Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:48, дипломная работа
Цель: изучение связи успешности обучения и самооценки детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Задачи:
дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
описать особенности самооценки младшего школьника;
проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Объект: процесс развития самооценки младших школьников.
Предмет: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Планирование в маркетинге решает следующие основные задачи:
Определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация продовольственных товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сроков финансирования в зависимости от маркетинговых целей).
Задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации изготовленных продуктов питания по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов).
С целью выявления уровня самооценки учащихся проведена методика «Дембо – Рубинштейн».
Детям предлагается оценить свои способности, возможности, характер. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности условно изображен вертикальной линией, нижняя точка которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Для исследования предлагаются семь таких линий, которые обозначают:
Испытуемому выдается бланк (Приложение 1), на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Методика проводится фронтально. В ходе работы проверяется, как заполняется первая шкала, правильно ли применяются значки. Детям предлагается следующая инструкция:
«На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».
Время, отводимое на работу, - 10-12мин.
Результаты
исследования по данной методике представлены
в таблицах 1, 2, 3, 4, 5 и 6.
Таблица 1.
Хорошо
успевающие дети
Хорошо успевающие дети |
Пол | Возраст
(Лет) |
Параметры самооценки (в баллах) | ||||||
Самооценка умственных способностей | Самооценка характера | Самооценка авторитета | Самооценка умелости рук | Самооценка внешности | Самооценка уверенности | Средняя самооценка | |||
Ученик 1 | ж | 9 | -71 | -63 | +52 | -78 | -80 | -79 | -70,1 |
Ученик 2 | м | 9 | -64 | +40 | -62 | -80 | -80 | -79 | -67,5 |
Ученик 3 | м | 9 | -76 | -76 | -77 | -77 | -76 | -75 | -76,0 |
Ученик 4 | ж | 9 | -80 | -76 | -77 | +44 | +58 | +49 | -64,0 |
Ученик 5 | м | 9 | -80 | +40 | +40 | -80 | -80 | -80 | -66,6 |
Ученик 6 | ж | 10 | +55 | +55 | +46 | +55 | +59 | +48 | +53,0 |
Ученик 7 | ж | 10 | -76 | +35 | -73 | +22 | +49 | -75 | +55,0 |
Ученик 8 | ж | 10 | +57 | -70 | +60 | -71 | -62 | -63 | -63,8 |
Ученик 9 | м | 9 | +42 | -68 | +44 | +45 | +60 | -63 | +53,6 |
Ученик 10 | ж | 10 | +54 | -65 | -68 | -70 | -66 | +60 | -63,8 |
Ученик 11 | ж | 10 | +40 | +29 | +51 | +58 | -70 | +51 | +49,8 |
Ученик 12 | ж | 9 | +60 | -72 | -70 | -68 | +51 | -69 | -65,0 |
Ученик 13 | ж | 10 | -62 | +53 | +44 | +56 | +42 | +47 | +50,6 |
Ученик 14 | м | 10 | +60 | +41 | +58 | +60 | +51 | +50 | +53,3 |
Ученик 15 | ж | 10 | +40 | -77 | -79 | -79 | -79 | -80 | -72,3 |
Ученик 16 | ж | 10 | -62 | +59 | -62 | +59 | +60 | -62 | +60,6 |
Средние показатели |
61,2 |
57,4 |
60,2 |
62,6 |
63,8 |
64,4 |
62,5 | ||
(сигма) |
13,2 |
16,0 |
13,0 |
16,2 |
12,3 |
11,1 |
8,1 |
Таблица 2
Слабо
успевающие дети
Слабо успевающие дети |
Пол | Возраст
(лет, мес.) |
Параметры самооценки (в баллах) | |||||||
Самооценка умственных способностей | Самооценка характера | Самооценка авторитета | Самооценка умелости рук | Самооценка внешности | Самооценка уверенности | Средняя самооценка | ||||
Ученик 1 | ж | 9 | -80 | -80 | -0 | -80 | -80 | -80 | -66,6 | |
Ученик 2 | м | 9 | -70 | -69 | +22 | +61 | -73 | -74 | -61,5 | |
Ученик 3 | м | 9 | -76 | -71 | -72 | -70 | -67 | -65 | -70,1 | |
Ученик 4 | м | 9 | -78 | -64 | +45 | +46 | +44 | -74 | +58,5 | |
Ученик 5 | ж | 9 | -68 | -72 | -76 | -69 | -76 | -70 | -71,8 | |
Ученик 6 | ж | 9 | +57 | +43 | +58 | +52 | -14 | +44 | +44,6 | |
Ученик 7 | ж | 10 | +46 | +46 | -8 | +61 | +61 | +22 | +40,6 | |
Ученик 8 | м | 9 | +60 | +60 | +42 | -65 | +40 | -69 | +56,0 | |
Ученик 9 | м | 10 | +60 | +48 | +40 | -80 | +40 | +40 | +51,3 | |
Ученик 10 | ж | 10 | -67 | -78 | -77 | -69 | -63 | -8 | -72,3 | |
Ученик 11 | м | 10 | +44 | +40 | +49 | +55 | +60 | +35 | +50,5 | |
Ученик 12 | м | 10 | +40 | -14 | -3 | +40 | -14 | -0 | -18,5 | |
Ученик 13 | м | 10 | +35 | -18 | -21 | +49 | -17 | +53 | +32,1 | |
Ученик 14 | ж | 10 | +44 | +58 | +59 | +59 | +42 | +42 | +50,6 | |
Ученик 15 | м | 10 | -80 | +40 | +40 | -80 | +40 | -80 | -60,0 | |
Ученик 16 | ж | 10 | -80 | -80 | -73 | -74 | -73 | -79 | -76,5 | |
Ученик 17 | ж | 10 | -64 | -73 | -74 | -77 | -70 | -79 | -72,8 | |
Средние показатели |
61,7 |
56,1 |
44,6 |
63,9 |
51,4 |
53,8 |
55,3 | |||
(сигма) |
15,2 |
20,5 |
26,3 |
12,54 |
22,0 |
26,1 |
15,8 |
С
целью сравнения уровня
успешности учебной
деятельности и уровня
самооценки учеников, исследованы
оценки этих учащихся по учебным предметам
за I и II четверти, подсчитан средний
балл, результаты занесены в таблицы
3 и 4.
Таблица
Результаты исследования успешности учебной деятельности
учащихся
2 класса
№ испытуемого |
Пол |
Средний балл |
1 | м | 3 |
1 | М | 4,3 |
2 | Ж | 3,4 |
3 | Ж | 4,2 |
4 | М | 3,3 |
5 | М | 3,5 |
6 | Ж | 4,5 |
7 | М | 3,0 |
8 | Ж | 3,7 |
9 | Ж | 3,9 |
10 | М | 4,0 |
11 | Ж | 3,5 |
12 | М | 3,2 |
13 | м | 3,4 |
14 | Ж | 5,0 |
15 | м | 3,6 |
16 | Ж | 4,6 |
17 | м | 3,0 |
18 | М | 4,0 |
Таблица 5
Особенности самооценки школьников
(методика
Дембо – Рубинштейн)
Самооценка умственных способностей | Самооценка характера | Самооценка авторитета | Самооценка умелости рук | Самооценка внешности | Самооценка уверенности | Средняя самооценка | |
Хорошо
успевающие дети |
61,2 |
57,4 |
60,2 |
62,6 |
63,8 |
64,4 |
62,5 |
Плохо
успевающие
дети |
61,7 |
56,1 |
44,6 |
63,9 |
51,4 |
53,8 |
55,3 |
Таблица 6
Уровень
самооценки школьников (методика
Дембо – Рубинштейн)
С/О – самооценка;
↓С/О – заниженная самооценка;
═С/О – адекватная самооценка;
↑С/О
– завышенная самооценка.
Хорошо успевающие дети (16чел.) | Плохо успевающие дети (17чел.) | ||||||||||
↓С/О | ═С/О | ↑С/О | ↓С/О | ═С/О | ↑С/О | ||||||
Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % | Кол. | % |
0 | 0 | 9 | 43,8 | 7 | 56,2 | 9 | 5,9 | 7 | 52,9 | 1 | 41,2 |
Для
наглядного изображения результатов
использован рисунок 1.
Рис.
1. Сравнительная
диаграмма
С целью выявления социально-психологических свойств личности использована методика изучения личностного дифференциала.
Испытуемому выдается бланк (Приложение 2), в котором представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком “+”, а отрицательные - “ – ”. Их степень оценивается по семибальной шкале. На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обводится соответствующая цифра в таблице. Положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами.
Результаты
исследования по данной методике представлены
в таблицах
Таблица
Результаты диагностического исследования социально-психологических свойств младших школьников при помощи методики
«Личностный
дифференциал»
Показатели | Хорошо успевающие дети | Слабо успевающие дети |
балл | балл | |
Показатель оценки | 1,03 | 1,01 |
Показатель силы | 0,46 | 0,09 |
Показатель активности | 0,78 | 0,44 |
Для наглядного изображения результатов использован рисунок 2.
Рис. 2. Сравнительная диаграмма
2.2
Анализ результатов
исследования.
Перед началом исследования дети были разделены на две группы: хорошо и плохо успевающих в учебной деятельности. Выявлены результаты уровня самооценки у данных групп детей.
Информация о работе Влияние самооценки младших школьников на учебную деятельность