с помощью методики «личностный дифференциал». Видим, что показатель активности практически не отличается у двух групп детей. А вот показатель оценки значительно ниже у слабо успевающих в учебной деятельности детей. Можно сделать вывод, что эти дети замкнуты. Фактор силы выше у хорошо успевающих детей, это говорит об уверенности в себе таких детей.
Возьмём для сравнения показатели самооценки и личностных свойств у детей с разным уровнем школьной успешности. Итак, если взять частные самооценки, например, самооценку умственных способностей или умелости рук, характера, то они примерно одинаковые (разница 0,5 – 1,3 балла). Но если посмотреть на самооценку авторитета, то видим, что есть разница в самооценке между хорошо и слабо успевающими детьми в учебной деятельности (разница в 15,6 баллов).
По результатам методики «Личностный дифференциал» можно сделать следующие выводы:
- показатель оценки практически не различается у данных двух групп детей. Это говорит о высоком уровне самоуважения, удовлетворённости собой, этим детям присущи оптимизм и уверенность;
- показатель силы ниже у слабо успевающих детей, выявляется склонность таких детей к тревожности и быстрой утомляемости;
- показатель активности значительно выше у хорошо успевающих детей в учебной деятельности, такие дети общительны, активны, но в то же время импульсивны.
Список литературы
Приложение 1
Методика
«Дембо – Рубинштейн»
Приложение 2
Методика
личностного дифференциала
+ | 1 | Обаятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Непривлекательный |
- | 2 | Слабый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Сильный |
+ | 3 | Разговорчивый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Молчаливый |
- | 4 | Безответственный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Добросовестный |
+ | 5 | Упрямый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Уступчивый |
- | 6 | Замкнутый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Открытый |
+ | 7 | Добрый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Эгоистичный |
- | 8 | Зависимый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Независимый |
+ | 9 | Деятельный | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | - | Пассивный |
- | 10 | Черствый | 3 | 2 | 1 | 0 | 1 | 2 | 3 | + | Отзывчивый
. |
Информация о работе Влияние самооценки младших школьников на учебную деятельность