Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 11:48, дипломная работа
Цель: изучение связи успешности обучения и самооценки детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой послужило предположение о том, что успешность обучения младшего школьника определяет особенности и уровень самооценки.
Задачи:
дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
описать особенности самооценки младшего школьника;
проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Объект: процесс развития самооценки младших школьников.
Предмет: связь самооценки с успешностью обучения в младшем школьном возрасте.
Планирование в маркетинге решает следующие основные задачи:
Определяет цели, основные принципы и критерии оценки самого процесса планирования (например, дифференциация продовольственных товаров в зависимости от выбранных сегментов рынка, комплексное планирование рыночной стратегии, определение объемов и сроков финансирования в зависимости от маркетинговых целей).
Задает структуру и резервы планов, их взаимную связь (например, увязывает планы реализации изготовленных продуктов питания по отдельным сегментам рынка, претворяет в жизнь комплексную рыночную стратегию, сбытовую и производственную деятельность региональных отделений и филиалов).
Процесс формирования подлинной самооценки включает в себя, по данным этих исследований, два этапа:
- самооценка подвергается внешним действиям;
- в сферу самооценки включается его внутреннее состояние, личностные качества.
Материалы психологических исследований показывают, что усвоение учащимися требований, которые должны удовлетворять их учебную деятельность, осуществляются опосредованно, через оценку результатов этой деятельности учителем.
Психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что на процесс формирования самооценки учащегося решающее влияние оказывает оценка их учебной деятельности и поведение учителей[19].
Во многих работах подчеркивается, что оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер. Однако существует проблема у опытных педагогов, умело пользующихся пятибалльной оценочной системой, оценка качества выполняемых учащимися учебных работ. Специально проведенные наблюдения показывают, что среди многих причин досадного «топтания на месте» немалую роль играет неизвестная учителю оценочная деятельность самих учащихся.
Результаты этих наблюдений показывают, что школьники ведут оценку своих знаний параллельно, но не согласованно с учителем.
Часть оценок переносится ребенком на самого себя – это оценки поведения и качеств личности. Наиболее интенсивно развивается у ребенка-первоклассника оценка в выполнении учебных заданий. Это естественно, поскольку ему каждый день и применительно к разным занятиям приходится слышать оценки педагогов. При этом выявляется такая закономерность: сначала у ребенка формируются критерии оценки и их применение по отношению к другим, а затем – далеко не в полной форме – по отношению к себе[2].
В
ходе учебно-воспитательного
Постепенно
возрастает и самостоятельность
самооценок. Если самооценки первоклассников
почти полностью зависят от оценок
их поведения и результатов
На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь, возможно, более достоверное представление о самом себе.
Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.
Система
оценок, которая в учебно-
Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, то есть, действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.
Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны, безусловно, соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении, хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.
Главное,
что должно определять отношение
каждого учителя к каждому
учащемуся (независимо от уровня его знаний
и индивидуальных психологических особенностей)
- это глубокая вера в растущего человека,
в его возможности.
1.4
Описание диагностических
подходов и методик
к изучению взаимосвязи
успешности бучения
и самооценки младшего
школьника.
К началу младшего школьного возраста психическое развитие ребёнка достигает достаточно высокого уровня. Все психические процессы – восприятие, память, мышление, воображение, речь – уже прошли достаточно долгий путь развития. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.
Переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту знаменуется наступлением возрастного кризиса 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. Именно в этот период младший школьник только начинает овладевать рефлексией, т.е. способностью оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности. Исходя из этого, у детей начинает формироваться самооценка[14].
Именно рефлексия, по мысли Л.С. Выготского, позволяет человеку наблюдать себя со стороны собственных чувств, внутренне дифференцировать «я» действующее, рассуждающее и оценивающее. Рефлексия, как отмечает X. Хекхаузен, наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может «оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих». Рефлексивность при самооценке, также как и способность к осознанию ее средств, является показателем достаточно высокого уровня ее развития. Именно с рефлексией наиболее тесно связано произвольное управление собственным поведением.
Р.Бернс, анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачёк в развитии самооценки.
Проведённое Д.Б. Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы:
- Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет», поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребёнок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.
- Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий, и, вероятнее, ценностно-заданный, чем познавательный характер[12].
Младшему
школьнику в учебной
С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса. Ведущей формой его деятельности становится учебная, с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам. Результаты этой деятельности оцениваются особыми баллами. Психологи и педагоги специально изучают влияние, которое оценки учителя оказывают на ребенка.
Как отмечает А.И. Липкина, у обучающегося в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей – одного из основных компонентов самооценки. А. И. Липкина пишет о необходимости «учитывать при анализе продвижения ребенка в учении не только его интеллектуальные качества и особенности усвоения системы знаний, но и те сложные опосредования умственной работы ребенка, личностные характеристики, которые в концентрированной форме выражены в его самооценке». Для успешности обучения и воспитания важно формировать у учащихся адекватную оценку своих достижений, укреплять их веру в свои силы. Только такая самооценка может поддерживать стремление работать самостоятельно, творчески[18].
Таким образом, самооценка, как и все другие особенности личности, складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.
В
первой главе проанализированы научные
источники, указывающие на закономерности
развития и становления самооценки
детей младшего школьного возраста.
Раскрывается сущность самооценки, ее
влияние на формирование личности школьника,
приводятся различные психологические
характеристики самооценки, раскрывается
ее влияние на поведение и учебную деятельность.
Автор указывает на необходимость учета
уровня сформированности самооценки при
организации учебной и воспитательной
деятельности.
Глава
2. Организация исследования
на тему: «Влияние успешности
обучения на самооценку
младшего школьника»
2.1
Программа исследования.
Развитие самосознания у ребёнка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщённой, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя.
Ребёнок
не рождается на свет с каким-то отношением
к себе. Как и все другие особенности
личности, его самооценка складывается
в процессе воспитания, в котором
основная роль принадлежит семье
и школе. Знать самооценку человека
очень важно для установления отношений
с ним, для нормального общения, в которое
люди, как социальные существа, неизбежно
включаются. Особенно важно учитывать
самооценку ребенка. Как и все в нём, она
ещё только формируется и поэтому в большей
мере, чем у взрослого, поддаётся воздействию,
изменению.
Цель исследования: изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что на успешность обучения младшего школьника влияют особенности и уровень самооценки.
Объект исследования: учащиеся начальной школы:
2 класса – 18 школьников (11мальчиков,7 девочек);
возраст - 8-9 лет.
Эксперимент проводился в МОУ Озеро Карачинской школе Новосибирской области.
В ходе исследования выявлены хорошо успевающие и слабо успевающие дети, в качестве методов исследования были использованы:
1) Методика «Дембо – Рубинштейн», для диагностики частных и общей самооценок (самооценка умственных способностей, характера, авторитета у сверстников, умелости рук, внешности, уверенности в себе).
2) Личностный дифференциал, цель которой – выявить социально-психологические свойства личности и её самосознания, а также самооценку и уровень притязаний.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено следующее исследование:
на I этапе были выявлены особенности самооценки детей младшего школьного возраста;
на II этапе определили успешность обучения детей во 2классе;
на III этапе сравнивались результаты, полученные на первом и втором этапах,
то есть, выявлена взаимосвязь успешности
обучения и самооценки.
Информация о работе Влияние самооценки младших школьников на учебную деятельность