Влияние самооценки младших школьников на учебную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:48, дипломная работа

Описание работы

Цель: изучение связи успешности обучения и самооценки детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Задачи:
дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
описать особенности самооценки младшего школьника;
проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Объект: процесс развития самооценки младших школьников.
Предмет: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

Содержание

Планирование в маркетинге решает следующие основные задачи:
Определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация продовольственных товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сроков финансирования в зависимости от маркетинговых целей).
Задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации изготовленных продуктов питания по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов).

Работа содержит 1 файл

самооценка.doc

— 348.00 Кб (Скачать)

      С целью выявления  уровня самооценки учащихся проведена методика «Дембо – Рубинштейн».

      Детям предлагается оценить свои способности, возможности, характер. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности условно изображен вертикальной линией, нижняя точка которой символизирует самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Для исследования предлагаются семь таких линий, которые обозначают:

       Испытуемому выдается бланк (Приложение 1), на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.

      Методика  проводится фронтально. В ходе работы проверяется, как заполняется первая шкала, правильно ли применяются значки. Детям предлагается следующая инструкция:

      «На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

      Время, отводимое на работу, - 10-12мин.

      Результаты  исследования по данной методике представлены в таблицах  1, 2, 3, 4, 5 и 6.   
 
 

Таблица 1.

Хорошо  успевающие дети 

 
 
 
Хорошо  успевающие дети
Пол Возраст

(Лет)

 
Параметры самооценки (в баллах)
Самооценка  умственных способностей Самооценка  характера Самооценка  авторитета Самооценка  умелости рук Самооценка  внешности Самооценка  уверенности Средняя самооценка
Ученик 1 ж 9 -71 -63 +52 -78 -80 -79 -70,1
Ученик 2 м 9 -64 +40 -62 -80 -80 -79 -67,5
Ученик 3 м 9 -76 -76 -77 -77 -76 -75 -76,0
Ученик 4 ж 9 -80 -76 -77 +44 +58 +49 -64,0
Ученик 5 м 9 -80 +40 +40 -80 -80 -80 -66,6
Ученик 6 ж 10 +55 +55 +46 +55 +59 +48 +53,0
Ученик 7 ж 10 -76 +35 -73 +22 +49 -75 +55,0
Ученик 8 ж 10 +57 -70 +60 -71 -62 -63 -63,8
Ученик 9 м 9 +42 -68 +44 +45 +60 -63 +53,6
Ученик 10 ж 10 +54 -65 -68 -70 -66 +60 -63,8
Ученик 11 ж 10 +40 +29 +51 +58 -70 +51 +49,8
Ученик 12 ж 9 +60 -72 -70 -68 +51 -69 -65,0
Ученик 13 ж 10 -62 +53 +44 +56 +42 +47 +50,6
Ученик 14 м 10 +60 +41 +58 +60 +51 +50 +53,3
Ученик 15 ж 10 +40 -77 -79 -79 -79 -80 -72,3
Ученик 16 ж 10 -62 +59 -62 +59 +60 -62 +60,6
 
Средние

показатели

 
61,2
 
57,4
 
60,2
 
62,6
 
63,8
 
64,4
 
62,5
 
    Стандартное отклонение

    (сигма)

 
13,2 
 
16,0
 
13,0 
 
16,2 
 
12,3 
 
11,1
 
8,1 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Таблица 2

Слабо успевающие дети 

 
 
 
Слабо успевающие дети
Пол Возраст

(лет, мес.)

 
Параметры самооценки (в баллах)
Самооценка умственных способностей Самооценка  характера Самооценка  авторитета Самооценка  умелости рук Самооценка  внешности Самооценка  уверенности Средняя самооценка
Ученик 1 ж 9 -80 -80 -0 -80 -80 -80 -66,6
Ученик 2 м 9 -70 -69 +22 +61 -73 -74 -61,5
Ученик  3 м 9 -76 -71 -72 -70 -67 -65 -70,1
Ученик 4 м 9 -78 -64 +45 +46 +44 -74 +58,5
Ученик 5 ж 9 -68 -72 -76 -69 -76 -70 -71,8
Ученик 6 ж 9 +57 +43 +58 +52 -14 +44 +44,6
Ученик 7 ж 10 +46 +46 -8 +61 +61 +22 +40,6
Ученик 8 м 9 +60 +60 +42 -65 +40 -69 +56,0
Ученик 9 м 10 +60 +48 +40 -80 +40 +40 +51,3
Ученик 10 ж 10 -67 -78 -77 -69 -63 -8 -72,3
Ученик 11 м 10 +44 +40 +49 +55 +60 +35 +50,5
Ученик 12 м 10 +40 -14 -3 +40 -14 -0 -18,5
Ученик 13 м 10 +35 -18 -21 +49 -17 +53 +32,1
Ученик 14 ж 10 +44 +58 +59 +59 +42 +42 +50,6
Ученик 15 м 10 -80 +40 +40 -80 +40 -80 -60,0
Ученик 16 ж 10 -80 -80 -73 -74 -73 -79 -76,5
Ученик 17 ж 10 -64 -73 -74 -77 -70 -79 -72,8
 
Средние

показатели

 
61,7
 
56,1
 
44,6
 
63,9
 
51,4
 
53,8
 
55,3
 
    Стандартное отклонение

    (сигма)

 
15,2
 
20,5
 
26,3
 
12,54
 
22,0
 
26,1
 
15,8
 
 

      С целью сравнения уровня успешности учебной деятельности и уровня самооценки учеников,  исследованы оценки этих учащихся по учебным предметам за I и II четверти, подсчитан средний балл, результаты   занесены в таблицы 3 и 4. 
 
 
 

Таблица

Результаты  исследования успешности учебной деятельности

учащихся 2 класса 

 
№ испытуемого
 
Пол
 
Средний

балл

1 м 3
1 М 4,3
2 Ж 3,4
3 Ж 4,2
4 М 3,3
5 М 3,5
6 Ж 4,5
7 М 3,0
8 Ж 3,7
9 Ж 3,9
10 М 4,0
11 Ж 3,5
12 М 3,2
13 м 3,4
14 Ж 5,0
15 м 3,6
16 Ж 4,6
17 м 3,0
18 М 4,0
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5

Особенности самооценки школьников

(методика  Дембо – Рубинштейн) 

  Самооценка  умственных способностей Самооценка  характера Самооценка  авторитета Самооценка  умелости рук Самооценка внешности Самооценка  уверенности Средняя самооценка
Хорошо

  успевающие дети

 
61,2
 
57,4
 
60,2
 
62,6
 
63,8
 
64,4
 
62,5
Плохо успевающие

  дети

 
61,7
 
56,1
 
44,6
 
63,9
 
51,4
 
53,8
 
55,3
 

Таблица 6

Уровень самооценки школьников (методика Дембо – Рубинштейн) 

      С/О   – самооценка;

      ↓С/О  – заниженная самооценка;

      ═С/О  – адекватная самооценка;

      ↑С/О – завышенная самооценка. 

Хорошо  успевающие дети (16чел.) Плохо успевающие дети (17чел.)
↓С/О ═С/О ↑С/О ↓С/О ═С/О ↑С/О
Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. % Кол. %
0 0 9 43,8 7 56,2 9 5,9 7 52,9 1 41,2

      Для наглядного изображения результатов  использован рисунок 1. 
 

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис. 1. Сравнительная  диаграмма 

      С целью выявления социально-психологических свойств личности использована методика изучения личностного дифференциала.

      Испытуемому выдается бланк (Приложение 2), в котором представлены наиболее распространенные качества человека. Положительные значения этих качеств обозначены знаком “+”, а отрицательные - “ – ”. Их степень оценивается по семибальной шкале. На основе выбранных знаков и степени выраженности качества обводится соответствующая цифра в таблице. Положительные и отрицательные качества людей, приведенные в таблице, постоянно меняются местами.

      Результаты  исследования по данной методике представлены в таблицах  
 
 
 
 
 
 
 

Таблица  

Результаты  диагностического исследования социально-психологических  свойств  младших  школьников при помощи методики

«Личностный дифференциал» 

Показатели Хорошо  успевающие дети Слабо успевающие дети
балл балл
Показатель оценки 1,03 1,01
Показатель  силы 0,46 0,09
Показатель  активности 0,78 0,44
 

      Для наглядного изображения результатов  использован рисунок 2.

      

Рис. 2. Сравнительная диаграмма

      2.2 Анализ результатов  исследования. 

     Перед началом исследования дети были разделены на две группы:  хорошо и плохо успевающих в учебной деятельности. Выявлены результаты уровня самооценки у данных групп детей.

Информация о работе Влияние самооценки младших школьников на учебную деятельность