Влияние самооценки младших школьников на учебную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучение связи успешности обучения и самооценки детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Задачи:
дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
описать особенности самооценки младшего школьника;
проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Объект: процесс развития самооценки младших школьников.
Предмет: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

Содержание

Планирование в маркетинге решает следующие основные задачи:
Определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация продовольственных товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сроков финансирования в зависимости от маркетинговых целей).
Задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации изготовленных продуктов питания по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов).

Работа содержит 1 файл

самооценка.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

Содержание 

     Введение  ……………………………………………………………………3

      Глава 1. Психолого-педагогический анализ становления  самооценки в младшем школьном возрасте…………..…………………………...6

    1. Исторический экскурс в изучении самооценки…………………...6
    2. Формирование самооценки в семье…………………………….…10
    3. Влияние учителя на формирование самооценки школьника……12
    4. Описание диагностических подходов и методик к изучению взаимосвязи успешности обучения и самооценки младшего школьника…………………………………………………………..20

      Глава 2. Психологическое исследование, направленное на выявление влияния успешности обучения на самооценку младшего школьника………..………………………...……………………….23

    2.1. Программа исследования…………………………………………….23

    2.2. Анализ  результатов исследования…………………………………..32

    Заключение  ……………………………………………………………….36

    Список  литературы……………………………………………………….39

    Приложение……………………………………………………...41 
    Введение
     

      Традиционно в практике школьного обучения основное внимание уделяется знаниям и  умениям. Личностное развитие детей  оказывается не столь значимо  для педагогов, поскольку оно  не оценивается и не определяет качество их работы. Однако, связь между успешностью обучения и личностным развитием ребёнка существует.

      Формирование  у младших школьников адекватной положительной самооценки в связи  с учебными достижениями влияет на отношение к школе и к процессу обучения в целом, способствует становлению интересов, формированию жизненной позиции, выступает как значимый этап развития личности учащихся, который должен быть понимаем педагогом как одна из важнейших задач на начальном этапе обучения.

      Цель: изучение связи успешности обучения и самооценки детей в младшем школьном возрасте.

      Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.

      Задачи:

  1. дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
    1. описать особенности самооценки младшего школьника;
    1. проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

      Объект: процесс развития самооценки младших школьников.

      Предмет: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

      Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

      В первой главе пойдет речь об истории проблемы, о том, что влияет на формирование самооценки младшего школьника

      Вторая  глава посвящена исследованию влияния учебной  деятельности на самооценку у детей младшего школьного возраста.

      Исследование  включает ряд этапов:

      Первый  этап - разработка концепции исследования, определение методологического аппарата исследования, анализ литературы по теме дипломной работы.

      Второй  этап - проведение диагностики, по выявлению влияния успешности учебной деятельности на самооценку младшего школьника.

      Третий  этап - обработка результатов исследования, литературное оформление выпускной квалификационной работы.

      В конце прилагается список используемой литературы.  

 

     Глава 1. Психолого-педагогический анализ становления  самооценки в младшем  школьном возрасте 
 

     1.1. Исторический экскурс  в изучении самооценки. 

      В психологических исследованиях, как отечественных, так и зарубежных, проблема самооценки не обделена вниманием. Наиболее полную разработку ее теоретические аспекты нашли в советской психологии в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, В.В. Столина, Е.В. Шороховой, в зарубежной — У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида, Э. Эриксона, К. Роджерса и других. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования. Самооценка рассматривается как важнейшее личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции человеком своего поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий качественное своеобразие ее внутреннего мира.

      Как личностному образованию, самооценке отводится центральная роль в  общем контексте формирования личности — ее возможностей, направленности, активности, общественной значимости. Констатируется, что принятые личностью ценности составляют ядро самооценки, определяющее специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и совершенствования личности.

      Ведущая роль отводится самооценке и в  рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, интегрирующее начало и его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самосознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, отражающие специфику понимания ею самой себя.

      Итак, в исследованиях решаются проблемы, с одной стороны, связи личности и самооценки, с другой — самосознания и самооценки. Эти разные подходы  к раскрытию сущности самооценки отнюдь не противоречат друг другу, а лишь вскрывают ее сложность и многозначность как психологического феномена, ее включенность в развитие и функционирование различных психических проявлений личности.

      Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценки заключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того, что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное дело и именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться» в структуру общества.

     Самооценка  в отечественной психологии изучалась  в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин. в другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной,       Е.И. Саванько.

     Мнение  человека о себе реализуется в  поведении, в отношениях с другими людьми, в его ожиданиях. Они создают основу устойчивого личностного образования – «Я - концепции».

     «Я  – концепция» объединяет все знания человека о себе и то, как он оценивает  себя. В «Я - концепции» выделяют три основных компонента: когнитивный, оценочный и регулятивный.

     Когнитивный компонент «Я – концепции» - характеризует  содержание представлений человека о себе. Это представления человека о своих способностях, отношениях с окружающими, внешности, интересах и т.п.

     В младшем школьном возрасте создаются  благоприятные условия для интенсивного развития когнитивного компонента, для  интеллектуализации отношения к себе. Линейное отражение в самооценке ребенка отношения взрослых начинает преодолеваться, опосредствоваться собственным знанием себя. В процессе обучения ребенок овладевает понятийными формами мышления и значительно продвигается в интеллектуальном отношении. Мышление в понятиях, отмечал Л.С. Выготский, приносит ребенку «понимание действительности, понимание другого и понимание себя».

     Второй  компонент – оценочный – отражает отношение человека к себе в целом  или к отдельным сторонам своей  личности, деятельности и проявляется в самоуважении, самооценке и уровне притязаний

     Данный  компонент включает в себя самооценку. Самооценка – одна из составляющих самосознания человека, она связана  с отношением к себе или отдельным  своим качествам. Самооценка рассматривается рядом параметров:

     - по уровню. Самооценка может быть: высокая (завышенная), средняя (адекватная), низкая (заниженная);

     - по соотношению с реальной успешностью. Самооценка может быть: адекватная и негативная (низкий уровень самоуважения, формируется негативное отношение к своей личности).

     Третий  компонент «Я – концепции» - регулятивный. Он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки.

      Самооценка  функционирует в двух основных формах — как общая и частная (парциальная, или конкретная). Исследователи единодушны в том, что частные самооценки отражают оценку субъектом своих  конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, возможностей, физических данных. Они могут носить как ситуативный, так и обобщенный характер. Особое место среди них занимают так называемые оперативные самооценки, отражающие непосредственный учет личностью изменяющихся обстоятельств. Характеристики частных самооценок, особенности их возрастной динамики в психологической литературе получили довольно полное освещение.

     Менее исследованной является природа  общей самооценки. Ее рассматривают  как одномерную переменную, отражающую приятие или неприятие личностью себя, т. е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «я». Такое понимание общей самооценки сводит ее сущность к эмоционально-ценностному отношению личности к себе; ее когнитивный компонент, особенности его развития и функционирования выпадают из поля зрения исследователей. Восходит это понимание к У. Джемсу, впервые выделившему две формы функционирования общей самооценки — довольство и недовольство собой.

      Вопрос  о соотношении общей и частных  самооценок не решается в исследованиях однозначно: одни авторы рассматривают общую самооценку как производную от совокупности частных самооценок, другие подчеркивают несводимость целостного отношения к себе к этой совокупности. Исследования свидетельствуют о том, что при недифференцированной системе частных самооценок их связь с общей самооценкой носит прямой характер. При дифференцированной — они становятся относительно независимыми в функциональном отношении.

      Понимание общей самооценки как определенной системы частных самооценок позволяет характеризовать ее по ведущим тенденциям, проявляющимся в функционировании показателей частных самооценок, таким, например, как адекватность, критичность, устойчивость, рефлективность и т. п.

      Нельзя  однозначно ответить на вопрос, какая  самооценка лучше — высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности. Структурные компоненты, формы, виды самооценки находятся в неоднозначных связях и отношениях; их единство и взаимодействие и определяет ценность и значимость этого личностного образования как фактора саморегуляции. 
 

      1.2 Формирование самооценки  в семье. 

      Развитие  младшего школьника – очень сложный  и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень  многое понять. Поэтому нужно использовать каждый день в жизни. Главная задача возраста – постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни[16].

Информация о работе Влияние самооценки младших школьников на учебную деятельность